Система методов мотивации труда
Побуждение работников к труду к труду и росту результативности осуществляется с помощью методов мотивации, которые представляют собой способы целенаправленного воздействия на коллектив или отдельного работника. Они могут быть: · административные; · экономические; · социально-экономические; · социально психологические. Реализация методов мотивации должны основываться на следующих принципах: · целенаправленность (побуждать работников действовать для достижения целей); · реализуемость (реальная возможность осуществления мероприятий в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися финансовыми ресурсами и техническими средствами); · системность; · адаптивность; · эффективность (обеспечение достижение максимально возможного социального и экономического эффекта при минимальных затратах). Административные методы мотивации определяют: · место отдельных работников и их групп в организации; · их права, обязанности и меру ответственности; · способы координации их действий в процессе трудовой деятельности. Административные методы мотивациибазируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны как «методы кнута». Их отличает прямой характер воздействия (любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению) и их соответствие правовым нормам, действующих на определенном уровне управления. Административные методы мотивации основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Организационное воздействие определяются функциями и требованиями действующих регламентов (положения, должностные инструкции, стандарты предприятия и т.п.) и реализуется в следующих формах:
· регламентирование (установление статуса и целей функционирования, полномочий прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования); · нормирование (использование норм, которые имеют конкретное числовое выражение – численности, выработки и обслуживания, управления, расхода ресурсов, и нормативы, которые носят общий типовой характер и являются основой для разработки норм); · инструктирование (ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение). Распорядительное воздействие направлено на устранение отклонений от нормального процесса работы, совершенствование организации труда и управления. Оно реализуется в следующих формах: · приказ; · постановление; · распоряжение; · устное указание (письменное/устное); · протокол совещания; · план мероприятий и т.п. Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Условиями эффективности распорядительного воздействия являются наличие своевременной, полной, достоверной информации и четкой системы контроля за выполнением решений. Экономические методы мотивации основываются на использовании экономических и материальных интересов персонала и по способам воздействия известны как «методы пряника». Они предполагают разработку планово-экономических показателей и средств их достижения. Основными инструментами экономических методов мотивации являются: · технико-экономический анализ и обоснование; · прогнозирование и планирование (долгосрочные и краткосрочные прогнозы и бизнес-планы экономического и социального развития коллектива); · хозяйственный расчет (функционирование организации на основе самофинансирования и самоокупаемости);
· госзаказ; · ценообразование; · налогообложение; · финансирование (в виде субсидирования и кредитования); · экономические нормы и нормативы; · экономическое стимулирование (усиление материальной заинтересованности коллективов в более эффективной работе с помощью цен, кредитов, формирования фондов экономического стимулирования и т.д.); · материальное стимулирование (с помощью входящих в состав заработной платы доплат, надбавок, премий, вознаграждений, социальных выплат и т.д.); · штрафы; · системы ответственности (доведение коллективной ответственности до персональной). Социально-экономические методы мотивации предоставляют сотрудникам добавки к заработной плате и подчеркивают принадлежность работников организации и проявление заботы о них. Социально-экономическое воздействие включает в себя: 1. создание благоприятных условий труда · организация труда, включающая обеспечение санитарно-гигиенических условий; · гуманизация труда, основанная на использование психологического влияния цвета, музыки, запахов; 2. развитие социальной инфраструктуры организации: · жилищное строительство или возможность получения льготных кредитов на строительство жилья; · возможность пользоваться услугами различных дошкольных учреждений; · получение субсидий на питание путем прямых денежных выплат или удешевления питания; · помощь в оплате образования работникам организации и членам их семей, предоставление возможности обучения на различных курсах в организации; · оплата различных страховок; · забота о здоровье сотрудников (частичная оплата медицинской помощи сотрудникам и членам их семей, открытие в организации различных медицинских кабинетов, предоставление возможности сотрудникам посещать различные спортивные учреждения путем их оплаты); · возможность членства в различных (спортивных, социальных и т.п.) клубах; · предоставление оплачиваемого отпуска и других выходных отгулов; · возможность использования оборудования предприятия в различных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.п.); · гарантированные дополнительные пенсионные выплаты от предприятия.
3. неявные выплаты, подчеркивающие индивидуальность работников (например, социальные пакеты). Социально-психологические методы воздействия базируются на способах социального и психологического воздействия на людей и известны как методы «убеждения». Они основаны на использовании неформальных факторов, интересов личности, группы и коллектива и позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Социально-психологическое воздействие реализуется путем внушения, убеждения, подражания, вовлечения, побуждения, принуждения, осуждения, требования, запрещения, порицания, намека, комплимента, похвалы, просьбы, совета, проведения социологических исследований, соревнований, преодоления конфликтов, морального поощрения и порицания, психологического влияния, планирования и развития карьеры сотрудников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|