Профессиональное обучение персонала
Профессиональное обучение – процесс получения сотрудниками организации специфических профессиональных знаний и умений, необходимых для успешного выполнения ими работы. Профессиональное обучение используется для достижения двух целей. Во-первых, обеспечить повышение уровня компетентности сотрудника, в том числе навыков решения проблем, его вовлеченность в деятельность организации, умение внедрять новшества, а также общение и взаимодействие в коллективе. Во-вторых, способствовать формированию у сотрудника чувства ответственности. Обучение персонала должно осуществляться на системной основе. Поэтому в системе управления персоналом предусматривается соответствующая подсистема, базовыми элементами которой выступают планирование обучения, его организация и контроль за фактическими результатами. Общими требованиями, предъявляемыми к подсистеме, являются следующие: · определение обучения в качестве необходимого элемента развития трудовых ресурсов и распространение его на все категории сотрудников организации (за исключением младшего обслуживающего и части вспомогательного персонала); · индивидуальность подготовки, выражающая в подборе для каждой категории персонала наиболее рациональных форм и методов обучения; · непрерывность подготовки, определяющая ее проведение на регулярной основе с периодичностью, зависящей от специализации и должностного статуса сотрудника; · персонификация ответственности службы персонала и руководителей подразделений за соблюдение сроков и общего числа обучаемых; · учет реальных возможностей организации: производственных (текущая загрузка сотрудников) и финансовых (наличие средств для оплаты обучения);
· полная и достоверная информированность сотрудника о возможных формах обучения, связи обучения с его профессиональным статусом и материальным обеспечением; · рациональное сочетание теоретического и практического обучения; · опережающий характер обучения; · гибкость используемых методов и форм обучения. Обучение – это непрерывный процесс. Оно требуется в следующих случаях: · при вступлении человека в организацию; · при назначении сотрудника на новую должность; · при недостатке у сотрудника необходимых знаний, умений и навыков; · для овладения в кратчайший срок необходимыми методами работы; · для приобщения сотрудника к большей ответственности; · при серьезных изменениях в деятельности организации или во внешней среде. Профессиональное обучение представляет собой комплексный процесс, включающий в себя несколько этапов: · определение потребности организации в обучении персонала; · формирование бюджета профессионального обучения; · определение целей профессионального обучения и критериев его эффективности; · составление учебного плана и программы профессионального обучения; · выбор формы и метода обучения; · организация процесса обучения; · оценка результатов обучения. Определение потребностей организации в обучении своих сотрудников должно осуществляться в следующей последовательности: · сбор необходимой информации и ее анализ; · определение кто и когда должен быть охвачен процессом обучения. Источниками информации являются: · стратегия развития организации; · результаты аттестации сотрудников; · индивидуальные планы развития сотрудников; · заявки руководителей подразделений; · заявки и пожелания самих работников; · опросы сотрудников и руководителей; · анализ результатов работы организации; · тестирование сотрудников;
· анализ фактического состояния трудовых ресурсов организации; · регистрация критических событий; · наблюдения за поведением работников при решении различных проблем, их реакции на перемены; · выявление причин имеющихся проблем; · квалификационное интервью; · отчеты и другая информация о выполнении работы; · информация отборочного собеседования; · анализ задачи; · анализ исполнения. На основе анализа потребности в обучении определяются: · необходимость обучения сотрудника или конкретных групп работников; · ожидаемый эффект от воздействия обучения (какие функции сможет выполнять сотрудник, успешно завершивший программу обучения). Бюджет профессионального обучения является второй по величине статьей расходов современных организаций. Его формирование осуществляется с использованием двух подходов: · выделение лимитов (ежегодно определяется общий лимит затрат по соответствующей статье с последующим использованием выделенных средств по мере заключения конкретных договоров); · на основании локальных смет (служба персонала ежегодно не позднее, чем за 2 недели до планового периода, подготавливает заявки на финансовые ресурсы для реализации утвержденного плана-графика обучения; на ее основе составляется смета затрат и выделяются соответствующие ресурсы). Общая величина издержек на профессиональное обучение складывается из трех основных частей: · прямых издержек (затраты на подготовку учебных материалов, проведение занятий, компенсацию преподавателям и инструкторам, оплату посещения сотрудниками занятий); · косвенных издержек (транспортных и командировочных расходов, затрат на проживание и питание обучающихся сотрудников); · потерянной производительности, связанной с отсутствием сотрудников на рабочем месте во время профессионального обучения (определяется либо как произведение часов, затраченных на обучение, и показателя добавленной стоимости на один час, либо количество часов умножается на средние издержки на рабочую силу за один час); В целом в процессе обучения преследуются такие цели: · индивидуальные (сохранение рабочего места, возможность улучшения условий и содержания труда, должностной рост, формирование личностного авторитета);
· производственные (обеспечение и повышение способностей сотрудников, получение ими новых знаний); · общественные (вклад в общегосударственное образование, внедрение современных форм обучения). Эффективность программ обучения может оцениваться по таким направлениям: · повышение эффективности деятельности организации (например, более полная реализация ее целей, получение дополнительной прибыли) · степень достижения стоящих перед программой целей; · изменение поведения прошедших обучение сотрудников; · реакция обучающихся в ходе выполнения программы; · оценка программы сами обучающимися; · анализ изменений в результатах работы прошедших обучение сотрудников. Составление учебного плана и программы профессионального обучения требуют учета требований, которые предъявляет данная работа к выполняющему ее лицу. Разработка программы включает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения. Содержание программы определяется потребностями в профессиональном обучении конкретной организации. При выборе метода обучения следует руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей: · актуальность (то, о чем говорится во время обучения должно иметь отношение к профессиональной деятельности обучающегося, поскольку взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы); · участие (обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания, умения уже в ходе обучения); · повторение; · обратная связь (обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед). Универсального метода обучения не существует: каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ профессионального обучения должны представлять собой сочетание различных приемов подачи материала. Следует знать сильные и слабые стороны каждого из методов и с учетом этого разрабатывать программы. Программы могут быть разработаны и реализованы самой организацией или же следует прибегнуть к помощи внешних консультантов.
В международной практике различают следующие формы обучения: · внешнее – обучение сотрудников осуществляется за пределами организации с помощью внешних учебных структур (учебных заведений, консалтинговых фирм, учебных фондов, различных ассоциаций); · внутреннее - предполагает обучение сотрудников внутри организации и проводится с отрывом или без отрыва от работы; · модульное – охватывает замкнутые совокупности конкретных умений и навыков, требуемых для выполнения заданий на рабочем месте и упорядоченных от наиболее общих к специализированным. Каждой форме обучения присущи как преимущества, так и недостатки (табл. 2.6).
Таблица 2.6 - Характеристика основных форм обучения
Внутренняя форма обучения включает в себя: · методы обучения на рабочем месте; · методы обучения вне рабочего места. Обучение на рабочем месте подразумевает обучение в процессе выполнения определенной работы. Его основными методами являются: · ученичество – сотрудник прикрепляется к специалисту, учится у него, копируя действия этого человека;
· наставничество – занятия руководителя со своим персоналом в ходе ежедневной работы, оказание им помощи советами и т.п.; · инструктаж – разъяснение и демонстрация приемов работы непосредственно на рабочем месте, ориентированных на освоение конкретных процедур или операций, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося; · ротация – самостоятельное обучение, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и опыт (на срок от нескольких дней до нескольких месяцев); · делегирование – передача руководителем сотруднику своих задач обязанностей) с полномочиями принятия решений, при этом менеджер обучает подчиненного в ходе выполнения работы; · метод усложняющих заданий – специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности; заключительной ступенью является самостоятельное выполнение задания. К методом обучения вне рабочего места относятся: · метод практических ситуаций (кейсов) – анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, отражающих опыт других организаций и на этой основе принятие соответствующих решений или разработку стратегии; · деловые игры – метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Являясь моделью реальной организации, они дают возможность участникам демонстрировать к каким результатам приведут их решения и действия, исполнять различные профессиональные функции и расширять за счет этого собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников; · моделирующее обучение - обучающиеся учатся на действующем или смоделированном оборудовании, используемом в их работе, но вне рабочего места (например, тренажеры незаменимы, когда обучение на рабочем месте дорого и опасно или замедляет производственный цикл); · тренинг сензитивности – участие в группе с целью повышения человеческой восприимчивости и улучшения умений взаимодействовать с другими; · ролевые игры (моделирование ролевого поведения) – сотрудник ставит себя на чье-то место с целью получения практического опыта, обычно в межличностном общении. Внешнее обучение предполагает: · определение конкретной образовательной программы; · выбор формы обучения (с позиции возможности совмещения образовательного процесса с производственной деятельностью обучаемого, например вечернее, заочное, дистанционное); · выбор образовательного учреждения. При выборе конкретного учебного заведения следует обращать внимание на следующие характеристики его деятельности: · общая продолжительность функционирования, в том числе по интересующим организацию программам обучения; · наличие лицензии на право образовательной деятельности; · перечень и структура предлагаемых программ обучения; · наличие постоянно действующих курсов повышения квалификации, тематических семинаров и других форм дополнительного обучения; · возможность заключения долгосрочных договоров о комплексной подготовке специалистов; · стоимость обучения; · отзывы организаций, использующих услуги конкретного учебного заведения, или самих сотрудников, прошедших подобное обучение. Организация процесса обучения, базовыми элементами которой выступают: · выделение необходимых финансовых ресурсов; · уточнение места обучения и заключение соответствующих договоров; · непосредственное направление сотрудников на обучение; · создание должного уровня мотивации у обучаемых. Создание необходимой мотивации обучения должно иметь строго индивидуальный характер. Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и на 20% - от желания и способностей обучающихся. Обучение будет неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». В фундамент любой программы обучения должны закладываться следующие принципы, касающиеся человеческой мотивации: · люди по своей природе интересуются окружающим миром и хотят обучаться; · люди радуются обучению; · изучив что-либо, люди черпают удовлетворение от своего достижения. Мотивировать сотрудников на активное участие в программе профессионального обучения могут: · стремление сохранить работу или занимаемую должность; · желание получить повышение или занять новую должность; · заинтересованность в увеличении заработной платы; · интерес к самому процессу овладевания новыми знаниями и навыками; · желание установить контакт с другими участниками программы. Контроль за процессом обучения целесообразно проводить по двум направлениям: · по отношению к учебному процессу со стороны самого обучаемого; · за качеством учебного процесса. Оценка результатов профессионального обучения предполагает учет: · реакции обучаемых на программу; · степени усвоения (на основе тестирования определяется степень изучения учебного материала и приобретения необходимых навыков); · поведения (выявление изменения поведения обучаемых на рабочем месте вследствие обучения); · результатов (определение достигнутых результатов в соответствии с поставленными целями обучения, например, снижение жалоб со стороны клиентов, выполнение производственных нормативов). Формой оценки эффективности обучения является также аттестация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|