Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое оглавление




Развитие движения у детей раннего возраста: норма, знаки неблагополучия и что с ними делать

Материалы к семинару по развитию движения детей первого года жизни

 

Краткое оглавление

 

О чем мы будем говорить

Понятие нормы

Исторически сложились следующие понятия нормы:

гармония,

идеальный образец,

большинство,

стандарт,

оптимум функционирования,

типичный вариант,

черный ящик, ограниченный патологией,

социализированная индивидуальность.

Древнегреческое определение, как я понимаю: норма – это сбалансированность.

Средневековое определение, как я понимаю: норма познается в соотнесении с идеальным образцом. Без требования соответствия, как с задающим направление желательного развития.

патологическим считали такой признак, который не встречается у большинства особей данного вида.

в связи с распространением идей кибернетики живой организм стали рассматривать в качестве саморегулирующейся биологической системы; это привело к новому пониманию нормы в медицине как оптимума функционирования и развития организма.

Но это в теории, а в отношении практики можно сказать, что примерно 500 последних лет имело наиболее широкое хождение представление о норме как прокрустовом ложе, с постепенным усовершенствованием с помощью математики и статистики до типичного образца

нормальное развитие зависит от индивидуальных, половых, возрастных, конституциональных и многих других особенностей.

Необходимость, при таком подходе, учитывать неизмеряемые факторы заставила ряд медиков считать норму субъективным феноменом, то есть рассматривать норму как результат экспертной оценки.

Устоявшееся понимание нормы как средней величины в столкновении с противоречивой природой изменчивости живого привело к выводам об относительности нормы и растворении ее в аномалиях и к отрицанию существования объективной нормы вообще.

нормой можно считать оптимальную зону, в пределах которой организм не переходит на патологический уровень саморегуляции.

Таким образом, концепция нормы пришла к отказу от содержательного понимания нормы изнутри, к определению ее извне, через нащупывание его внешних границ – патологий, превращение нормы в “черный ящик”.

Это мы видим, например, в определении из оксфордского толкового словаря общей медицины 2002 года:

“Нормальным следует считать такое строение (состояние) организма или органа, при котором их функция не нарушается”.

Тем временем был взломан концепт человека как “закрытой системы”.

В поле зрения теоретиков снова попал внешний, средовый фактор, с одной стороны, а с другой – к нему добавился еще и внутренний, психический. Стали рассматривать систему «природа – человек – общество».

Как норму было предложено рассматривать социализированную индивидуальность, что подразумевает включение в норму условий жизни, обучения и воспитания.

Здоровье как ценность и цель имеет чисто человеческое, внеприродное содержание – основы, обеспечивающей реализацию потенциала индивидуума.

Важнейшими условиями такой реализации являются возможности выбора.

Возможности выбора, в свою очередь, обеспечиваются доступной вариативностью действий, с одной стороны, и их соответствием намерениям, с другой.

Выбирая в поле потенциально возможных действий, ребенок реализует свой потенциал развития.

Поле возможных действий, в свою очередь, существует в пространстве предложения, создаваемом опекающими ребенка взрослыми, которые действуют исходя из ожидаемого развития ребенка.

Это ожидаемое развитие позволяет выявить фронт развития малыша, состоящий из потенциально доступных ему текущих задач развития.

При этом каждая возможность в моторном развитии обеспечивается вполне определенными основаниями.

Таким образом, “мягкое” пространство доступных активностей парадоксальным образом образовано вполне жесткими конструкциями.
Их надо видеть, понимать их устройство, отслеживать их развитие и корректировать, если надо.

Для того чтобы разобраться с доступными активностями, их нужно “вытащить” из картины нормального, всегда пластичного развития.

Это можно сделать, если выстроить из них идеализированную модель закономерного развития, в которой все связи носят определенный характер.

Это можно сделать, если представить себе, что ребенок последовательно реализует все открывающиеся перед ним двигательные возможности.

Такое рассмотрение позволяет проявить “необходимое и достаточное” для каждого шага, и выстроить связный и понятный каркас идеального моторного развития младенцев.

Таким образом, мы построили подход к оценке нормы как динамического состояния закономерного развития. Что позволяет находить необходимые для него условий и способы поддержки.

Этот подход находит место всем предшествующим как необходимым без конфликтов между ними. Рассмотрим их роли и взаимодействие в историческом порядке.

Гармония
должна существовать:

между материальным и социальным окружением ребенка и его потребностями,

между его функциональной зрелостью и желаниями,

между различными аспектами его созревания.

Идеальный образец –
каркас моторного развития служит основой для понимания его возможностей, направления и динамики.

Большинство,
как обычно встречаемый вариант стечения обстоятельств развития, позволяет построить

стандарт
как еще одну идеализацию, позволяющую рассмотреть все необходимые обстоятельства каждого этапа развития.

Оптимум функционирования
проступает как состав внешних и внутренних обстоятельств развития в их взаимодействии и гармонии, если перейти к рассмотрению человека как открытой системы.

Типичный вариант,
опирающийся на статистический разброс, помогает увидеть границы возможного изнутри.

Черный ящик,
ограниченный патологией, проявляет дефициты, вызывающие нарушения развития снаружи.
И наконец,

социализированная индивидуальность –
важнейший аспект, перевешивающий значение всех остальных, содержит роли в моторном развитии личности младенца и его социального окружения в контексте их взаимодействия и взаимовлияния.

Нарушения двигательного развития – это всегда дефициты, под действием которых картина развития искажается.

Общие знаки неблагополучия

Моторные знаки неблагополучия

Проблемы с овладением этапным навыком

Положения и переходы

Список основных положений

Список основных переходов

Положение лежа на спине

Поворот на бок

Поворот на живот

Группировка

Присаживание

Подтягиванием

Опорой на руку

Положение лежа на животе

Подъем головы

Самолетик

В локтевую опору

В ладонную опору

В ползание подтягиванием

На руках

Гусеницей

В боковое дотягивание

В ползание по пластунски

В коленную опору

В положение на боку

В положение на спине

Перекатывание

На бок и обратно

На спину и обратно

Вальком

В опору на локоть

На четвереньки

В положение сидя

Положение на боку

На спину

На живот

На локоть

Присаживание

Боковая опора на локоть

На бок

На спину

На живот

Присаживание

На четвереньках

В коленно-локтевую опору

В положение на животе

В ползание

Присаживания

На колени

На корточки

Сидя с опорой на руку

На живот

На спину

На локоть

На четвереньки

Сидя

На колени

Вставание

У опоры

Без опоры

Сидя

Сидя с опорой на руку

Сидя с опорой на локоть

На четвереньки

На колени

Вставание

У опоры

Без опоры

На коленях

В ходьбу на коленях

В положение на одном колене

На четвереньки

Присаживание

На корточки

Вставание

Ладонно-подошвенная опора

На четвереньки

На корточки

Вставание

Корточки

На четвереньки

В ладонно-подошвенную опору

На коленях

Сидя

Стоя

Положение стоя

В ладонно-подошвенную опору

На четвереньки (при падении)

На животе с опорой на руки (при падении)

В положение сидя

На корточки

На одно колено

В ходьбу

У опоры

Самостоятельно

Проблема наложений

Основные трудности в овладении этапными моторными навыками, их причины и способы преодоления

Положение лежа на спине

Неконтролируемость положения.

Разгибательные и сгибательные тонусы.

Жесткий плече-тазовый блок.

Низкая активность ног.

Низкая спонтанная активность.

Слабость сгибателей корпуса.

Слабость сгибателей ног.

Низкая активность рук.

Плечи разведены.

Высокий тонус сгибателей пальцев.

Поворот на бок

Не поворачивается блоком.

Не поворачивается через симметричный подъем ног.

Не поворачивается через шаг.

Положение лежа на боку

Первичное, контролируется опорой на боковую поверхность бедра и/или плеча.

Не удерживает положение на боку.

Основное, контролируется стопой.

Поворот на живот

Мешают руки, ноги.

Ударяется лицом.

Положение лежа на животе

Положение на животе дискомфортно.

Нормально для новорожденного.

Не лежит с повернутой вбок головой, не может повернуть голову вбок.

Недостаточность защитного рефлекса.

Высокий симметрирующий рефлекс.

Трудно поднять голову.

Недостаточность тонуса мышц спины, ягодиц.

Не опирается на руки.

Высокий сгибательный тонус.

Высокий тонус отводящих руки мышц.

Слабость оптической реакции опоры.

Поворот на спину

Не получается общим сгибанием.

Недостаточность сгибательных тонусов.

Препятствует избыточное отведение конечностей.

Не получается приведением руки.

Поворачивается разгибанием и ударяется головой.

Ползание по пластунски

Не пытается перемещаться.

Дефицит силы мышц живота.

Не заинтересован.

Не вовлекает корпус в дотягивание.

Плечи на опоре заблокированы.

Пытается перемещаться только “гусеницей”.

Дефицит торсионных и латеральных напряжений.

Недостаточность опоры на одну руку.

Не согласованы движения рук и ног.

Присаживания

Слабость латеральных тонусов.

Развиваем латеральные тонусы.

Дефицит торсионных тонусов.

Не присаживается.

Ползание на четвереньках

Поставленный на четвереньки, падает вперед.

Ноги “разъезжаются”.

Сидение и выходы из положения сидя

Посаженный, падает назад, сидит с круглой спиной, предпочитает сидеть “лягушкой”.

Вставание и выходы из положения стоя

Встает у опоры, подтягиваясь на руках, не вышагивая.

Стоит у опоры, не перешагивая.

Не может сесть из положения стоя.

Ходьба

Ходит неустойчиво, часто падает и не всегда удачно.

Приложение 1
Этапные навыки. Обобщенное описание моторного развития на первом году жизни

1-4

2-6

3-7

4-9

5-11

6-12

7-14

8-14

9-15

10-17

12-19

Приложение 2
Этапные навыки. Компиляция из “Таблица функционального развития ребенка” (Griffits-Entwickilungskalen Engebore Brand) и “Календарь развития ребенка”.

Новорожденный

1 месяц

2 месяца

3 месяца

4 месяца

5 месяцев

6 месяцев

7 месяцев

8 месяцев

9 месяцев

10 месяцев

11 месяцев

12 месяцев

Приложение 3
Рефлексы новорожденных

Стволовые

Мигательный рефлекс

Поисковый рефлекс

Хоботковый рефлекс

Сосательный рефлекс

Глотательный рефлекс

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Спинальные

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона)

Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро)

Подошвенный рефлекс

Рефлекс Бабинского

Защитный рефлекс

Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра)

Рефлекс Галанта

Рефлекс Переса

Рефлекс опоры

Шаговый рефлекс

Нырятельный рефлекс

Позотонические

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса – Клейна)

Симметричные тонические шейные рефлексы

Лабиринтный тонический рефлекс

Приложение 4
Описание нормального и патологического развития.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (до 1 мес)

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы.

Безусловные рефлексы.

Реакции выпрямления и равновесия.

Голосовые реакции.

Эмоциональные и психические реакции.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы.

Реакции выпрямления и равновесия.

ВТОРОЙ ПЕРИОД (1-3 мес)

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

Тракция за руки.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Тонические шейные и лабиринтные рефлексы.

Безусловные рефлексы.

Реакции выпрямления и равновесия.

Голосовые реакции.

Эмоциональные и психические реакции.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

Ответные реакции на внешние стимулы.

Тракция за руки.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы.

Безусловные рефлексы,

Реакции выпрямления и равновесия.

Голосовые реакции.

Эмоционально-психические реакции.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД (3 - 6 мес. )

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

Тракция за руки.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Реакции выпрямления и равновесия.

Голосовые реакции.

Эмоциональные и психические реакции.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

Проба на разгибание головы и шеи.

Проба на тракцию за руки.

Проба на АШТ-рефлекс.

Проба на отсутствие шейной выпрямляющей реакции.

Пробы на флексорную спастичность рук.

Проба на экстензорную спастичность ног.

Проба на спазм приводящих мышц бедер.

На животе.

Проба на защитный поворот головы.

Пробы на флексорную спастичность рук.

Проба на защитную экстензию рук.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы.

Безусловные рефлексы.

Реакции выпрямления и равновесия.

Руки.

Голосовые реакции.

Эмоциональные и психические реакции.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД (6-9 мес)

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

Тракция за руки.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Реакции выпрямления и равновесия.

Руки.

Голосовые реакции.

Эмоциональные и психические реакции.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы.

Реакции выпрямления и равновесия.

Руки.

Голосовые реакции.

Эмоциональные и психические реакции.

ПЯТЫЙ ПЕРИОД (9-12 мес. )

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

Тракция за руки.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Тонические шейные, лабиринтный и безусловные рефлексы.

Реакции выпрямления и равновесия.

Руки.

Голосовые реакции.

Эмоциональные и психические реакции.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

Тракция за руки.

На животе.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Безусловные рефлексы.

Реакции выпрямления и равновесия.

Руки.

Голосовые реакции.

Эмоциональные и психические реакции.

Выводы.

Данные неврологического обследования:

I. Нарушение мышечного тонуса.

II. Врожденные рефлекторные реакции.

III. Нарушение позы и произвольных движений.

Голова:

Руки:

Ноги:

IV. Задержка речевого и психического развития.

Приложение 5
Базовый набор упражнений для развития крупной моторики у детей первого года жизни

Приложение 6
Краткое изложение средового подхода к терапии двигательных расстройств

Приложение 7
Тезисы к организации коррекционных занятий с детьми первого года жизни

Приложение 8
Понятие нормы

Статья из медицинской энциклопедии

О чем мы будем говорить

Понятие нормы

Общие знаки неблагополучия

Моторные знаки неблагополучия

Проблемы с овладением этапным навыком

Положения и переходы

Список основных положений

Список основных переходов

Основные трудности в овладении этапными моторными навыками, их причины и способы преодоленияРазвитие движения у детей раннего возраста: норма, знаки неблагополучия и что с ними делать

Материалы к семинару по развитию движения детей первого года жизни

 

 

Положение лежа на спине

Поворот на бок

Положение лежа на боку

Поворот на живот

Положение лежа на животе

Поворот на спину

Ползание по пластунски

Присаживания

Ползание на четвереньках

Сидение и выходы из положения сидя

Вставание и выходы из положения стоя

Ходьба

 

Приложение 1
Этапные навыки. Обобщенное описание моторного развития на первом году жизни

 

Приложение 2
Этапные навыки. Компиляция из “Таблица функционального развития ребенка” (Griffits-Entwickilungskalen Engebore Brand) и “Календарь развития ребенка”.

 

Приложение 3
Рефлексы новорожденных

 

Приложение 4
Описание нормального и патологического развития.

 

Приложение 5
Базовый набор упражнений для развития крупной моторики у детей первого года жизни

 

Приложение 6
Краткое изложение средового подхода к терапии двигательных расстройств

 

Приложение 7
Тезисы к организации коррекционных занятий с детьми первого года жизни

 

Приложение 8
Понятие нормы

Статья из медицинской энциклопедии

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...