Семья как среда воспитания и развития личности ребенка
Понятие «семья». Функции семьи В педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение: «Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции – репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Сластенин В.А. дает классификациюфункций семьи по отношению к обществу и человеку. К функциям семьи по отношению к обществу относятся: физическое воспроизводство населения; воспитательная функция – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; производственно-хозяйственная; организация досуга. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации. К функциям семьи по отношению к человеку относятся: супружеская; родительская; организация быта. Семья — самая маленькая ячейка общества, дающая ребенку бесценный опыт социализации. Причины ее особой роли обусловлены устойчивостью, долговременностью и богатым разнообразием ее влияния, притом опыт, передаваемый семьей, воспринимается детьми не только разумом, но и чувствами. Это — глубоко запечатлеваемый опыт. Наука свидетельствует также о том, что основа нравственности будущей личности закладывается в раннем детстве под доминирующим воздействием семьи.
В Семейном кодексе Российской Федерации определено следующее: «Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности ребенка и главным институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Термин «воспитание» применяется в двух смыслах: в узком и широком. В узком смысле воспитание означает, осуществляющийся с помощью некоей совокупности методов, процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитателя с целью передачи знаний, привития ему определенной системы представлений, понятий и норм. Данное воспитание мы проводим по отношению к своим собственным детям, кто более, а кто менее, при этом, пытаясь добиться определенных педагогических целей. Но есть еще и другое понимание воспитания - в широком смысле этого термина: воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе, и отношений семейных, которые как бы задают тон всему этому воспитанию в широком смысле. Кто осуществляет воспитание? Сначала родители, а точнее - семья, далее, с ростом ребенка - детские дошкольные учреждения. С наступлением школьного возраста большую воспитательную роль берут на себя школа и школьный коллектив, сообщества сверстников.
Все это обозначается в психологии и педагогике единым термином - институты воспитания. Роль их в процессе развития и формирования личности ребенка не одинакова, и более совершенного института воспитания, чем семья, человечество пока не придумало. Но роль эта с взрослением ребенка меняется. Семья полностью определяет формирование человека вплоть до наступления школьного возраста, хотя при этом ей активно помогают детские дошкольные учреждения, затем школа.
Роль семьи в формировании личности За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Я А Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И.Г.Песталоцци полагал, что семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. Социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в дошкольном учреждении или школе. В исследовании Т. А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. Остановимся на них подробнее.
1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. 2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. 3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. Представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама-учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А. Г.Харчев, И.В.Гребенников, Ю.П.Азаров). Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Условия правильного воспитания детей в семье Правильная организация семейной жизни. Позиция отца: ответственность за семью, ее благополучие и честь. Мать- источник заботы, эмоционально- притягательной силы для ребенка, чувства защищенности, бережного отношения к внутреннему миру ребенка. Условия правильной организации жизни семьи: оптимальный режим жизни семьи, рациональное планирование финансовых возможностей, правильная организация предметной среды, наличие в семье предметов духовной культуры, социально – ориентированная жизненная позиция родителей ребенка, моральная атмосфера семьи, доброжелательные отношения отца и матери, равноправная позиция ребенка в семейных отношениях.
Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий: 1. Авторитет и личный пример родителей 2. Педагогический такт родителей 3. Культура быта в семье 4. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей Типы семей и особенности семейного воспитания. Дифференцированный подход в работе с семьей Воспитание детейв семье не всегда проходит успешно. В нем нередки ошибки, которые отражаются не только на жизни семьи, но и общества. Среди них наиболее распространен чрезмерный авторитаризм родителей, лишающий ребенка самостоятельной линии поведения, когда каждый шаг детей контролируется. При этом у ребенка подрывается вера в свои силы и возможности. Внутренние побуждения и мотивы поведения детей не формируются, но подавляются требованиями беспрекословного послушания. Другой тип ошибок семейного воспитания связан с избалованностью детей, с отсутствием каких бы то ни было требований к ним. Родители стремятся уберечь ребёнка от труда. В этом случае у ребёнка не развивается самостоятельность, желание трудится, ответственность за порученное дело. Он не может выбрать себе дело, довести его до конца, становится безвольным. Следующий тип ошибок в семейном воспитании - отсутствие единой линии воспитания со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек, дедушек). Ребёнок в таких семьях стремится подстроится к противоположным требованиям взрослых, что формирует у него такие черты характера, как лицемерие, лесть и др. Анализ исследований (Е.Д.Белова, Л.М.Зюбин, А.Г.Ковалев) показывает, что устойчивые ошибки семейного воспитания связаны со структурой семьи и семейными отношениями, отношением взрослых к своим гражданским обязанностям, их потребностями и интересами, отношением к труду. По этим признакам выделено несколько типов семей. Как показывают исследования, в каждом типе семьи присутствует определенный стиль воспитания ребенка. Необходимо знать тип семьи для того, чтобы дифференцированно работать с ней. В.И.Логинова, П.Г.Саморукова выделяют 4 типа семей: благополучные, формально благополучные, неблагополучные, неполные. Знание типологии внутрисемейных взаимоотношений помогает решить проблемы семейного воспитания.
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Подласый И.П. выделяет типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях (Педагогика. – М., 2001.). В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей. 1. Семьи, уважающие детей. 2. Отзывчивые семьи. 3. Материально-ориентированные семьи. 4. Враждебные семьи. 5. Антисоциальные семьи. Куликова Т.А. выделяет следующие типы семей: 1. Патриархальная (традиционная) семья. Архаичный тип. Проживают разные поколения родственников. 2. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семей) состоят преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. 3. Малые семьи (состоящие из двух человек: неполные, материнские, «пустые гнезда» (супруги, дети которых вылетели из «гнезда»). Стефановская Т.А. выделяет типы семьи: полная (неполная), благополучная (неблагополучная). К неблагополучным семьям относятся конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная семья, асоциальная семья. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины кризиса отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей. Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье Подласый И.П. выделяет следующие: – невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию; – низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса; – двойная нагрузка на женщину в семье – в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома 36 часов. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов; – высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей; – бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока глава законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается; – обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бытовой почве не исчезают с газетных страниц; – увеличение разрыва между семьей и образовательным учреждением. Обычная образовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье. (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2001.) Что предлагает педагогика для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия? Педагоги перестраивают свою деятельность по отношению к семье в плане гуманизации отношений. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя – когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность педагога открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|