Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное обучение персонала




 

Профессиональное обучение – процесс получения сотрудниками организации специфических профессиональных знаний и умений, необходимых для успешного выполнения ими работы.

Профессиональное обучение используется для достижения двух целей. Во-первых, обеспечить повышение уровня компетентности сотрудника, в том числе навыков решения проблем, его вовлеченность в деятельность организации, умение внедрять новшества, а также общение и взаимодействие в коллективе. Во-вторых, способствовать формированию у сотрудника чувства ответственности.

Обучение персонала должно осуществляться на системной основе. Поэтому в системе управления персоналом предусматривается соответствующая подсистема, базовыми элементами которой выступают планирование обучения, его организация и контроль за фактическими результатами. Общими требованиями, предъявляемыми к подсистеме, являются следующие:

· определение обучения в качестве необходимого элемента развития трудовых ресурсов и распространение его на все категории сотрудников организации (за исключением младшего обслуживающего и части вспомогательного персонала);

· индивидуальность подготовки, выражающая в подборе для каждой категории персонала наиболее рациональных форм и методов обучения;

· непрерывность подготовки, определяющая ее проведение на регулярной основе с периодичностью, зависящей от специализации и должностного статуса сотрудника;

· персонификация ответственности службы персонала и руководителей подразделений за соблюдение сроков и общего числа обучаемых;

· учет реальных возможностей организации: производственных (текущая загрузка сотрудников) и финансовых (наличие средств для оплаты обучения);

· полная и достоверная информированность сотрудника о возможных формах обучения, связи обучения с его профессиональным статусом и материальным обеспечением;

· рациональное сочетание теоретического и практического обучения;

· опережающий характер обучения;

· гибкость используемых методов и форм обучения.

Обучение – это непрерывный процесс. Оно требуется в следующих случаях:

· при вступлении человека в организацию;

· при назначении сотрудника на новую должность;

· при недостатке у сотрудника необходимых знаний, умений и навыков;

· для овладения в кратчайший срок необходимыми методами работы;

· для приобщения сотрудника к большей ответственности;

· при серьезных изменениях в деятельности организации или во внешней среде.

Профессиональное обучение представляет собой комплексный процесс, включающий в себя несколько этапов:

· определение потребности организации в обучении персонала;

· формирование бюджета профессионального обучения;

· определение целей профессионального обучения и критериев его эффективности;

· составление учебного плана и программы профессионального обучения;

· выбор формы и метода обучения;

· организация процесса обучения;

· оценка результатов обучения.

Определение потребностей организации в обучении своих сотрудников должно осуществляться в следующей последовательности:

· сбор необходимой информации и ее анализ;

· определение кто и когда должен быть охвачен процессом обучения.

Источниками информации являются:

· стратегия развития организации;

· результаты аттестации сотрудников;

· индивидуальные планы развития сотрудников;

· заявки руководителей подразделений;

· заявки и пожелания самих работников;

· опросы сотрудников и руководителей;

· анализ результатов работы организации;

· тестирование сотрудников;

· анализ фактического состояния трудовых ресурсов организации;

· регистрация критических событий;

· наблюдения за поведением работников при решении различных проблем, их реакции на перемены;

· выявление причин имеющихся проблем;

· квалификационное интервью;

· отчеты и другая информация о выполнении работы;

· информация отборочного собеседования;

· анализ задачи;

· анализ исполнения.

На основе анализа потребности в обучении определяются:

· необходимость обучения сотрудника или конкретных групп работников;

· ожидаемый эффект от воздействия обучения (какие функции сможет выполнять сотрудник, успешно завершивший программу обучения).

Бюджет профессионального обучения является второй по величине статьей расходов современных организаций. Его формирование осуществляется с использованием двух подходов:

· выделение лимитов (ежегодно определяется общий лимит затрат по соответствующей статье с последующим использованием выделенных средств по мере заключения конкретных договоров);

· на основании локальных смет (служба персонала ежегодно не позднее, чем за 2 недели до планового периода, подготавливает заявки на финансовые ресурсы для реализации утвержденного плана-графика обучения; на ее основе составляется смета затрат и выделяются соответствующие ресурсы).

Общая величина издержек на профессиональное обучение складывается из трех основных частей:

· прямых издержек (затраты на подготовку учебных материалов, проведение занятий, компенсацию преподавателям и инструкторам, оплату посещения сотрудниками занятий);

· косвенных издержек (транспортных и командировочных расходов, затрат на проживание и питание обучающихся сотрудников);

· потерянной производительности, связанной с отсутствием сотрудников на рабочем месте во время профессионального обучения (определяется либо как произведение часов, затраченных на обучение, и показателя добавленной стоимости на один час, либо количество часов умножается на средние издержки на рабочую силу за один час);

В целом в процессе обучения преследуются такие цели:

· индивидуальные (сохранение рабочего места, возможность улучшения условий и содержания труда, должностной рост, формирование личностного авторитета);

· производственные (обеспечение и повышение способностей сотрудников, получение ими новых знаний);

· общественные (вклад в общегосударственное образование, внедрение современных форм обучения).

Эффективность программ обучения может оцениваться по таким направлениям:

· повышение эффективности деятельности организации (например, более полная реализация ее целей, получение дополнительной прибыли)

· степень достижения стоящих перед программой целей;

· изменение поведения прошедших обучение сотрудников;

· реакция обучающихся в ходе выполнения программы;

· оценка программы сами обучающимися;

· анализ изменений в результатах работы прошедших обучение сотрудников.

Составление учебного плана и программы профессионального обучения требуют учета требований, которые предъявляет данная работа к выполняющему ее лицу.

Разработка программы включает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения.

Содержание программы определяется потребностями в профессиональном обучении конкретной организации. При выборе метода обучения следует руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей:

· актуальность (то, о чем говорится во время обучения должно иметь отношение к профессиональной деятельности обучающегося, поскольку взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы);

· участие (обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания, умения уже в ходе обучения);

· повторение;

· обратная связь (обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед).

Универсального метода обучения не существует: каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ профессионального обучения должны представлять собой сочетание различных приемов подачи материала. Следует знать сильные и слабые стороны каждого из методов и с учетом этого разрабатывать программы. Программы могут быть разработаны и реализованы самой организацией или же следует прибегнуть к помощи внешних консультантов.

В международной практике различают следующие формы обучения:

· внешнее – обучение сотрудников осуществляется за пределами организации с помощью внешних учебных структур (учебных заведений, консалтинговых фирм, учебных фондов, различных ассоциаций);

· внутреннее - предполагает обучение сотрудников внутри организации и проводится с отрывом или без отрыва от работы;

· модульное – охватывает замкнутые совокупности конкретных умений и навыков, требуемых для выполнения заданий на рабочем месте и упорядоченных от наиболее общих к специализированным.

Каждой форме обучения присущи как преимущества, так и недостатки (табл. 2.6).

 

 

Таблица 2.6 - Характеристика основных форм обучения

Внутреннее обучение Внешнее обучение
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
Легче приспосабливать обучение к практической деятельности организации и ее потребностям Обучение часто проводится без отрыва от производства Могут использоваться технологическое оборудование организации, процедуры и методы выполнения работ Легче переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работ Знания и умения приобретаются только к узкому фрагменту деятельности организации Участники обучения встречаются только с сотрудниками этой же организации Участники могут отрываться от обучения в связи с производственной необходимостью Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто среди своих коллег или в присутствии руководителя Использование услуг профессионалов Возможность положительного влияния новых концепций и квалифицированных внешних знаний Установление полезных контактов Более свободное обсуждение в сравнительно нейтральной обстановке Высокая стоимость образовательных услуг Возможен отрыв от реальных проблем обучающегося При отзыве участника обучения оплата может быть не возвращена Могут возникать проблемы при переходе от обучения к непосредственному выполнению реальной работы

 

Внутренняя форма обучения включает в себя:

· методы обучения на рабочем месте;

· методы обучения вне рабочего места.

Обучение на рабочем месте подразумевает обучение в процессе выполнения определенной работы. Его основными методами являются:

· ученичество – сотрудник прикрепляется к специалисту, учится у него, копируя действия этого человека;

· наставничество – занятия руководителя со своим персоналом в ходе ежедневной работы, оказание им помощи советами и т.п.;

· инструктаж – разъяснение и демонстрация приемов работы непосредственно на рабочем месте, ориентированных на освоение конкретных процедур или операций, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося;

· ротация – самостоятельное обучение, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и опыт (на срок от нескольких дней до нескольких месяцев);

· делегирование – передача руководителем сотруднику своих задач обязанностей) с полномочиями принятия решений, при этом менеджер обучает подчиненного в ходе выполнения работы;

· метод усложняющих заданий – специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности; заключительной ступенью является самостоятельное выполнение задания.

К методом обучения вне рабочего места относятся:

· метод практических ситуаций (кейсов) – анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, отражающих опыт других организаций и на этой основе принятие соответствующих решений или разработку стратегии;

· деловые игры – метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Являясь моделью реальной организации, они дают возможность участникам демонстрировать к каким результатам приведут их решения и действия, исполнять различные профессиональные функции и расширять за счет этого собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников;

· моделирующее обучение - обучающиеся учатся на действующем или смоделированном оборудовании, используемом в их работе, но вне рабочего места (например, тренажеры незаменимы, когда обучение на рабочем месте дорого и опасно или замедляет производственный цикл);

· тренинг сензитивности – участие в группе с целью повышения человеческой восприимчивости и улучшения умений взаимодействовать с другими;

· ролевые игры (моделирование ролевого поведения) – сотрудник ставит себя на чье-то место с целью получения практического опыта, обычно в межличностном общении.

Внешнее обучение предполагает:

· определение конкретной образовательной программы;

· выбор формы обучения (с позиции возможности совмещения образовательного процесса с производственной деятельностью обучаемого, например вечернее, заочное, дистанционное);

· выбор образовательного учреждения.

При выборе конкретного учебного заведения следует обращать внимание на следующие характеристики его деятельности:

· общая продолжительность функционирования, в том числе по интересующим организацию программам обучения;

· наличие лицензии на право образовательной деятельности;

· перечень и структура предлагаемых программ обучения;

· наличие постоянно действующих курсов повышения квалификации, тематических семинаров и других форм дополнительного обучения;

· возможность заключения долгосрочных договоров о комплексной подготовке специалистов;

· стоимость обучения;

· отзывы организаций, использующих услуги конкретного учебного заведения, или самих сотрудников, прошедших подобное обучение.

Организация процесса обучения, базовыми элементами которой выступают:

· выделение необходимых финансовых ресурсов;

· уточнение места обучения и заключение соответствующих договоров;

· непосредственное направление сотрудников на обучение;

· создание должного уровня мотивации у обучаемых.

Создание необходимой мотивации обучения должно иметь строго индивидуальный характер. Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и на 20% - от желания и способностей обучающихся. Обучение будет неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». В фундамент любой программы обучения должны закладываться следующие принципы, касающиеся человеческой мотивации:

· люди по своей природе интересуются окружающим миром и хотят обучаться;

· люди радуются обучению;

· изучив что-либо, люди черпают удовлетворение от своего достижения.

Мотивировать сотрудников на активное участие в программе профессионального обучения могут:

· стремление сохранить работу или занимаемую должность;

· желание получить повышение или занять новую должность;

· заинтересованность в увеличении заработной платы;

· интерес к самому процессу овладевания новыми знаниями и навыками;

· желание установить контакт с другими участниками программы.

Контроль за процессом обучения целесообразно проводить по двум направлениям:

· по отношению к учебному процессу со стороны самого обучаемого;

· за качеством учебного процесса.

Оценка результатов профессионального обучения предполагает учет:

· реакции обучаемых на программу;

· степени усвоения (на основе тестирования определяется степень изучения учебного материала и приобретения необходимых навыков);

· поведения (выявление изменения поведения обучаемых на рабочем месте вследствие обучения);

· результатов (определение достигнутых результатов в соответствии с поставленными целями обучения, например, снижение жалоб со стороны клиентов, выполнение производственных нормативов).

Формой оценки эффективности обучения является также аттестация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...