Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разновидности и основные элементы устройств станционных систем управления стрелками и сигналами




ВВЕДЕНИЕ

Основным средством повышения пропускной и перерабатываю­щей способности железнодорожных станций и обеспечения безо­пасности движения поездов являются телемеханические устрой­ства электрической централизации. Эти устройства позволяют в 1, 5—2 раза повысить пропускную способность станций, сократить штат дежурных стрелочных постов и других дежурных в среднем на 35 человек на каждые 100 централизованных стрелок. Затраты на строительство электрической централизации окупаются через четыре-пять лет.

Развитие систем телемеханического управления стрелками и сигналами станций началось с механической централизации. В этой системе стрелки и семафоры управлялись механически с помощью рычагов и стальных гибких тяг, уложенных к стрелкам и семафо­рам. От сигналиста требовались большие усилия при переводе стрелок, поэтому радиус действия постов централизации был огра­ничен, аппаратура управления громоздка, на приготовление марш­рутов требовалось время от 5 до 15 мин. Система была сложной и не могла обеспечить повышение пропускной способности и безо­пасность движения.

Начиная с середины 30-х годов появилась электрическая цент­рализация, в которой для перевода стрелок использовалась энер­гия электрического тока.

Первой системой была механоэлектрическая централизация, где в качестве сигналов служили светофоры. Рельсовые цепи от­сутствовали, что допускало открытие сигнала на занятый путь, и не обеспечивалась безопасность движения поездов. Усовершен­ствованная механоэлектрическая централизация, в которой были применены только светофорная сигнализация и сплошная изоля­ция путей и стрелок, впервые внедрена в 1930—1932-м годах на станциях Москва-Пассажирская и Лосиноостровская Северной до­роги и на станции Перово Московско-Казанской дороги. В этих ус­тановках использовалось оборудование немецкой фирмы. На. оте­чественной аппаратуре механоэлектрическая'централизация впер­вые была построена на станциях Ленинград-Пассажирский Бал­тийской дороги и других станциях в 1932, 1933 г. и продолжала внедряться в последующие годы. В 1933, 1934 г. была разработана электрозащелочная централизация и впервые внедрена на станции Харьков. Аппарат электрозащелочной'централизации не имел ящи­ка зависимости, и маршрутные замыкания осуществлялись элек­трозащелками.

Все разработки отечественных систем электрической централи­зации велись и ведутся Государственным проектко-изыскатель-


ским институтом «Гипротранссигналсвязь» (ГТСС). Работниками ГТСС была разработана и впервые в 1936 г. внедрена электриче­ская централизация релейного типа для малых станций с числом стрелок до 25. Управление стрелками и сигналами и все зависимо­сти между ними в этой системе осуществлялись с использованием релейной аппаратуры I класса надежности, механические и элек­тромеханические замыкания полностью исключены.

Вначале релейную централизацию строили только на промежу­точных станциях, чтобы в эксплуатационных условиях проверить надежность системы. На участковых станциях продолжали стро­ить механоэлектрическую и электрозащелочную централизацию. В 1946 г. было принято решение строить релейную централизацию как на промежуточных, так и на участковых станциях. На участ­ковых станциях начали применять релейную централизацию с раздельным управлением стрелками и открытым стативным мон­тажом, в дальнейшем получившую название унифицированной централизации.

Управление стрелками и сигналами велось с использованием громоздкого пульта-табло, на котором размещались стрелочные рукоятки и кнопки управления. Дежурному при установке марш­рутов требовалось выполнять много действий, что не способствова­ло эффективности управления.

Для повышения быстродействия централизации на участковых станциях была разработана принципиально новая система — марш-рутно-релейная централизация (МРЦ).

Впервые система МРЦ была построена и внедрена в 1949 г. на станции Москва-Пасссажирская-Курская. В 1951 г. разработчику данной системы Д. П. Кускову была присуждена Государственная премия СССР.

Начиная с 1960 г. после разработки малогабаритных штепсель­ных реле НМШ началось широкое внедрение релейной централи­зации. На базе малогабаритных реле были созданы релейные бло­ки, с применением которых в 1960 г. на станции Ленинград-Пасса­жирский-Московский была построена первая блочная маршрутно-релейная централизация (БМРЦ). Начиная с 1961 г. систему БМРЦ применяют на станциях с числом стрелок 30 и более.

В связи с выпуском малогабаритных реле РЭЛ были разрабо­таны системы релейной централизации на новой элементной базе. На участковых станциях внедряют также усовершенствованную электрическую централизацию УЭЦ КБ ЦШ на новой элементной базе, на промежуточных — электрическую централизацию проме­жуточных станций с маневровой работой.

В системах на новой элементной базе вместо отдельных функ­циональных блоков со штепсельным включением применены па­нельные блоки. Конструкции стативов обеспечивают установку па­нельных блоков с обеих сторон статива, что уменьшает размеры статива и релейного помещения для их установки.


Дальнейшим развитием электрической централизации являют­ся разработки компьютерных и микропроцессорных систем, где используют типовые ЭВМ. общепромышленного значения или мик­ропроцессорные автоматы.

Системы телемеханического управления получают большое раз­витие на механизированных и автоматизированных горках. В це­лях повышения перерабатывающей способности горки разработан и применен комплекс телемеханических и автоматических устройств. В этот комплекс входят: блочная горочная автоматическая цен­трализация БГАЦ-ЦНИИ, горочная автоматическая централиза­ция с контролем роспуска ГАЦ-КР, система автоматического регу­лирования скорости скатывания отцепов АРС, горочное программ­но-задающее устройство ГПЗУ-В с использованием видеотерми­нального устройства (дисплея) «Видеотон-340», автоматическое задание скорости роспуска состава с горки (АЗСР-ЦНИИ), теле­управление горочным локомотивом ТТЛ.

Новым направлением автоматизации технологического процес­са сортировочных станций является начавшееся внедрение комп­лексной системы автоматических устройств для расформирования поездов на горках сортировочных станций на микропроцессорах КГМ-РИИЖТ. Данная система обеспечивает автоматическое управ­ление стрелками, вагонными замедлителями и горочными локомо­тивами.

Задачи предмета и его роль в подготовке будущих специалистов заключаются в том, что учащиеся должны: изучить и знать конст­рукцию и работу механизмов, аппаратов; уметь читать электриче­ские, принципиальные и монтажные схемы станционных устройств автоматики и телемеханики; уметь обнаруживать и устранять от­казы в этих устройствах.


Г л а в а 1

РАЗНОВИДНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УСТРОЙСТВ СТАНЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛКАМИ И СИГНАЛАМИ

1. 1. Разновидности систем электрической централизации

С целью повышения пропускной способности и повышения безо­пасности движения поездов промежуточные и участковые станции оборудуют устройствами электрической централизации ЭЦ.

Основной элементной базой системы ЭЦ является релейная ап­паратура, поэтому эта система управления получила название релейной централизации. Релейная централизация в соответствии с требованиями ПТЭ не допускает: открытие входного светофора при маршруте, установленном на занятый путь; перевод стрелок под составом; открытие сигналов, соответствующих данному марш­руту, если стрелки не установлены в надлежащее положение и не заперты в этом положении, а сигналы враждебных маршрутов не закрыты; перевод входящей в маршрут стрелки или открытие сиг­нала враждебного маршрута при открытом сигнале, ограждающем установленный маршрут.

В состав релейной централизации входят: аппарат управления; релейная аппаратура, обеспечивающая требования по безопасности движения поездов; источники питания; стрелочные электроприводы для централизованного управления и контроля положения стрелок; светофоры, электрические рельсовые цепи; кабельные сети.

По способу размещения аппаратуры управления и источников питания релейную централизацию строят с местными и централь­ными зависимостями и источниками питания. При местных зависи­мостях релейную аппаратуру размещают в релейных будках в гор­ловинах станции; при центральных —в центре станции на посту ЭЦ или в станционном здании. Местные источники в виде аккуму­ляторных батарей устанавливают в батарейных шкафах у входных светофоров и в районе стрелочных горловин.

В устройствах релейной централизации применяют два способа управления — индивидуальный (раздельный) и  маршрутный.

При индивидуальном управлении перевод стрелок, входящих в маршрут, и открытие светофоров осуществляют нажатием отдель­ных кнопок или переводом коммутаторов, расположенных на пуль­те дежурного; маршрутном—перевод стрелок и открытие светофо­ра осуществляют последовательным нажатием двух кнопок —на­чала и конца маршрута.

Применяют несколько разновидностей систем релейной центра­лизации.


Релейная централизация с местными зависимостями и местны­ми источниками питания (РЦМ). Система РЦМ применялась на малых станциях (до 15 стрелок). Релейная аппаратура и источни­ки питания размещались в релейных будках или шкафах в горло­винах станции. Недостатком системы является рассредоточенность аппаратуры и источников питания, что усложняет обслуживание и удорожает строительство. Эту систему в новом строительстве не

применяют.

Релейная централизация с центральными зависимостями и мест­ными источниками (РЦЦМ). В системе РЦЦМ пост электрической централизации не строят, и релейную аппаратуру размещают в станционном здании, где находится дежурный по станции (ДСП), и частично в релейных шкафах, установленных у входных и выход­ных светофоров станции; источники питания в виде аккумулятор­ных батарей помещены в батарейных шкафах, установленных у входных светофоров и в районе стрелочных горловин. В системе применен принцип раздельного управления, которое ведется с пуль­та управления. Недостатками системы являются: рассредоточен­ность аппаратуры, источников питания, применение низковольтных электроприводов, большого числа аккумуляторов, отсутствие ма­невровых маршрутов. Данную систему применяют ограниченно на промежуточных станциях малодеятельных участков.

Релейная централизация с центральными зависимостями и цен­тральными источниками питания (РЦЦ). Релейную аппаратуру и источники питания размещают на посту электрической централиза^ ции, что улучшает условия обслуживания, позволяет применять более совершенные источники питания. Сначала данную систему применяли на участковых станциях, где управление ведется с пульт-табло, на котором размещены стрелочные и сигнальные кнопки.

Нажатием, стрелочных кнопок производят раздельный перевод стрелок, сигнальных кнопок — открытие сигналов.

В данной системе электрические схемы строят по плану станции, что значительно упрощает схемы, сокращает расход релейной ап­паратуры и позволяет, кроме поездных маршрутов, включать цент­рализованные маневровые маршруты. С целью унификации полная схема для всех видов маршрутов разделена на типовые схемные узлы, из которых может быть построена полная схема централиза­ции для станции с любым путевым развитием.

Начиная с 60-х годов систему РЦЦ применяют на промежуточ­ных станциях.

Управление ведется с пульта блочного типа с желобковой сиг­нализацией, на котором у повторителей поездных и маневровых светофоров расположены маршрутные кнопки.

Последовательным нажатием кнопок начала и конца маршрута выполняют упрощенный маршрутный набор простых поездных и маневровых маршрутов.


Релейная централизация с центральными зависимостями, цент­ральными источниками питания и маршрутным управлением.

Релейная аппаратура и источники питания размещены на посту ЭЦ, где для управления имеется пульт-табло или пульт-манипулятор с маршрутными кнопками.

При установке маршрута последовательным нажатием кнопок начала и конца маршрута осуществляют набор задания поездных и маневровых маршрутов. По окончании набора происходит одно­временный перевод всех стрелок в маршруте и после их перевода — открытие сигнала. Маршрутное управление позволяет устанавли­вать самый сложный маршрут за 5—7. с вместо 30—40 с при раз­дельном управлении, что значительно повышает пропускную спо­собность участковых станций.

Релейная аппаратура размещена в типовых блоках. Система в таком исполнении получила название блочной маршрутно-релей-ной централизации (БМРЦ). На заводе-изготовителе организовано массовое производство типовых блоков. Блочная структура упро­щает проектирование, сокращает сроки строительства и улучшает условия эксплуатации. Преимущества блочной структуры позволя­ют применять ее и на промежуточных станциях в виде блочной электрической централизации с раздельным управлением (БРЦ).

Блочная горочная автоматическая централизация (БГАЦ). Систему БГАЦ применяют на автоматизированных сортировочных горках для управления стрелками в распределительной зоне под-горочного парка. Аппаратура управления и источники питания раз­мещены на горочном посту, где установлен горочный пульт управ­ления, на котором расположены кнопки переключения режимов работы БГАЦ и стрелочные коммутаторы для раздельного перево­да стрелок.

Кроме раздельного управления предусмотрены маршрутный, программный и автоматический режимы управления.

В маршрутном режиме нажатием кнопки номера маршрута стрелки, входящие в маршрут, переводятся автоматически; в про­граммном, и автоматическом режимах работа системы БГАЦ про­исходит по заданной программе роспуска состава без участия опе­ратора.

При дальнейшем развитии релейной централизации найдут при­менение микропроцессорные и компьютерные централизации, заме­няющие громоздкую, инерционную и энергоемкую релейно-контакт­ную аппаратуру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...