Определение потребности в персонале на основе маркетингового подхода
Маркетинг персонала направлен на эффективное покрытие потребности организации в персонале для реализации ее целей. Основными направлениями маркетинга персонала являются: · разработка требований к персоналу; · определение потребности в персонале; · расчет затрат на приобретение и использование персонала; · выбор путей покрытия потребности в персонале. Разработка требований к персоналу заключается в формировании качественных характеристики персонала (способностей, мотивации, свойств) и производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам. Определение потребности в персонале включает установление на заданный период времени качественного и количественного состава персонала. Организации являются отрытыми социальными системами. Их потребности в рабочей силе возникают под воздействием внешних и внутренних (организационных) факторов. Источниками информации для изучения внешних факторов могут быть: · учебные программы и планы выпуска в учебных заведениях; · учебные программы дополнительного обучения в учебных центрах и на курсах переподготовки; · аналитические материалы государственных органов по труду и занятости; · специализированные журналы и специальные издания; · сеть научно-технических библиотек; · специализированные выставки, конференции, семинары; · экономические публикации в газетах; · рекламные материалы других организаций; · презентации фирм; · «дни открытых дверей» в учебных заведениях. Основными внутренними факторами, определяющими потребность в персонале, являются: · цели организации; · финансовые ресурсы;
· кадровый потенциал организации; · источники покрытия кадровой потребности; · внутриорганизационная динамика рабочей силы. Качественная потребность - это потребность по категориям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу. Расчет качественной потребности сопровождается одновременно расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям. Определение количественной потребности в персонале включает в себя: · выбор метода расчета численности сотрудников; · установление исходных данных для расчета; · непосредственный расчет необходимой численности сотрудников на определенный временной период. Выделяют основные методы расчета количественной потребности в персонале: · балансовые; · номенклатурные; · нормативные; · математико-статистические. Балансовые методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Трудовые балансы отражают движение рабочей силы и использование календарного фонда времени. Номенклатурный метод используется для определения потребности служащих и основан на планах деятельности организации, штатном расписании, структуре подразделений управления, числе и номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами. В номенклатуре должностей отражается уровень квалификации и профиль специалиста, который должен занимать соответствующую должность по штатному расписанию. При нормативном методе плановые задания определяются на основе норм затрат различных ресурсов на единицу продукции. К нормам труда относятся: · норма времени трудового процесса; · нормы обслуживания; · нормы выработки; · норма численности
Определение численности руководителей может производиться через норму управляемости, показывающую сколько сотрудников может быть в подчинении у одного руководителя. Для расчета численности персонала можно использовать следующие статистические методы: · экстраполяции; · экспертных оценок · компьютерные модели. Для рынка не имеет особого значения, какой сложился в организации фонд заработной платы или какой была средняя зарплата. Важно сколько было затрачено труда на производство единицы изделий, что определяется величиной расходов на персонал, отнесенной к единице изделия. Расходы на персонал – это общепризнанный для стран рыночной экономики интегральный показатель, который включает в себя все расходы, связанные с функционированием человеческого фактора, основными из которых являются: · затраты на оплату труда (основная заработная плата, премии, вознаграждения, оплата сверхурочных, выплаты за заслуги и другие дополнительные выплаты); · расходы на социальные выплаты и льготы; · расходы по набору персонала, на его профессиональное обучение и культурно-бытовое обслуживание · расходы на содержание социальной инфраструктуры · налоги, связанные с использованием рабочей силы; · средний размер дивидендов · издержки на административное руководство. Показателями эффективности издержек на содержание персонала являются: · доля издержек на персонал в объеме реализации продукции (рассчитывается делением общей величины издержек на персонал на объем реализованной продукции за период); · издержки на одного сотрудника (анализируются для отдельных групп работников и сравниваются со средними по отрасли); · издержки на один производительный час (сравниваются в динамике и со средним по отрасли). Выбор путей покрытия потребности в персонале сводится к следующему: · установление источников покрытия потребности; · определение методов привлечения персонала. Удовлетворение потребности в кадрах может осуществляться за счет внутренних и внешних источников, основными из которых являются: · учебные заведения; · коммерческие учебные центры; · посреднические фирмы по подбору персонала; · центры обеспечения занятости (биржи труда);
· различные профессиональные ассоциации и объединения; · родственные организации; · свободный рынок труда; · собственные внутренние источники. В зависимости от степени участия организации в процессе приобретения персонала за счет внешних источников выделяют активные и пассивные методы покрытия потребности в персонале. К активным методам обычно прибегают, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение. Основными активными методами привлечения персонала являются: · набор персонала в учебных заведениях; · заявки по вакансиям в центры занятости; · услуги консультантов и специализированных посреднических фирм; · вербовка персонала; · с помощью личных связей работающих сотрудников; · на специальных сайтах Интернета, собственных сайтах организации, личных интернет-страницах; · презентация организации; · ярмарки вакансий; · проведение праздников и фестивалей организации. Для рекрутингового агентства заказчиком является компания-работодатель, которая по факту найма компенсирует расходы, связанные с привлечением, оценкой и отбором персонала. В случае если представленный кандидат в течение стандартного испытательного срока будет уволен по инициативе администрации, агентство берет на себя обязательство бесплатной однократной замены данного сотрудника. Хедхантинг («охота за головами») – особый вид рекрутинговых услуг, суть которых состоит в переманивании лучших работников из других организаций. К пассивным методам привлечения персонала прибегают при высоком предложении рабочей силы. Основными пассивными методами привлечения персонала являются: · сообщения о вакантных местах через рекламные объявления в СМИ и специальных изданиях; · объявления местного характера; · информация во внутренних СМИ (многотиражка, радиотрансляция, специальные стенды, доски объявлений); · паблисити (статья об организации и о преимуществах работы в ней); · формирование благоприятного имиджа организации.
В настоящее время наряду с наймом персонала используется привлечение заемного персонала, основными источниками которого являются аутсорсинг, лизинг и аутстаффинг. Организации привлекают заемных специалистов временно на других условиях найма в случаях: · срочной замены заболевшего сотрудника квалифицированным специалистом; · влияния спадов или пиков продаж на загрузке производственных мощностей; · участия в выставках, рекламных акциях, специальных проектах; · ограничений в штатном расписании, · когда находится в процессе регистрации или не имеет юридического лица. Временный сотрудник заключает официальный контракт с кадровым агентством, которое командирует его на работу к своему клиенту. При этом организация-клиент избавляет себя от утомительных интервью, выплат заработной платы, оформления больничных листов и отпусков, отчетов в налоговую инспекцию. Аутсорсинг (от англ. использование чужих ресурсов) – привлечение ресурсов других организаций или внештатных работников для выполнения определенных работ. Поиск и подбор персонала осуществляется с помощью рекрутмента, при котором компания-заказчик полностью доверяет весь процесс поиска специализированному агентству, предоставляющей ей персонал. Лизинг персонала используется для реализации краткосрочных бизнес-проектов или для замены временно отсутствующих сотрудников. Самостоятельная фирма-кредитор передает на определенный срок одного или нескольких своих сотрудников, с которыми она имеет трудовой договор, в распоряжение другой фирмы-заемщика, обязуя таких сотрудников в течение срока «аренды» работать на фирме-заемщике. Аутстаффинг (от анг. внештатный) – практика выведения персонала за штат компании. Компания-провайдер становится формальным работодателем для сотрудников компании-клиента и берет на себя полную ответственность за них. Провайдер оформляет сотрудников в свой штат и отвечает за выплату заплаты, налогов, ведения работы с персоналом. При этом прямые затраты, в том числе зарплата, относятся к другой статье расходов – финансирование услуги, что автоматически снижает себестоимость производимого продукта. Возможными путями покрытия потребности в персонале за счет внутренних источников являются: · перемещение сотрудников из одного подразделение в другое (с соответствующим обучением, либо без него); · перемещение сотрудников на более высокий иерархический уровень организации (как правило, с получением дополнительного образования или квалификации); · формирование новой функциональной роли сотрудника в рамках прежнего рабочего места при соответствующем дополнительном обучении.
2.12Материалы к мультимедийной презентации лекции по теме «Планирование персонала в организации»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|