Управление педагогическими системами
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Под управлением педагогическими системами понимается особая деятельность, включающая в себя координацию и направление действий учащихся, педагогов, родителей и обслуживающего персонала и направленная на достижение поставленных целей. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объекты управления: биологические, технические, социальные системы. Система образования – это одна из разновидностей социальных систем Субъекты управления системой образования: Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, районные отделы образования. Базовое звено образования – общеобразовательная школа. Школа – сложная динамическая социальная система, она является объектом внутришкольного управления. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами (целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др.) составляют сущность и содержание внутришкольного управления. Отличительная особенность развития современной системы образования: переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Показатели усиления общественного характера управления образованием: разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений. Принципы управления образовательными системами: 1. принцип демократизации управления, экономической целесообразности, инновационного подхода, вариативности, социальной стабилизации, управленческой компетентности (классификация Гребенюка О.С., Рожкова М.И.).
2. демократизации и гуманизации; системности и целостности в управлении; рационального сочетания централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами (классификация В.А. Сластенина). Совокупность перечисленных принципов определяет основные требования к процессу совершенствования управления школой. В процессе управления образовательное учреждение должно получить оптимальный, т. е. наилучший, результат: Показателями оптимальности управления школой являются конкретные результаты, пути достижения которых могут быть неодинаковыми, а потому и оптимальных результатов организации деятельности педагогического и детского коллективов может быть несколько. Пути, средства, способы оптимизации, алгоритм действий, взаимосвязанные элементы процедуры и т. п. — все это составляет методику оптимизации. Критерии оптимальности: · максимально возможные результаты в формировании знаний, навыков, умений, тех или иных черт личности школьников, повышение уровня их воспитанности и пр.; · минимально необходимые затраты времени педагогов, детей и их родителей, обслуживающего персонала на достижение определенных результатов; · минимально необходимые затраты усилий педагогов, детей и их родителей, обслуживающего персонала на достижение определенных результатов за отведенное время; · минимальные, по сравнению с типичными, затрату средств на достижение определенных результатов за отведенное время. Оптимальным должен быть не только процесс управления в целом, но и отдельные его этапы. Школа как педагогическая система и объект научного управления
1. системообразующие факторы: цель, результат 2. условия функционирования: социально-педагогические условия, временные условия 3. структурные компоненты:управляющая система (педагогический коллектив), управляемая система (ученический коллектив), содержание, средства, формы, методы педагогической деятельности 4. функциональные компоненты: педагогическим анализ, целеполагание и планированием, организация, контроль, регулирование, корригирование Список рекомендуемой литературы 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982. 2. Андреева Г.Н. Социальная психология. Москва: МГУ, 1988. 3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб,2001. 4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 2000. 5. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Бахрах – М, 2003. 6. Гребенюк О.С.,Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. 7. Григорович Л.А.,Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: учебное пособие.-М.: Гардарики, 2003. 8. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, 1999. 9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 10. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 11. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. М.: Просвещение, 1995. 12. Основы психодиагностики: Учеб. пособие / Под общей редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 13. Основы психологии: Практикум \ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко, Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 14. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-пресс, 1998. 15. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998. 16. Педагогическая энциклопедия в 4 томах. – М., 1968. 17. Педагогический словарь. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. – М., 2005. 18. Педагогический энциклопедический словарь. -М., 2003. 19. Психология и педагогика: учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Ин-т психотерапии, 2002. 20. Психология и педагогика: учебное пособие \ Под ред. А.А. Радугина. М.: Издательство Центр, 1997. 21. Психология: учебник \ Под редакцией А.А.Крылова. М.: Проспект, 1999. 22. Психология: учебник \ Под редакцией В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2000.
23. Российская педагогическая энциклопедия в 2 томах. М., 1993. 24. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие.-М.: Академия, 2003. 25. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. 26. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
[1] В.Франкл, Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, стр.27. [2] Аспект – сторона объекта исследдования [3] по мнению американского психолога Морено максимальный объем малой группы – 40 человек
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|