1.2. Стрелочные электроприводы
1. 2. Стрелочные электроприводы В релейной централизации стрелочные электроприводы переводят стрелки, запирают и контролируют положение централизованных стрелок. -8 Согласно требованиям ПТЭ стрелочные приводы должны обеспечивать: плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу при крайних переведенных положениях стрелки; замыкание стрелки при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом не более 4 мм; ход остряков при переводе стрелки не менее 125 мм; при переводе стрелки отвод одного остряка от рамного рельса на расстояние 125 мм; механическое запирание остряков стрелки для исключения их отхода при проходе поезда по стрелке; контроль взреза и перевода стрелки, когда ее остряки находятся в промежуточном положении, т. е. прижатый остряк отжат от рамного рельса более чем на 4 мм; защиту от перегрузок двигателя при попадании постороннего предмета между остряком и рамным рельсом. Стрелочные электроприводы в зависимости от вида потребляемой энергии могут быть электрические и электропневматические. В устройствах релейной централизации применяют только электрические приводы, в которых электрическая энергия преобразуется в механическую для перемещения остряков стрелочного привода при переводе стрелки. Электромеханические электроприводы классифицируют по: времени перевода: нормальнодействующие с временем перевода 2-—7 с, быстродействующие — до 1 с, медленнодействующие—10 с и более; виду замыкания: с внутренним замыканием, при котором замыкающее устройство помещено внутри привода и конструктивно соединено с переводным механизмом; с внешним замыканием, когда замыкающее устройство в виде шарнирно-упорного замыкателя установлено внутри колеи стрелочного перевода;
фиксации взреза: взрезные, наличие взрезного устройства в которых предотвращает поломку частей привода при взрезе стрелки, но нарушается управление стрелкой до ее осмотра и ручного восстановления взрезного сцепления, при этом также осуществляется контроль взреза стрелки; невзрезные, в которых отсутствуют взрезные устройства и при возникновении взреза стрелки происходит поломка частей привода и требуется его замена исправным. Невзрезные электроприводы из-за отсутствия взрезного устройства конструктивно проще, чем взрезные, и поэтому более надежны и просты в эксплуатации; виду коммутации контрольных и рабочих цепей: контактные, в которых связь двигателя и контрольных элементов электропривода с источником питания и постовой схемой управления приводом осуществляется через контакты устройства автопереключателя, расположенные внутри привода. За счет подгорания контактов и их отказов при обледенении или индевении снижается надежность контактных электроприводов; бесконтактные стрелочные приводы, в которых применены бесконтактные автопереключатели; типу электродвигателя: электродвигатели постоянного тока напряжением 30, 100, 160 В; переменного тока —127 и 220 В В стрелочных приводах применяют следующие электродвигатели: МСП-0, 15—постоянного тока, номинальной мощностью 0, 15 кВт, напряжением 30, 100, 160 В; используют для нормальнодействую-щих электроприводов; МСП-0, 25 — постоянного тока, номинальной мощностью 0, 25 кВт, напряжением 30, 100, 160 В; используют для быстро- и нормально-действующих электроприводов; МСТ-0, 25 — переменного тока, трехфазный, асинхронный, с ко-роткозамкнутым ротором, напряжением 127, 220 В, с номинальной мощностью 0, 25 кВт; МСТ-0, 3 — переменного тока, трехфазный, асинхронный, напряжением 110 и 190 В, номинальной мощностью 0, 3 кВт;
МСТ-0, 6 — переменного тока, трехфазный, асинхронный, напряжением 110 и 190 В, мощностью 0, 6 кВт. Невзрезной стрелочный электропривод СП-3. Стрелочный электропривод СП-3 применяют в устройствах релейной централизации промежуточных и участковых станций. Максимальное тяговое усилие, развиваемое приводом при переводе стрелки, 6000 Н, передаточное число редуктора 70.
Кинематическая схема электропривода (рис. 1. 1) собрана из типовых блоков, помещенных в прямоугольный металлический кор- Рис. 1. 2. Фрикционное сцепление пус, закрываемый крышкой и запираемый на замок. Электропривод состоит из корпуса /, электродвигателя 11, редуктора 8, совмещенного с фрикционной муфтой 9, блока автопереключателя 17, шибера 2, связанного с шиберной шестерней 16, контрольных линеек 4 и 3, обогревательного элемента 12, блокировочной заслонки с контактом 10. Электропривод работает в режимах: нормальном перевода стрелки, когда после полного ее перевода электродвигатель автоматически выключается автопереключателем; недохода остряка стрелки на 4 мм и более при случайном препятствии между остряком и рамным рельсом, когда электродвигатель не выключается автопереключателем и продолжает работать на фрикцию, преодолевая сопротивление трения и потребляя ток на 25% больше номинального; взреза стрелки, когда происходит принудительный перевод остряков стрелки подвижным составом и электропривод выходит из строя. Электропривод осуществляет одновременный перевод остряков стрелки и замыкание шибера при Полном их переводе. Механическая передача служит для передачи вращательного движения вала электродвигателя в поступательное движение шибера. Она выполнена в виде редуктора, представляющего типовой блок, в который входят две пары шестерен, помещенных в масляную ванну для смазки трущихся частей. При нормальном переводе стрелки вращение якоря электродвигателя передается шестерне 13 и через нее шестерне 19 (первый каскад редуктора). Шестерня 19 жестко связана с шестерней 14. Через шестерни 14 и 7 вращение передается на вал 6, шестерню 5 и зубчатое колесо 18 (третий каскад механической передачи).
Через зубчатое колесо вращение передается на главный вал 15 к шиберной шестерне 16, а через нее —к шиберу 2 и вместе с ним к рабочей тяге, идущей к острякам стрелки. Фрикционное сцепление (рис. 1. 2) предназначено для предохранения электродвигателя от перегрузки при недоходе остряков стрелки, а также для гашения кинетической энергии в конце каждого перевода стрелки. Корпус 10 фрикционной муфты представляет собой одно целое с шестерней 12 редуктора, вместе с ней свободно крепится на валу П. Внутри корпуса расположена стальная втулка 9, которая с помощью шпонок жестко закреплена на валу //. Внутрь корпуса вложены восемь дисков: четыре стальных подвижных 7, закрепленных на шпонках 5 жестко с корпусом; четыре стальных неподвижных 7, жестко закрепленных на стальной втулке 9. Диски на своей поверхности имеют смазочные канавки и вставлены на шпонках в корпус вперемежку (на рис. 1. 2 показано по одному диску каждого типа). После дисков на ось надевают тарельчатые пружины 5 и затем на кольцо 4— втулку 10, регулировочную гайку / с прорезями для стопорного винта и крышку 2. Вращением гайки 1 сжимают тарельчатые пружины, отчего диски в корпусе прижимаются друг к другу и между ними возникает упругое сцепление трения. При работе электродвигателя на фрикцию в случае недохода остряка стрелки вращение от электродвигателя передается шестерне 12 к корпусу 10фрикционной муфты; вместе с корпусом вращаются четыре диска 7, которые жестко укреплены на корпусе. В случае нормального перевода стрелки, когда усилия для ее перевода требуется меньше, чем для преодоления трения между дисками, диски 7 увлекают за собой диски 6 и вместе с ними всю механическую передачу привода. При недоходе остряка, когда усилие перевода стрелки становится выше, чем усилие для преодоления трения между дисками, вращаются только диски 7, стальные диски 6 и вся механическая передача стрелки остаются в покое. При работе на фрикцию число оборотов электродвигателя снижается, а ток при правильной регулировке фрикции возрастает на 20—30%.
Блок автопереключателя предназначен для автоматического переключения обмоток электродвигателя, его выключения в конце каждого полного перевода стрелки и замыкания контрольных цепей положения стрелки. Основными частями автопереключателя {рис. 3. 3) являются два комплекта шестипарных контактов врубающего типа, расположенные по обе стороны главного вала; кулачки 12 и 13, несущие на себе по три контактных ножа, врубающихся между контактными пружинами, укрепленными жестко на основании; упорные рычажки 10 и 14, приводящие в движение кулачки 12 и 13. В нижней части кулачки имеют связь с двумя контрольными линейками 11. При переводе стрелки автопереключатель работает так. Через механическую передачу приводится во вращение зубчатое колесо, свободно насаженное на главный вал 16. На ступице этого колеса имеется выступающая часть 3 с вырезом 5 и уступом 4. Этот уступ входит в вырез диска 8, жестко укрепленного на главном валу. Между гранями выреза и уступа 4 имеется зазор, вследствие чего вращение от зубчатого колеса на главный вал передается не сразу, а только при повороте колеса на угол 46°. После этого уступ 4 начинает толкать диск 8 и вместе с ним вращать главный вал. Угол 46° определяет холостой ход привода, необходимый для разгона электродвигателя и переключения контактов автопереключателя в начале перевода стрелки. При вращении выступа 3 и его выреза 5 выталкивается ролик 6 упорного рычажка 9. Этот рычажок, поднимаясь, снимает замыкание с диска 8 и одновременно через ролик 9 поворачивает кулачок 12 автопереключателя; в то же время через ролик 15 кулачок 13 не поворачивается. Происходит переключение контактов: размыкаются внутренние контакты, через которые проходят контрольные цепи положения стрелки, и замыкаются наружные, через которые замыкаются рабочие цепи перевода стрелки. При этом размыкается контрольная цепь положения стрелки, из которого она начала переводиться, и замыкается рабочая цепь для возможности обратного перевода стрелки. Нижний крючкообразный конец кулачка 12 выходит из выреза контрольных линеек 11, освобождая их для свободного движения вместе с остряками стрелки. Выталкивание ролика 6 из радиального выреза и поднятие упорного рычажка происходят раньше, чем выступ 4 начнет толкать диск 8 и вращать главный вал. На все время перевода стрелки ролики 6 и 7 рычажков 10 и 14 катятся по поверхности диска 8, а оба кулачка автопереключателя замыкают наружные (рабочие) контакты.
В конце полного перевода стрелки вырез диска 8 подходит к ролику 7 рычажка 14, который под действием пружины, надетой на
Рис. 1. 4. Контактная система автопереключателя ось вращения кулачка 13, западает в этот вырез. Вместе с рычажком переключается влево кулачок 13 автопереключателя с рабочих контактов на контрольные. Нижний конец кулачка западает в совмещенные вырезы контрольных линеек, чем контролируется правильность перевода обоих остряков стрелки. Если один из остряков стрелки не переводится, то вырезы на контрольных линейках не совмещаются. Кулачок автопереключателя, упираясь в целую часть линейки, занимает среднее положение, отчего размыкаются рабочие и не замыкаются контрольные контакты и контроль положения стрелки не появляется. В случае взреза стрелки перемещаются контрольные линейки и скошенной гранью линейки отжатого остряка клювообразный конец кулачка 12 выталкивается на поверхность линейки. Кулачок занимает среднее положение, отчего размыкаются контрольные контакты и стрелка теряет контроль. В случае обрыва рабочей тяги стрелка не переводится и контрольные линейки не передвигаются. По окончании работы привода нижний конец кулачка автопереключателя упирается в поверхность контрольных линеек, занимая среднее положение, и не замыкает контрольные контакты. Обрыв одной контрольной тяги приводит к перемещению только одной контрольной линейки и, так как вырезы линеек не совмещаются, кулачок занимает среднее положение, не замыкая контрольной цепи. Для ограничения поворота главного вала и фиксации положения запирания привода служит ограничивающее устройство, состоящее из выступов / и 2. АвтопереклШатёль электропривода СП-3 (рис. 1. 4, а) состоит из ножевых рычагов /, 10 с колодками и контактными ножами: переключающих рычагов 4, 7; двух спиральных пружин 6, с помощью которых ролики переключающих рычагов прижимаются к поверхности диска //, насаженного на главный вал; контактных колодок 2, 3, 8, 9 с рабочими Р и контрольными К контактами; правой Я и левой Л контрольных линеек. Контактная система авто переключателя закрывается прозрачными пластмассовыми колпаками. В плюсовом положении стрелки (см. рис. 1. 4, а) ролик рычажка 4 под действием пружины 6 западает в вырез 5 диска // и рычаг поворачивается по часовой стрелке; своей лапкой, захва- тывающей палец на ножевом рычаге /, он переключает этот рычаг вправо, отчего замыкаются контрольные контакты К автопереключателя. Ролик рычага 7 находится на целой части диска 11, поэтому рычаги 7, 10 повернулись вправо и замкнулись рабочие контакты автопереключателя. Полное переключение рычага / возможно и в том случае, если совпали вырезы на контрольных линейках, и в эти вырезы запал клювообразный конец этого рычага. При переводе стрелки в минусовое положение (рис. 1. 4, 6) вращается диск 11 и своей целой частью выталкивает ролик рычага 4, отчего рычаги 4 и / переключаются влево, размыкаются контрольные и замыкаются рабочие контакты. В конце полного перевода стрелки вырез диска // подходит под ролик рычага 7. Под действием пружины 6 рычаг 7 и вместе с ним рычаг 10 переключаются влево, размыкаются pa6oj чие контакты и замыкаются контрольные. Нижний клювообразн-ый конец рычага 10 западает в совместившиеся вырезы контрольных линеек. В электроприводе СП-3 предусмотрен контроль разъединения рабочей*тяги и остряка при обрыве болтов серьги. Контроль выполнен защелками / и 2 (рис. 1. 5), которые под действием спиральной пружины 3 на оси прижимаются к контрольным линейкам — к правой 4 и левой 5. На каждой линейке запрессовано по одному пальцу 6. На рис. 1. 5, а показано положение защелок при нормальном переводе остряков стрелки, когда под защелками находятся целые части линеек. На рис. 1. 5, б показан перевод стрелки, 'когда произошел обрыв болтов серьги рабочей тяги прижатого ближнего остряка. Контрольная линейка этого остряка сдвигается с места посредством пальца 6 другой движущейся линейки. Под защелками оказываются вырезанные части линеек, и защелки под действием пружины 3 западают в них. Контрольные линейки оказываются запертыми и не могут перевестись в положение контроля. Отпирает линейки электромеханик, нажимая на выступающие хвостовики защелок и выводя их из вырезов. После этого он совмещает контрольные линейки и передвигает их в одно из крайних положений. На рис. 1. 5, в показан перевод стрелки при обрыве болтов серьги рабочей тяги прижатого дальнего остряка; на рис. 1. 5, г — положение защелок, когда у стрелки прижат дальний остряк. Под действием пальца 6 линейка этого остряка сдвинулась, отчего в совместившиеся выре-* зы линеек запали защелки и заперли линейки, препятствуя их переводу в положение контроля. Кулачковый запирающий механизм (рис. 1. 6) служит для запирания остряков стрелки в каждом ее положении. Замыкание осуществляется с помощью зубцов специальной формы на шибере и шиберной шестерне. Из-за того что скошенный зуб шестерни находит на скошенный зуб шибера и создает упор, пре-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|