Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления

Законодательным актом, устанавливающим правовые основы общественных отношений при обращении с отходами, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Им определены:

– обязательность установления нормативов образования отходов произ­водства и потребления и лимитов на их размещение (ст. 24);

– требова­ния в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 51);

– права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (ст. 66).

Специальные нормы, регулирующие отношения в области обращения с отходами содержит Федеральный закон «Об отходах произ­водства и потребления». В нем определено понятие «обращение с отходами» — деятельность по сбору, накоплению, транспорти­рованию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Расшифруем сущность основных этапов обращения с отходами согласно изменениям, произошедшим в законодательстве об отходах [Об отходах …, 1998 (ред. от 29.12.2015)]:

Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Размещение отходов —хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. (ред. от 29.12.2014 г.).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I—V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Подтверждение отнесения отходов I—V классов опасности к конкретному классу осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I—IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [О порядке проведения …, 2013]. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I—IV классов опасности.

Нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. и Федеральным законом «Об отходах произ­водства и потребления» № 89 от 24 июня 1998 г. (ред. от 29.12.2015 г.).

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещениев соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. и Федеральным законом «Об отходах произ­водства и потребления» № 89 от 24 июня 1998 г. (ред. от 29.12.2015 г.).

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

– понижения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

– применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

При производстве упаковки, готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, могут применяться следующие меры экономического стимулирования:

– предоставление налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

– предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и в отношении уплаты экологического сбора.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 29.12.2015 г.) требованиям в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления посвящена статья 51, в которой прописано:

1) Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

2) Запрещается:

– сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

– размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

– захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

– ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.(ред. от 28.11.2015 г.) регламентирует санитарно-эпидемиологические требования (ст. 22) к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. прописаны основные полномочия органов местного самоуправления различного уровня по обращению с отходами.

Полномочия в области обращения с отходами органов местного самоуправления поселений заключаются в организации сбора и вывоза коммунальных отходов и мусора (ст. 14, п. 18).

Полномочия в области обращения с отходами органов местного самоуправления муниципальных районов состоят в организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (ст. 15, п. 14), полномочия органов местного самоуправления городских округов — в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов (ст. 16, п. 24).

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. №136 (в ред. от 30.12.2015 г. № 21-ФЗ)в ст. 13обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 801 и от 30 мая 2001 г. № 162 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03 и соответственно санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01. Правила устанавливают гигиенические требова­ния к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезврежи­вания и захоронения отходов производства и потребления. Эти требования не распространяются на полигоны захоронения радиоактивных отходов; полигоны коммунальных и смешанных отходов; могильники для органических веществ и трупов животных; склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных пре­паратов и пестицидов.

За деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрен государственный надзор, производственный и общественный контроль. Государственный экологический надзор, в том числе и в области обращения с отходами, осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.

Отношения при обращении с отходами горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств регулируются Законом РФ «О недрах», где рассматриваются вопросы пользования недрами, в том числе для захоронения отходов (ст. 9, 10, 16, 23).

Правовое регулирование предупреждения нега­тивного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется также в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», согласно которому договоры, предусматривающие использование отходов производства, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе (ст. 11, 12). Отношения при размещении и захоронении отходов в водных объектах регулируются водным законодательством.

Водным кодексом РФ запрещены сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96), а также засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами (ст. 101).

Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» № 155-ФЗ от 31 июля 1998 г. запре­щается захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 37).

Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» № 187-ФЗ от 30 ноября 1995 г. установлено, что перечень отходов и других материалов, запрещенных к захороне­нию на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях море­плавателям», а также, что захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только на основании раз­решения, выдаче которого должна предшествовать государственная экологическая экспертиза, и при обеспечении надежной локализа­ции захороненных отходов и других материалов (ст. 34).

Кодекс РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (с изм. от 17.02.2016 г.) устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст. 8.2), а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и коммунальными отходами (ст. 8.31).

В ст. 247 Уголовного Кодекса РФ 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Контрольные вопросы

1. Какой федеральный закон регламентирует правовые основы обращения с отходами производства и потребления?

2. Каким федеральным законом впервые законодательно закреплен термин «твердые коммунальные отходы» (ТКО)? Что понимают под ТКО?

3. На какие классы опасности, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются отходы?

4. Из каких структурных единиц состоит государственный кадастр отходов?

5. Какие принципы государственной политики в области обращения с отходами прописаны в федеральном законе «Об отходах производства и потребления»?

6. Какие существуют направления государственной политики в области обращения с отходами?

7. Как формулируется современный термин «обращение с отходами»? Чем он отличается от предыдущего термина?

8. Чем отличается сбор отходов от накопления отходов?

9. Чем отличается утилизация отходов от обезвреживания?

10. Какие объекты размещения отходов сегодня известны?

11. Какая деятельность в области обращения с отходами подлежит лицензированию в 2016 г.?

12. Чем норматив образования отходов отличается от лимита на размещение отходов?

13. Какие меры экономического стимулирования известны при обращении с отходами?

14. Чем отличаются полномочия в области обращения с отходами органов местного самоуправления поселений от органов местного самоуправления муниципальных районов?

15. В каких статьях Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» предусматривают ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами?

ГЛАВА XVII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ЛЕСОВ (ЛЕСНОЕ ПРАВО)

17.1. Общая характеристика и принципы
лесного законодательства

Леса России — один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, составляют более четверти мировых запасов древесины и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Лесные экосистемы России играют важную роль в глобальном цикле углерода. По данным государственного лесного реестра, на 1 января 2016 г. общая площадь земель Российской Федерации, занятая лесами, составляет 1183,7 млн га.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования лесов состоит из Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 г. (ред. от 30.12.2015 г.), других федеральных законов и регулирует лесные отношения, а имуще­ственные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Основными принципами лесного законодательства являются:

– устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

– сохранение средообразующих, водоохранных, за­щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функ­ций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

– использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

– обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

– воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

– обеспечение охраны и защиты лесов;

– участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите и воспроизводстве в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

– использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

– подразделение лесов на виды по их целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

– недопустимость использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления;

– платность использования лесов.

Одной из основных задач лесного законодательства РФ является сохранение биологического разнообразия лесов. Этому во­просу уделяется большое внимание в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Меры по сохранению биоразнообразия направлены на сохранение и вос­становление разнообразия и устойчивости лесов, достаточного для поддержания способности лесных систем к саморегуляции и ком­пенсации последствий в результате природных катаклизмов и антро­погенной деятельности.

Леса России представляют собой широкий спектр местообитаний для растений, животных и микроорганизмов. Лесное биоразнообразие обеспечивает население страны необходимыми ресурсами и экосистемными услугами, начиная от лесомате­риалов и недревесных лесных ресурсов, завершая смягчением по­следствий изменений климата, а также имеет большое социальное и культурное значение для коренных народов и местного населения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...