Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы интеграции предприятий




Форма интеграции Возможность
Слияние и поглощение путем покупки организации или контрольного пакета акций Предусматривает интеграцию и долгосрочный плановый горизонт
Создание совместного предприятия Ограничивает риск инвестора одним, отдельно взятым проектом
Создание стратегического альянса или заключение контрактов Можно разорвать отношения при смене обстоятельств (конъюнктуры рынка, финансового состояния организации и т.д.)

 

Слияние – это любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух (или более) ранее существовавших структур. Предполагает объединение активов двух организаций путем контроля со стороны руководства новой организации, которая находится в совместном владении акционеров организаций, участвующих в данном процессе.

Поглощение или приобретение имеет место там, где одна организация получает контроль над другой путем приобретения контрольного пакета акций с правом решающего голоса. Поглощение можно определить как взятие одной организации другой под полный контроль, управление ею с получением абсолютного или частичного права собственности. Поглощение часто осуществляется путем скупки всех акций организации на бирже, то есть ее непосредственного имущественного приобретения.

Создание совместного предприятия – форма участия страны в международном разделении труда путем создания предприятия с совместно внесенной собственностью участниками из разных стран для совместного управления, совместного распределения прибыли и совместного разделения рисков. Целями создания совместного предприятия могут быть:

1) более полное насыщение рынка страны, где находится совместное предприятие, товарами и услугами, являющимися предметом его деятельности;

2) привлечения в страну передовых технологий, управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов;

3) расширение экспортной базы;

4) сокращение импорта за счет выпуска импортозамещающей продукции;

5) расширение рынка сбыта;

6) оптимизация налогообложения.

Создание стратегического альянса или заключения контрактов –долгосрочное соглашение между двумя или большим числом самостоятельных организаций из разных стран мира о сотрудничестве в сфере сбыта продукции, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, производства продукции, технологического развития. Цели данного вида интеграции:

1) снижение риска;

2) экономия всех видов ресурсов на расширении масштабов производства;

3) обмен передовыми технологиями;

4) устранение и снижение конкуренции;

5) преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров при выходе на перспективные зарубежные рынки.

Каждая из интеграционных стратегий организации имеет характерные особенности. Так, вертикальная интеграция сопровождается расширением организацией-покупателем своей деятельности или на предыдущие производственные стадии, вплоть до поставщиков сырья, или на последующие – до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных предприятий.

Стратегии вертикальной интеграции «назад» (или «вверх») используются для того, чтобы стабилизировать или защитить стратегически важный источник снабжения. Иногда такая интеграция необходима, поскольку поставщики не обладают ресурсами или ноу-хау, чтобы выпускать детали или материалы, необходимые организации. Еще одной целью может быть доступ к новой технологии, критической для успеха базовой деятельности. Многие производители компьютерной техники интегрировались с производителями полупроводниковых компонентов, чтобы овладеть этой технологией.

Так, отрасль промышленного производства бетона в Австралии характеризуется жесткой конкуренцией, поскольку входные барьеры на рынок являются низкими, а спрос на продукцию является циклическим. Участники рынка ведут ценовые войны и имеют низкие доходы. Добыча песка и гравия для производства бетона, наоборот, является чрезвычайно прибыльным бизнесом. Количество карьеров ограничено, а высокие расходы на транспортировку действуют как жесткие барьеры для входа на рынок новых участников. Добывающие компании повышают цены и имеют сверхприбыль. Поняв это, производители бетона интегрировались «назад» в карьерный бизнес главным образом из-за поглощения. Теперь три крупные участники австралийского рынка контролируют около 75% промышленного производства бетона и карьеров.

Стратегии интеграции «вперед» (или «вниз») используются для обеспечения контроля над выходными каналами. Для предприятия, выпускающего потребительские товары, речь может идти о контроле над сбытом по франшизной сети, эксклюзивных контрактах или о создании собственной сети магазинов типа Yves Rocher или Bata. На промышленных рынках главная цель использования данной стратегии заключается в контроле над развитием дальнейших звеньев промышленной цепочки, которые обеспечиваются организацией. Именно поэтому некоторые базовые отрасли экономики активно участвуют в развитии организаций, осуществляющих дальнейшее преобразование их продукции. Иногда интеграция «вперед» осуществляется для того, чтобы лучше узнать о пользователях продукции организации. В этом случае создается филиал, задача которого состоит в понимании проблем клиентов с целью более полного удовлетворения их потребностей.

Примером интеграции «вперед» является деятельность автомобильной промышленности, которая создает собственные дистрибьюторские и дилерские сети. Компании с мощной дилерской сетью обычно владеют ими полностью. Для новичков рынка это означает, что они должны инвестировать больше средств и времени в развитие новых крупных дилерских сетей. Выбор этой стратегии американскими автогигантами типа General Motors в свое время позволил защитить рынок от экспансии японских производителей.

Горизонтальная интеграция наблюдается тогда, когда одна организация берет под контроль другую, принадлежащую к этой же отрасли экономики и находящуюся на аналогичном уровне производства. Среди преимуществ горизонтальной интеграции выделяют сокращение расходов и налоговых выплат. Элементами стратегии горизонтальной интеграции, как правило, являются:

добавления региональных рынков или быстрый выход на новые;

увеличение доли рынка путем приобретения конкурента;

укрепление существующей позиции на рынке;

приобретение технологии, партнеров и т.д.

Различают четыре основных типа стратегий горизонтальной интеграции предприятий (рис. 13.2).

 

 

Рис. 13.2. Типы стратегий горизонтальной интеграции

Горизонтальная интеграция Y-типа – это объединение организаций одной отрасли, производящих однотипную продукцию или осуществляющих производство на аналогичной стадии. Цель – усиление позиции организации путем поглощения или контроля над конкурентами. Обоснования применения: нейтрализовать конкурента, мешающего достичь критической массы для получения эффекта масштаба; получить выигрыш на взаимодополняемости ассортимента товаров, получить доступ к сбытовой сети или отдельным труднодоступным сегментам покупателей.

Особый вид горизонтальной интеграции – родовое слияние X- или K-типов – объединение организаций, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, организация, производящая фотоаппараты, объединяется с организацией-производителем фотопленки или химреактиы для фотографирования. При этом X-интеграция – это объединение взаимодополняющих, похожих по масштабам сбыта организаций или направлений деятельности, а К-интеграция – это присоединение организации без изменения основного вида деятельности.

Примеров успешной горизонтальной интеграции в мире много. Так, известная австрийская компания Fischer, в свое время специализировавшаяся исключительно на производстве профессиональных горных и беговых лыж, в 2002 г. выкупила акции своего японского партнера и начала изготавливать также беговые ботинки и лыжные палки. В 2011 г. Fischer представила новую технологию Vacuum fit, согласно которой впервые в истории появилась возможность полностью адаптировать горнолыжный ботинок с анатомическими особенностями строения ноги пользователя.

Немецкая компания Völkl, производитель профессиональных горных лыж, не пытается выпускать то, в чем не является специалистом. В 1994 г. компания заключила картельное соглашение с компаниями Tecnica и Marker о совместной всемирной дистрибуции. Сегодня в рамках альянса игроки предлагают определенную интегрированную платформу, согласно которой Marker под лыжи Völkl выпускает специальные крепления, а к ним полностью подходят ботинки Tecnica. Подобное сотрудничество повышает эффективность работы каждого из трех перечисленных предприятий.

Приобретение австрийской холдинговой компанией Raiffeisen International Bank-Holding AG 93,5% акций банка «Аваль» в Украине также является типичным примером горизонтальной интеграции.

Конгломератное слияние H-типа – это объединение организаций различных отраслей без наличия производственной общности, то есть слияние организации одной отрасли с организацией другой отрасли, которая не является ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяющиеся организации не имеют технологического или целевого единства с основной сферой деятельности организации-интегратора. Профилирующее производство в таких объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.

Выделяют три разновидности конгломератного слияния:

1) слияние с расширением продуктовой линии – сочетание неконкурирующих продуктов, имеющих сходные каналы реализации и / или процесс производства;

2) слияние с расширением рынка – приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в районах, которые ранее не обслуживались;

3) чистое конгломератное слияние – не предполагающее никакой общности продукции и технологии ее производства.

Существует возможность интеграции комбинированного типа, особенно при объединении крупных транснациональных корпораций. Ярким примером является приобретение в 2005 г. американской корпорацией Procter & Gamble за 57 млрд. долл. компании Gilette – производителя одноименных бритв, батареек Duracell, зубной пасты Oral-B и бытовых электроприборов под торговой маркой Braun. В результате образовалась крупнейшая компания потребительского сектора в мире с годовым доходом в размере более 60 млрд. долл., что позволило ей обойти англо-голландскую компанию Unilever и занять первое место в мировой индустрии потребительских товаров.

Объединившись в интеграционную структуру, ее участники получают возможность более гибко сосуществовать в ее рамках, одновременно решать общие задачи и проблемы. В современных условиях появление такого рода образований оживляет рыночную конъюнктуру, дает реальный эффект в виде отдачи от инвестированных средств и реализует главную цель – получение дополнительной прибыли за счет повышения эффективности деятельности.

 

В то же время, интеграция будет успешной только в том случае, когда организация, которая покупается, обладает уникальной запатентованной технологии или известным брендом, которые трудно скопировать конкурентам. Не имеет смысла покупать новый бизнес, если компания-покупатель не сможет получать сверхприбыли хотя бы несколько лет. К тому же новые рынки будут успешно развиваться, только если у нового продукта есть явные преимущества по сравнению с существующими или товарами-аналогами, которые могут появиться в ближайшее время.

Вертикальная интеграция должна быть продиктованной исключительно жизненной необходимостью. Эта стратегия слишком дорогая, долгосрочная, сложная, рискованная, ее достаточно трудно «вернуть назад». Иногда вертикальная интеграция необходима, однако довольно часто организации выбирают чрезмерный вариант интеграции. Объясняется это двумя причинами: во-первых, интеграционные решения довольно часто принимаются исходя из сомнительных оснований, и, во-вторых, руководители забывают о существовании множества других стратегий, которые могут стать более приемлемыми в плане затрат и экономической выгоды. Такие необоснованные решения дают другим, более дальновидным стратегам возможность учиться на чужих ошибках.

Типология основных форм интеграционных объединений, используемых в мировой практике, приведена на рис. 13.3.

 

Рис. 13.3. Основные формы интеграционных объединений

 

Ассоциация – это договорное добровольное объединение юридических и физических лиц, созданное с целью постоянной координации деятельности и достижения общей хозяйственной, научной, культурной или любой другой некоммерческой цели. Торговая ассоциация – структура по обмену информацией между компаниями определенной отрасли и лоббированию общих интересов в правительстве и законодательных органах. Если по решению участников ассоциации поручается осуществление предпринимательской деятельности, такая ассоциация должна быть преобразована в хозяйственное общество.

Ассоциация выгодно отличается от концерна и корпорации небольшой степенью централизации, от консорциума – широтой сфер деятельности организаций, входящих в ее состав.

Управление в ассоциации может осуществляться как специально созданным органом, так и главным юридическим лицом по согласованию с ее членами. При этом созданный орган управления ассоциацией становится информирующим и координирующим центром. Он обеспечивает согласованную деятельность по отдельным видам и направлениям работы. Члены ассоциации сохраняют юридическую самостоятельность и могут совмещать свою деятельность в ней с участием в других ассоциациях и хозяйственных объединениях.

В рамках ассоциаций их участники координируют выполнение отдельных общих задач или совместно осуществляют часть неосновных функций. Ограниченность связей между членами ассоциации делает невозможной взаимную имущественную ответственность по финансовым долгам участников и ассоциации в целом. Кроме того, ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность одного из ее участников.

Наиболее характерными чертами координационной деятельности и функциями ассоциации, которые не противоречат антимонопольному законодательству, могут быть следующие:

предоставление участникам юридических консультаций, помощь в осуществлении экспорта, кредитовании, подготовке и переподготовке кадров;

информационный поиск и обеспечение членов ассоциации материалами по современным техническим разработкам, промышленных стандартов и статистики;

обеспечение членов ассоциации рыночной информации;

осуществление рекламных мероприятий по содействию экспорту и стимулированию спроса на внутреннем рынке;

поиск новых рынков сбыта готовой продукции, а также сфер материально-технического снабжения;

координация совместных исследований и разработок;

поддержка интересов членов ассоциации в государственных учреждениях.

В связи с тем, что ассоциация создается как договорное объединение и не является хозяйственным обществом, она не может осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прямые доходы. Кроме этого, функции и полномочия ассоциации исключают возможность ограничивать конкуренцию среди учредителей и других участников рынка. К особенностям такой формы объединения, как ассоциация, относятся:

мягкая форма интеграции организаций с точки зрения обязательной подчиненности и централизации;

возможна централизация отдельных функций, в основном информационного характера;

ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами;

члены ассоциации сохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

члены ассоциации могут бесплатно пользоваться ее услугами.

Указанные особенности ассоциации, а также ее функции по координации деятельности участников, предоставление услуг другим предприятиям и организациям – производственным, коммерческим, информационным –способствуют объединению усилий по налаживанию хозяйственных связей, кооперации производства. Такая деятельность побуждает к созданию и развитию более тесного взаимодействия между предприятиями и организациями ассоциации, к глубокой и совершенной интеграции. Как следствие, это приводит к необходимости и целесообразности совместной экономической концентрации усилий по достижению общей коммерческой цели. Поэтому ассоциативную деятельность можно рассматривать как предпосылку перехода к созданию сложных типов хозяйственных объединений.

 

Корпорация – договорное объединение предприятий и организаций, созданное на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием определенных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из ее участников. То есть в корпорации возможна централизация функций, которая определяется их перечнем в договоре. Целью создания корпорации является консолидация производственно-хозяйственной деятельности организации, координация усилий в решении сложных технических, финансовых, социально-экономических проблем, защита общих интересов, кооперировании в выпуске продукции и т.д.

Корпорация отличается степенью централизации отдельных функций. Делегирование отдельных полномочий для централизованного их выполнения в корпорации противопоставляется полной централизации. Так, выполнение одной функции корпорацией предусматривает неучастие и невмешательство в другие сферы производственно-коммерческой деятельности ее участников.

Предприятия и организации, входящие в состав корпорации, сохраняют права юридического лица, полную финансовую независимость и производственно-хозяйственную самостоятельность. Они имеют право возвращать делегированные полномочия в порядке, обусловленном учредительными документами, добровольно выйти из корпорации, иметь другие права, закрепленные законом или учредительным договором.

Корпорация пользуется хозяйственными правами и правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета в банковских и кредитных учреждениях, печать и т.д. Она имеет собственное имущество, полученное от участников, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Предприятия не отвечают по обязательствам корпораций, а корпорация – по обязательствам своих участников, если иное не предусмотрено учредительными документами.

Средства корпорации формируются из вступительных и членских взносов ее участников, целевых фондов и средств, объединенных членами корпорации для финансирования совместных мероприятий. Полученная прибыль используется для создания фондов корпорации: резервного фонда, фонда развития производства, социального развития и других – для дальнейшего использования и достижения общих целей компании.

Деятельность корпорации базируется на принципах добровольного вступления и беспрепятственного выхода из нее, равноправия ее членов, самофинансирования, гласности и полноты информации. Цели и направления деятельности, а также полномочия корпорации в целом и ее центра устанавливаются учредительным договором. При этом определяются двоякого рода функции: производственно-коммерческой деятельности и управления делами корпорации в пределах предоставленных полномочий. Корпорация имеет полную производственно-хозяйственную самостоятельность и может осуществлять любые виды хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенные законодательством.

 

Консорциумы – это временные добровольные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели, имеющие форму юридического лица. Консорциум создается на основе временного соглашения участников об объединении ресурсов и усилий в целях финансирования крупных целевых программ и конкретных проектов инновационного, научно-технического и инвестиционного характера. После выполнения этих задач консорциум ликвидируется или переходит в другой вид объединения. Таким образом, консорциумы не предусматривают высокой степени централизации и концентрации управления. Консорциумы, как и ассоциации, больше характеризуют координационные, чем субсидиарные отношения участников. Особенности консорциума:

организация консорциума оформляется соглашением; организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть акционерное или другие типы хозяйственных обществ;

целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, как правило, в сфере основной деятельности; осуществление научных проектов, в том числе международных; совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

организации могут одновременно входит в состав нескольких консорциумов;

организации консорциума полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

как правило, участники консорциума не формируют никаких сложных организационных структур; управление осуществляет небольшой аппарат (например, совет директоров консорциума).

Консорциумы создаются для высококачественного выполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, которые требуют консолидации усилий и возможностей научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решать определенную задачу. Чаще всего консорциумы создаются для совместной разработки полезных природных ресурсов. Например, консорциум нефтедобывающих компаний в составе Бритиш Петролиум, Шелл, Амко, Шеврон, Туркиш Петролиум совместно с государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским AT «Лукойл» осуществляют разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.

Консорциумы могут создаваться банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности участников. Они могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания-заказчик согласовывает контракт отдельно с каждым участником. При создании открытого консорциума все его участники подчинены лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своего долевого участия.

Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников и получает за это отчисления от членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который отвечает за выполнение проекта лично. Лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах предоставленных полномочий. Ответственность по обязательствам несут члены консорциума в размере их частей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например, солидарная, долевая. Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей части работ и берет на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

Отличительной чертой этой формы интеграции компаний становится их интернационализация. Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство. Классическим примером является западноевропейский консорциум Airbus Industry, который контролирует около 30% рынка гражданских реактивных самолетов. Это ведущие авиастроительные компании Англии, Германии, Испании, Франции. Если на первом этапе функционирования консорциума финансирование происходило за счет кредитов правительств стран-участниц, то, начиная с модели А-321, разработка новых самолетов полностью финансируется за счет собственных средств и коммерческих кредитов. В последнее время появились консорциумы нового типа, где участниками выступают отдельные государства, например, ИНТЕЛСАТ – Международный консорциум спутниковой связи.

В мировой практике чаще всего встречаются следующие виды консорциумов:

банковский – группа банков, временно организованная крупнейшим банком – лидером консорциума для совместного осуществления кредитных, гарантийных и других банковских операций с целью расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки;

финансовый – временный союз нескольких банков с целью осуществления крупных финансовых операций, например, размещения больших займов;

гарантированный – соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которые распределяют между собой взятый на себя риск и обеспечивают его постепенное возмещение; гарант – банковская группа во главе с банком-лидером гарантирует получение кредита;

подписной – гарантирует реализацию займа, размещения ценных бумаг;

экспортный – внешнеторговое объединение, создаваемое с целью содействия экспортным операциям организаций, входящих в него.

 

Концерны представляют собой наиболее распространенную и развитую в мире форму интеграции компаний. Это форма отраслевых, а чаще, межотраслевых самостоятельных организаций, связанных системами участия в капитале, финансовыми связями, соглашениями общности интересов, патентно-лицензионными соглашениями, тесным производственным сотрудничеством. Концерн – это уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предприятий.

Концернам присуща централизация значительной части производственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участниками единой политики. Следствием этого является наделение его широким кругом полномочий по осуществлению производственной деятельности, создание централизованных финансовых фондов, новых субъектов хозяйственной деятельности в интересах участников концерна.

Особенностью концерна является централизованная организационная структура с жесткими связями участников, которые согласованно осуществляют основную деятельность. Учредительными документами концерн может запретить его участникам принимать участие в работе других концернов, за исключением ассоциаций. Жесткая система связей ведет к согласованию между членами концерна дополнительной имущественной ответственности по обязательствам объединения в целом. Высокая степень централизации делает необходимым создание обособленного аппарата управления. Кроме этого, концерн может централизовать любые функции управления, если это предусмотрено уставом.

Концерн представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, участники которого тесно связаны между собой технологической и кооперационной общностью. Они передают концерну значительно больше полномочий, чем ассоциации и корпорации, централизовывают выполнение основных направлений деятельности (за исключением инвестиционной, научной, внешнеэкономической и т.д.). Участники концерна наделяют его правом отношений с государственными органами управления, материально-технического снабжения, реализации готовой продукции и др.

Основными особенностями концернов являются:

достаточно жесткая форма интеграции компаний (за исключением трестов);

в большинстве случаев это объединение производственного характера;

в рамках концерна централизуется финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразования, использования производственных мощностей, кадровой политики;

головная компания концерна чаще всего организуется в виде холдинговой компании или на основе взаимодействия преобладающих и зависимых обществ;

в концерне предприятия номинально остаются самостоятельными юридическими лицами как акционерные или другие хозяйственные общества, но фактически они подчинены единому хозяйственному руководителю.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов:

вертикальный – концерн, объединяющий предприятия разных отраслей, связанных последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические, машиностроительные);

горизонтальный – объединяет предприятия одной отрасли, производящие однотипную продукцию или выполняющие одинаковые производственные операции.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики; или в его состав могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие крупные концерны охватывают целую отрасль (например, в Германии концерн Siemens полностью контролирует электротехническую отрасль промышленности). Наиболее распространенными отраслями, на базе которых создаются концерны, являются машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая промышленность.

С точки зрения системы участия в капитале выделяют два вида концернов:

концерн подчинения – создается в виде материнских и дочерних компаний для объединения производства в соответствии с технологической цепочкой;

концерн координации – состоит из сестринских обществ, когда компании, входящие в него, осуществляют взаимный обмен акциями. Итак, все члены концерна влияют на внедряемую им политику и одновременно остаются под единым руководством. Этот вид концерна создается с целью интеграции таких видов деятельности, как осуществление единой финансовой или научной политики, согласованное развитие организации, кадровой политики и т.д.

 

Трест – это интеграционное объединение, в котором организации объединяются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием каждого участника. Эта форма интеграции была широко распространена в Советском Союзе.

К особенностям деятельности трестов следует отнести:

способность к объединению любых направлений хозяйственной деятельности;

производственная однородность деятельности, специализация на одном или нескольких однородных видах продукции или услуг;

в пределах треста предприятия теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;

все объединенные в трест предприятия подчиняются одной головной компании, которая управляет производством и распределением продукции;

это наиболее жесткая форма интеграции организаций.

Форма трестов является наиболее подходящей для организации комбинированного производства, то есть объединение в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, составляющих или последовательные ступени обработки сырья, или играющих вспомогательную роль друг для друга. В случае межотраслевых объединений тресты могут представлять собой комбинаты.

 

Картель – договорное объединение предприятий одной отрасли для осуществления различных направлений совместной коммерческой деятельности. Картельное соглашение может предусматривать договоренности о ценах, особенности рыночного сбыта, объемы производства и реализации продукции, ассортимент и номенклатуру, обмен патентами, условия найма персонала и т.д.

Соглашение о создании картеля не всегда может быть оформлено в письменном виде. На практике в большинстве случаев картельные договоренности существуют тайно, в виде секретных статей определенного соглашения или в устной форме «джентльменских договоренностей». Фирмы, вступившие в картельные соглашения, сохраняют за собой юридическую независимость. Картели имеют определенные специфические признаки:

договорный характер объединения;

целью соглашения является договоренность группы производителей по устранению конкуренции между ними и получению монопольной прибыли;

совместная деятельность по реализации продукции связывается в определенной степени с ее производством;

имеет место система санкций к нарушителям соглашения.

В большинстве стран (например, в США) антимонопольное законодательство запрещает картельные соглашения, исключая отдельные отрасли, например, сельское хозяйство. Как правило, законодательство запрещает картели, связанные с фиксированием цен, ограничением производства продукции, разделением рынка, то есть согласованные действия по ограничению конкуренции. Однако запрет может быть снят в определенных видах картелей:

когда доля рынка незначительна и не превышает 5% производства продукта;

существования картеля разрешается при условии освоения нового рынка сбыта;

разрешается существовать картелям, которые приносят пользу экономике страны, например, способствуют научно-техническому прогрессу.

В наиболее развитых странах Западной Европы картели делят на «желаемые» и «вредные». В мировой практике также выделяют такие их типы:

денежный картель – установление унифицированных цен наряду с равными условиями поставки и оплаты;

ценовой картель – установление продажной цены товара;

производственный картель – установление объема производства (квоты);

кризисный картель – используется при уменьшении спроса и сбыта продукции для ограничения конкуренции;

закупочный картель – монопольная договоренность предприятий картеля о закупке сырья, материалов, товаров определенного вида, сорта и т.д. с целью снижения закупочных цен;

квотный картель – выделение определенному участнику квоты на продажу продукции в соответствии с мощностью предприятия;

территориальный картель – предоставление каждому участнику определенной территории сбыта, исключая взаимную конкуренцию;

патентный картель – определение направления совместного использования (неиспользования) технического изобретения.

Эффективность деятельности картеля определяется участием в этой форме интеграции предприятий и компаний, основанных производителем продукции, и их согласие с политикой картеля в целом.

 

Синдикат предусматривает объединение однородных промышленных предприятий, реализующих свою продукцию посредством совместной реализационной конторы. При этом данная контора организуется в форме торговой фирмы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), которая затем заключает соглашение с участниками синдиката об одинаковых условиях сбыта своей продукции. Особенности этой формы интеграции заключаются в следующем:

ограничение членов синдиката в самостоятельной коммерческой деятельности при сохранении других функций;

централизация сбыта готовой продукции позволяет ограничить внутреннюю конкуренцию между участниками синдиката;

возможность организовать на базе существующей сбытовой структуры закупку сырья и материалов для участников синдиката;

согласно договоренности с партнерами сбытовой орган может реализовывать не всю, а лишь часть продукции участников синдиката.

В современных условиях синдикат, как форма ограничений отраслевого профиля исчерпывает свое значение, заменяясь более сложными и гибкими формами. Форма синдиката является более распространенной в отраслях с массовым производством.

 

Пул – форма о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...