Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система методов мотивации труда




Побуждение работников к труду к труду и росту результативности осуществляется с помощью методов мотивации, которые представляют собой способы целенаправленного воздействия на коллектив или отдельного работника. Они могут быть:

· административные;

· экономические;

· социально-экономические;

· социально психологические.

Реализация методов мотивации должны основываться на следующих принципах:

· целенаправленность (побуждать работников действовать для достижения целей);

· реализуемость (реальная возможность осуществления мероприятий в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися финансовыми ресурсами и техническими средствами);

· системность;

· адаптивность;

· эффективность (обеспечение достижение максимально возможного социального и экономического эффекта при минимальных затратах).

Административные методы мотивации определяют:

· место отдельных работников и их групп в организации;

· их права, обязанности и меру ответственности;

· способы координации их действий в процессе трудовой деятельности.

Административные методы мотивациибазируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны как «методы кнута». Их отличает прямой характер воздействия (любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению) и их соответствие правовым нормам, действующих на определенном уровне управления.

Административные методы мотивации основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Организационное воздействие определяются функциями и требованиями действующих регламентов (положения, должностные инструкции, стандарты предприятия и т.п.) и реализуется в следующих формах:

· регламентирование (установление статуса и целей функционирования, полномочий прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования);

· нормирование (использование норм, которые имеют конкретное числовое выражение – численности, выработки и обслуживания, управления, расхода ресурсов, и нормативы, которые носят общий типовой характер и являются основой для разработки норм);

· инструктирование (ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение).

Распорядительное воздействие направлено на устранение отклонений от нормального процесса работы, совершенствование организации труда и управления. Оно реализуется в следующих формах:

· приказ;

· постановление;

· распоряжение;

· устное указание (письменное/устное);

· протокол совещания;

· план мероприятий и т.п.

Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей.

Условиями эффективности распорядительного воздействия являются наличие своевременной, полной, достоверной информации и четкой системы контроля за выполнением решений.

Экономические методы мотивации основываются на использовании экономических и материальных интересов персонала и по способам воздействия известны как «методы пряника». Они предполагают разработку планово-экономических показателей и средств их достижения. Основными инструментами экономических методов мотивации являются:

· технико-экономический анализ и обоснование;

· прогнозирование и планирование (долгосрочные и краткосрочные прогнозы и бизнес-планы экономического и социального развития коллектива);

· хозяйственный расчет (функционирование организации на основе самофинансирования и самоокупаемости);

· госзаказ;

· ценообразование;

· налогообложение;

· финансирование (в виде субсидирования и кредитования);

· экономические нормы и нормативы;

· экономическое стимулирование (усиление материальной заинтересованности коллективов в более эффективной работе с помощью цен, кредитов, формирования фондов экономического стимулирования и т.д.);

· материальное стимулирование (с помощью входящих в состав заработной платы доплат, надбавок, премий, вознаграждений, социальных выплат и т.д.);

· штрафы;

· системы ответственности (доведение коллективной ответственности до персональной).

Социально-экономические методы мотивации предоставляют сотрудникам добавки к заработной плате и подчеркивают принадлежность работников организации и проявление заботы о них.

Социально-экономическое воздействие включает в себя:

1. создание благоприятных условий труда

· организация труда, включающая обеспечение санитарно-гигиенических условий;

· гуманизация труда, основанная на использование психологического влияния цвета, музыки, запахов;

2. развитие социальной инфраструктуры организации:

· жилищное строительство или возможность получения льготных кредитов на строительство жилья;

· возможность пользоваться услугами различных дошкольных учреждений;

· получение субсидий на питание путем прямых денежных выплат или удешевления питания;

· помощь в оплате образования работникам организации и членам их семей, предоставление возможности обучения на различных курсах в организации;

· оплата различных страховок;

· забота о здоровье сотрудников (частичная оплата медицинской помощи сотрудникам и членам их семей, открытие в организации различных медицинских кабинетов, предоставление возможности сотрудникам посещать различные спортивные учреждения путем их оплаты);

· возможность членства в различных (спортивных, социальных и т.п.) клубах;

· предоставление оплачиваемого отпуска и других выходных отгулов;

· возможность использования оборудования предприятия в различных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.п.);

· гарантированные дополнительные пенсионные выплаты от предприятия.

3. неявные выплаты, подчеркивающие индивидуальность работников (например, социальные пакеты).

Социально-психологические методы воздействия базируются на способах социального и психологического воздействия на людей и известны как методы «убеждения». Они основаны на использовании неформальных факторов, интересов личности, группы и коллектива и позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Социально-психологическое воздействие реализуется путем внушения, убеждения, подражания, вовлечения, побуждения, принуждения, осуждения, требования, запрещения, порицания, намека, комплимента, похвалы, просьбы, совета, проведения социологических исследований, соревнований, преодоления конфликтов, морального поощрения и порицания, психологического влияния, планирования и развития карьеры сотрудников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...