Разновидности и основные элементы устройств станционных систем управления стрелками и сигналами
Стр 1 из 17Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Основным средством повышения пропускной и перерабатывающей способности железнодорожных станций и обеспечения безопасности движения поездов являются телемеханические устройства электрической централизации. Эти устройства позволяют в 1, 5—2 раза повысить пропускную способность станций, сократить штат дежурных стрелочных постов и других дежурных в среднем на 35 человек на каждые 100 централизованных стрелок. Затраты на строительство электрической централизации окупаются через четыре-пять лет. Развитие систем телемеханического управления стрелками и сигналами станций началось с механической централизации. В этой системе стрелки и семафоры управлялись механически с помощью рычагов и стальных гибких тяг, уложенных к стрелкам и семафорам. От сигналиста требовались большие усилия при переводе стрелок, поэтому радиус действия постов централизации был ограничен, аппаратура управления громоздка, на приготовление маршрутов требовалось время от 5 до 15 мин. Система была сложной и не могла обеспечить повышение пропускной способности и безопасность движения. Начиная с середины 30-х годов появилась электрическая централизация, в которой для перевода стрелок использовалась энергия электрического тока. Первой системой была механоэлектрическая централизация, где в качестве сигналов служили светофоры. Рельсовые цепи отсутствовали, что допускало открытие сигнала на занятый путь, и не обеспечивалась безопасность движения поездов. Усовершенствованная механоэлектрическая централизация, в которой были применены только светофорная сигнализация и сплошная изоляция путей и стрелок, впервые внедрена в 1930—1932-м годах на станциях Москва-Пассажирская и Лосиноостровская Северной дороги и на станции Перово Московско-Казанской дороги. В этих установках использовалось оборудование немецкой фирмы. На. отечественной аппаратуре механоэлектрическая'централизация впервые была построена на станциях Ленинград-Пассажирский Балтийской дороги и других станциях в 1932, 1933 г. и продолжала внедряться в последующие годы. В 1933, 1934 г. была разработана электрозащелочная централизация и впервые внедрена на станции Харьков. Аппарат электрозащелочной'централизации не имел ящика зависимости, и маршрутные замыкания осуществлялись электрозащелками.
Все разработки отечественных систем электрической централизации велись и ведутся Государственным проектко-изыскатель- ским институтом «Гипротранссигналсвязь» (ГТСС). Работниками ГТСС была разработана и впервые в 1936 г. внедрена электрическая централизация релейного типа для малых станций с числом стрелок до 25. Управление стрелками и сигналами и все зависимости между ними в этой системе осуществлялись с использованием релейной аппаратуры I класса надежности, механические и электромеханические замыкания полностью исключены. Вначале релейную централизацию строили только на промежуточных станциях, чтобы в эксплуатационных условиях проверить надежность системы. На участковых станциях продолжали строить механоэлектрическую и электрозащелочную централизацию. В 1946 г. было принято решение строить релейную централизацию как на промежуточных, так и на участковых станциях. На участковых станциях начали применять релейную централизацию с раздельным управлением стрелками и открытым стативным монтажом, в дальнейшем получившую название унифицированной централизации. Управление стрелками и сигналами велось с использованием громоздкого пульта-табло, на котором размещались стрелочные рукоятки и кнопки управления. Дежурному при установке маршрутов требовалось выполнять много действий, что не способствовало эффективности управления.
Для повышения быстродействия централизации на участковых станциях была разработана принципиально новая система — марш-рутно-релейная централизация (МРЦ). Впервые система МРЦ была построена и внедрена в 1949 г. на станции Москва-Пасссажирская-Курская. В 1951 г. разработчику данной системы Д. П. Кускову была присуждена Государственная премия СССР. Начиная с 1960 г. после разработки малогабаритных штепсельных реле НМШ началось широкое внедрение релейной централизации. На базе малогабаритных реле были созданы релейные блоки, с применением которых в 1960 г. на станции Ленинград-Пассажирский-Московский была построена первая блочная маршрутно-релейная централизация (БМРЦ). Начиная с 1961 г. систему БМРЦ применяют на станциях с числом стрелок 30 и более. В связи с выпуском малогабаритных реле РЭЛ были разработаны системы релейной централизации на новой элементной базе. На участковых станциях внедряют также усовершенствованную электрическую централизацию УЭЦ КБ ЦШ на новой элементной базе, на промежуточных — электрическую централизацию промежуточных станций с маневровой работой. В системах на новой элементной базе вместо отдельных функциональных блоков со штепсельным включением применены панельные блоки. Конструкции стативов обеспечивают установку панельных блоков с обеих сторон статива, что уменьшает размеры статива и релейного помещения для их установки. Дальнейшим развитием электрической централизации являются разработки компьютерных и микропроцессорных систем, где используют типовые ЭВМ. общепромышленного значения или микропроцессорные автоматы. Системы телемеханического управления получают большое развитие на механизированных и автоматизированных горках. В целях повышения перерабатывающей способности горки разработан и применен комплекс телемеханических и автоматических устройств. В этот комплекс входят: блочная горочная автоматическая централизация БГАЦ-ЦНИИ, горочная автоматическая централизация с контролем роспуска ГАЦ-КР, система автоматического регулирования скорости скатывания отцепов АРС, горочное программно-задающее устройство ГПЗУ-В с использованием видеотерминального устройства (дисплея) «Видеотон-340», автоматическое задание скорости роспуска состава с горки (АЗСР-ЦНИИ), телеуправление горочным локомотивом ТТЛ.
Новым направлением автоматизации технологического процесса сортировочных станций является начавшееся внедрение комплексной системы автоматических устройств для расформирования поездов на горках сортировочных станций на микропроцессорах КГМ-РИИЖТ. Данная система обеспечивает автоматическое управление стрелками, вагонными замедлителями и горочными локомотивами. Задачи предмета и его роль в подготовке будущих специалистов заключаются в том, что учащиеся должны: изучить и знать конструкцию и работу механизмов, аппаратов; уметь читать электрические, принципиальные и монтажные схемы станционных устройств автоматики и телемеханики; уметь обнаруживать и устранять отказы в этих устройствах. Г л а в а 1 РАЗНОВИДНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УСТРОЙСТВ СТАНЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛКАМИ И СИГНАЛАМИ 1. 1. Разновидности систем электрической централизации С целью повышения пропускной способности и повышения безопасности движения поездов промежуточные и участковые станции оборудуют устройствами электрической централизации ЭЦ. Основной элементной базой системы ЭЦ является релейная аппаратура, поэтому эта система управления получила название релейной централизации. Релейная централизация в соответствии с требованиями ПТЭ не допускает: открытие входного светофора при маршруте, установленном на занятый путь; перевод стрелок под составом; открытие сигналов, соответствующих данному маршруту, если стрелки не установлены в надлежащее положение и не заперты в этом положении, а сигналы враждебных маршрутов не закрыты; перевод входящей в маршрут стрелки или открытие сигнала враждебного маршрута при открытом сигнале, ограждающем установленный маршрут.
В состав релейной централизации входят: аппарат управления; релейная аппаратура, обеспечивающая требования по безопасности движения поездов; источники питания; стрелочные электроприводы для централизованного управления и контроля положения стрелок; светофоры, электрические рельсовые цепи; кабельные сети. По способу размещения аппаратуры управления и источников питания релейную централизацию строят с местными и центральными зависимостями и источниками питания. При местных зависимостях релейную аппаратуру размещают в релейных будках в горловинах станции; при центральных —в центре станции на посту ЭЦ или в станционном здании. Местные источники в виде аккумуляторных батарей устанавливают в батарейных шкафах у входных светофоров и в районе стрелочных горловин. В устройствах релейной централизации применяют два способа управления — индивидуальный (раздельный) и маршрутный. При индивидуальном управлении перевод стрелок, входящих в маршрут, и открытие светофоров осуществляют нажатием отдельных кнопок или переводом коммутаторов, расположенных на пульте дежурного; маршрутном—перевод стрелок и открытие светофора осуществляют последовательным нажатием двух кнопок —начала и конца маршрута. Применяют несколько разновидностей систем релейной централизации. Релейная централизация с местными зависимостями и местными источниками питания (РЦМ). Система РЦМ применялась на малых станциях (до 15 стрелок). Релейная аппаратура и источники питания размещались в релейных будках или шкафах в горловинах станции. Недостатком системы является рассредоточенность аппаратуры и источников питания, что усложняет обслуживание и удорожает строительство. Эту систему в новом строительстве не применяют. Релейная централизация с центральными зависимостями и местными источниками (РЦЦМ). В системе РЦЦМ пост электрической централизации не строят, и релейную аппаратуру размещают в станционном здании, где находится дежурный по станции (ДСП), и частично в релейных шкафах, установленных у входных и выходных светофоров станции; источники питания в виде аккумуляторных батарей помещены в батарейных шкафах, установленных у входных светофоров и в районе стрелочных горловин. В системе применен принцип раздельного управления, которое ведется с пульта управления. Недостатками системы являются: рассредоточенность аппаратуры, источников питания, применение низковольтных электроприводов, большого числа аккумуляторов, отсутствие маневровых маршрутов. Данную систему применяют ограниченно на промежуточных станциях малодеятельных участков.
Релейная централизация с центральными зависимостями и центральными источниками питания (РЦЦ). Релейную аппаратуру и источники питания размещают на посту электрической централиза^ ции, что улучшает условия обслуживания, позволяет применять более совершенные источники питания. Сначала данную систему применяли на участковых станциях, где управление ведется с пульт-табло, на котором размещены стрелочные и сигнальные кнопки. Нажатием, стрелочных кнопок производят раздельный перевод стрелок, сигнальных кнопок — открытие сигналов. В данной системе электрические схемы строят по плану станции, что значительно упрощает схемы, сокращает расход релейной аппаратуры и позволяет, кроме поездных маршрутов, включать централизованные маневровые маршруты. С целью унификации полная схема для всех видов маршрутов разделена на типовые схемные узлы, из которых может быть построена полная схема централизации для станции с любым путевым развитием. Начиная с 60-х годов систему РЦЦ применяют на промежуточных станциях. Управление ведется с пульта блочного типа с желобковой сигнализацией, на котором у повторителей поездных и маневровых светофоров расположены маршрутные кнопки. Последовательным нажатием кнопок начала и конца маршрута выполняют упрощенный маршрутный набор простых поездных и маневровых маршрутов. Релейная централизация с центральными зависимостями, центральными источниками питания и маршрутным управлением. Релейная аппаратура и источники питания размещены на посту ЭЦ, где для управления имеется пульт-табло или пульт-манипулятор с маршрутными кнопками. При установке маршрута последовательным нажатием кнопок начала и конца маршрута осуществляют набор задания поездных и маневровых маршрутов. По окончании набора происходит одновременный перевод всех стрелок в маршруте и после их перевода — открытие сигнала. Маршрутное управление позволяет устанавливать самый сложный маршрут за 5—7. с вместо 30—40 с при раздельном управлении, что значительно повышает пропускную способность участковых станций. Релейная аппаратура размещена в типовых блоках. Система в таком исполнении получила название блочной маршрутно-релей-ной централизации (БМРЦ). На заводе-изготовителе организовано массовое производство типовых блоков. Блочная структура упрощает проектирование, сокращает сроки строительства и улучшает условия эксплуатации. Преимущества блочной структуры позволяют применять ее и на промежуточных станциях в виде блочной электрической централизации с раздельным управлением (БРЦ). Блочная горочная автоматическая централизация (БГАЦ). Систему БГАЦ применяют на автоматизированных сортировочных горках для управления стрелками в распределительной зоне под-горочного парка. Аппаратура управления и источники питания размещены на горочном посту, где установлен горочный пульт управления, на котором расположены кнопки переключения режимов работы БГАЦ и стрелочные коммутаторы для раздельного перевода стрелок. Кроме раздельного управления предусмотрены маршрутный, программный и автоматический режимы управления. В маршрутном режиме нажатием кнопки номера маршрута стрелки, входящие в маршрут, переводятся автоматически; в программном, и автоматическом режимах работа системы БГАЦ происходит по заданной программе роспуска состава без участия оператора. При дальнейшем развитии релейной централизации найдут применение микропроцессорные и компьютерные централизации, заменяющие громоздкую, инерционную и энергоемкую релейно-контактную аппаратуру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|