Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание занятия 2. Логопед. Чему равна сторона квадрата? Игорь 3. Шести сантиметрам. Логопед. Каждая из сторон равна 6 см? Игорь 3. Каждая. Логопед. Почему?




Содержание занятия 2

Задание 1. Поработай с «математическим квадратом».

На доске начерчен квадрат, каждая из сторон которого равна 6 см.

Логопед. Какая это фигура? Игорь 3. Квадрат.

Логопед. Чему равна сторона квадрата? Игорь 3. Шести сантиметрам. Логопед. Каждая из сторон равна 6 см? Игорь 3. Каждая. Логопед. Почему?

Игорь 3. У квадрата все стороны равны. Логопед. Начертите этот квадрат у себя в тетради. Дети чертят квадрат.

Логопед. Петя, сколько сторон квадрата ты начертил? Петя А. Уже две.

Логопед. Вера, какую сторону ты чертишь? Вера В. Третью.

Логопед. Сколько сторон квадрата осталось начертить? Коля А. Одну. Надя 3. Я все начертила.

Логопед. Сколько линий проведено внутри квадрата на чертеже, изображенном на доске?

Игорь 3. Внутри квадрата четыре линии.

Логопед. Эти линии разделили квадрат на маленькие квадратики. Сколько их?

Петя А. Девять.

Логопед. Расположение квадратиков по горизонтали я буду называть строкой, как это указано рядом с чертежом. Сейчас мои вопросы будут требовать особого внимания. Кто хочет проверить, насколько он внимателен?

Коля А. Я попробую.

Логопед. Покажи второй квадратик первой строки. Потом покажи третий квадратик третьей строки.

Мальчик правильно выполняет задания.

Работа с квадратом продолжится на следующем занятии.

Задание 2. Выполни работу наборщика.

Логопед объясняет учащимся значение слова «наборщики». Дежурный раздает конверты с набором букв разрезной азбуки (а, о, а, р, к, т, с). Учащимся дается задание сложить за 10 минут из имеющихся букв как можно больше слов. Составленное слово нужно сразу же записать, в тетрадь. Слова пишутся в строчку через запятую. В ходе выполнения работы логопед задает учащимся вопросы. «Сколько слов ты уже набрал? Какое слово по счету ты пишешь? На какую букву начинается второе из записанных тобой слов? » и т. д. По истечении 10 минут логопед проверяет правильность выполнения задания.

Логопед. Коля, сколько слов ты набрал?

Коля И. Я набрал восемь слов.

Логопед. Кто набрал больше слов?

Петя К У меня больше девяти слов.

Логопед. У кого меньше слов?

Зоя А. У меня всего четыре слова.

Саша А. А я написал семь слов.

Логопед. Прочитай все написанные тобой слова.

Вера М. Рак, тара, кот, рост, сор, ток.

Логопед. Игорь, прочитай только односложные слова.

Игорь К. Ток, сорт, крот, рак, кот.

Логопед. Есть ли среди написанных вами слов такие, которые начинаются на гласную букву?

Петя 3. У меня два слова — акт и оса.

Задание 3. Работай с орфографическим словарем.

Логопед дает учащимся задание открыть словарь на букву а и прочитать три слова: а) хорошо известных; б) оканчивающихся на гласную; в) оканчивающихся на согласную.

Содержание занятия 3

Задание 1. Поработай с «математическим квадратом». Учащимся предлагается заполнить цифрами маленькие квадратики в начерненном на предыдущем занятии квадрате. При

этом учитель-логопед говорит, в каком квадратике той или иной строки следует написать конкретную цифру.

После заполнения детьми квадрата цифрами логопед определяет правильность выполнения задания.

Логопед. Какая цифра написана во втором квадратике третьей строки?

Зина С. Два.

Логопед. На какой строке написана цифра шесть?

Зина С. На третьей строке.

Логопед. В каком квадратике?

Зина С. В первом квадратике.

Логопед. Коля, какая цифра написана в первом квадратике первой строки?

Коля А. Восемь.

Задание 2. Слоговая таблица.

На доске начерчена слоговая таблица.

Учащимся предлагается в течение 10 минут составить и написать двусложные слова. После окончания работы учащиеся выполняют предлагаемые им задания: «Скажи, сколько слов ты написал,, и прочитай их. Прочитай слова, начинающиеся с одного и того же слога. Прочитай слова, оканчивающиеся на один и тот же слог».

Задание 3. Работай со словарем.

Учащимся дается задание открыть словарь на букву о и прочитать четыре существительных, столько же глаголов и слов, относящихся к другим частям речи.

Содержание занятия 4

Задание 1. Поработай с «математическим квадратом».

Логопед. Назовите цифры в первой строке квадрата, заполненного вами на прошлом занятии.

Петя А. Восемь, один, пять.

Логопед. Назови сумму этих чисел.

Петя А. Четырнадцать.

Логопед. Ваня, назови цифры последней строки и их сумму.

Ваня К. Девять, семь, три. Сумма равна девятнадцати.

Логопед. Назови цифры в первых квадратиках всех строк. Назови сумму этих чисел.

Задание 2. Расшифруй слова.

На доске написаны зашифрованные слова.

Вы3, смор1а, 100л, со3, 100рож, по2л, 100лица, с3жка.

Логопед. Кто может прочитать первое слово?

Игорь С. Вытри.

Логопед. Сколько букв заменила цифра 3?

Игорь С. Три буквы.

Логопед. Есть ли еще слова, в которых часть слова заменена цифрой 3?

Петя Д. Сотри, стрижка.

Логопед. Ваня, прочитай слова в порядке возрастания цифр, заменяющих часть слова.

Ваня Т. Смородина, подвал, дважды, вытри, сотри, сторож, стол, столица.

Логопед. Вера, прочитай слова в порядке убывания цифр, заменяющих часть слова.

Вера 3. Сторож, столица, стол, сотри, вытри, подвал, дважды, смородина.

Задание 3. Работай со словарем.

Учащимся дается задание открыть словарь на букву в и прочитать: а) два односложных слова; б) три двусложных слова; в) два слова с двумя гласными; г) три слова с тремя гласными.

Содержание занятия 5

Задание 1. Поработай с «математическим квадратом»

Логопед. Саша, назови цифры первой строки квадрата.

Саша П. Восемь, один, пять.

Логопед. Петя, назови цифры второй строки в порядке убывания. Назови их сумму.

Петя Р. Девять, семь, три, сумма — 19. -

Логопед. Катя, назови все цифры в порядке их возрастания.

Катя И. Один, два, три, шесть, шесть, семь, восемь, девять.

Логопед. Назови сумму всех этих цифр.

Катя И. Сорок один.

Задание 2. Найди сбежавший слог.

На доске написаны слова с пропущенными слогами:

Во... сы, тиши..., мо... дой, ... род, зо... то, за... вес.

Учащимся предлагается расшифровать слова и написать их в тетрадях.

Логопед. Назовите сбежавшие слоги.

Саша К. Ло, на.

Логопед. Миша, прочитай слова со сбежавшим слогом ло.

Миша Д. Золото, волосы, молодой.

Логопед. Из каких слов сбежал слог на?

Петя 3. Из слов народ, тишина, занавес. ,

Логопед. Коля, прочитай односложные слова со слогом

Коля И. Народ.

Задание 3. Работай со словарем.

Учащимся предлагается открыть словарь на букву м и прочитать пять слов, в которых: а) столько же гласных, сколько согласных; б) есть рядом стоящие согласные (стечение согласных); в) есть рядом' стоящие гласные.

Содержание занятия 6

Задание 1. Поработай с «математическим квадратом»

Логопед. Напишите числа, в которых два десятка и семь единиц; семь единиц и три десятка; пять десятков и четыре единицы; один десяток и девять единиц; пять единиц и три десятка; шесть десятков и две единицы. Скажите, сколько всего чисел вы написали.

Зоя. К. Шесть чисел.

Логопед. Прочитай все числа.

Зоя К. Двадцать семь, тридцать семь, пятьдесят четыре, девятнадцать, тридцать пять, шестьдесят три.

Логопед. Саша, прочитай числа начиная с последнего.

Саша И. Шестьдесят три, тридцать пять, девятнадцать, пятьдесят четыре, тридцать семь, двадцать семь.

Логопед. Надя, прочитай самое большое число

Надя С. Шестьдесят три.

Логопед. Прочитай число, в котором больше единиц, чем в других числах.

3 о я Н. Девятнадцать.

Логопед. Прочитай числа, стоящие между вторым и пятым числами.

Дима С. Девятнадцать, пятьдесят четыре.

Задание 2. Читай текст, содержащий легко изменяемые по смыслу слова (с предварительным анализом слов по звуковому и смысловому значению).

На доске сделана запись: — вери.

Логопед предлагает учащимся отгадать, какое слово он задумал. Называемые учителем-логопедом слова записываются •учеником в тетрадь.

Запись на доске дополняется:

Логопед обращает внимание учащихся на то, что изменение одной только буквы приводит к изменению смысла слова, и пишет на доске предложение.

вери гонятся за охотником.

Логопед. Все ли буквы написаны?

Павел С. Нет, в первом слове нет одной буквы.

Логопед. Помешает ли это прочитать предложение?

Ира А. Его можно прочитать: «Звери гонятся за охотником».

Логопед. Может быть, можно прочитать по-другому?

Ира А. Нет.

Логопед. Но все-таки попробуйте.

Петя Ш. «Двери гонятся за охотником». Так нельзя сказать.

Логопед. Видите, смысл предложения как бы приказывает встать на место буквы з, а не д. Но однажды случилось так, что буквы заблудились и встали не на свои места.

Затем учащимся предлагается прочитать отрывки из стихотворения А. Шибаева «Буква заблудилась».

Логопед. Саша, возьми из своего конверта карточку с текстом и прочитай его.

Саша И. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук с длинными усами! »

Логопед. В каком слове заблудилась буква?

Саша И. В слове лук.

Логопед. Какая буква?

Ира А. Буква л.

Логопед. Чье место она заняла?

Ира А. Место буквы ж.

Логопед. Прочитай текст снова и помоги букве ж занять свое место.

Ира А. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый жук с длинными усами! »

Содержание занятия 7

Задание 1. Напиши «математический диктант».

Логопед. Увеличьте на два каждое из диктуемых мною чисел (6, 9, 11, 14, 17, 15). Запишите полученные числа в тетради. Коля, прочитай записанные тобой числа.

Коля Б. Восемь, одиннадцать, тринадцать, шестнадцать, девятнадцать, семнадцать.

Логопед. Теперь прочитай числа в порядке возрастания.

Коля Б. Восемь, одиннадцать, тринадцать, шестнадцать, семнадцать, девятнадцать.

Логопед. Прочитай числа в порядке убывания.

Коля Б. Девятнадцать, семнадцать, шестнадцать, тринадцать, одиннадцать, восемь.

Логопед. Прочитай числа, которые больше второго числа.

Коля Б. Тринадцать, шестнадцать, девятнадцать, семнадцать.

Логопед. Прочитай числа, которые меньше пятого числа.

Коля Б. Шестнадцать, семнадцать, тринадцать, одиннадцать, восемь.

Логопед. Прочитай числа, стоящие между третьим и четвертым числом.

Коля Б. Такого нет.

Задание 2. Читай текст, содержащий легко изменяемые по смыслу слова.

На доске написаны слова:

сор — сорт пар — пара рак—мрак

Логопед предлагает учащимся прочитать первую пару слов. Затем анализируется количество гласных и согласных в первом и втором словах, подчеркивается, что прибавление согласной т изменило смысл слова, т. е. превратило одно слово в другое. Слова записываются в тетрадь. Аналогично проводится работа с остальными парами слов. Затем учащиеся читают текст стихотворения А. Шибаева «Озорные буквы».

Озорные буквы.

К

В карман

К монтеру —

Прыг!

А в кармане —

Ролики.

Из кармана

В тот же миг

Выскочили

Кролики.

Букву Д

На дне пруда

Увидали раки.

С той поры

У них беда:

То и дело драки.

Содержание занятия 8

Задание 1. Напиши «математический диктант».

Логопед предлагает учащимся написать число, стоящее между числами 17 и 19; следующее за числом 28; предшествующее числу 40; находящееся через одно число после числа 20; стоящее между числами 14 и 15 (заведомо ошибочное задание); стоящее перед числом 12.

Логопед. Саша, прочитай написанные тобой числа.

Саша 3. Восемнадцать, двадцать девять, тридцать девять, двадцать два, одиннадцать, двадцать четыре, двадцать шесть.

Логопед. Прочитай числа, стоящие перед последним числом.

Саша 3. Восемнадцать, двадцать девять, тридцать девять, двадцать два, одиннадцать.

Логопед. Прочитай числа, следующие за числом 24.

Саша 3. Таких не написано.

Логопед. Ира, прочитай числа, стоящие между вторым и шестым числами.

Ира 3. Тридцать девять, двадцать два, одиннадцать.

Логопед. Прочитай два любых числа, которые меньше второго.

Ира 3. Восемнадцать, двадцать два.

Задание 2. Читай текст, содержащий слова, которые можно читать справа налево и слева направо.

На доске сделана запись: о, т, к.

Логопед. Надя, сколько букв написано на доске?

Надя А. Три буквы.

Логопед. Сколько гласных?

Надя А. Одна гласная.

Логопед. Сколько согласных?

Надя А. Две согласные.

Логопед. Составьте слово из этих букв и напишите его в тетрадь.

Дети составляют и записывают слово.

Логопед. Петя, какое слово ты написал?

Петя И. Кот.

Логопед пишет на доске слова кот, ток.

Логопед. Саша, прочитай первое слово слева направо.

Саша К. Кот.

Логопед. А теперь прочитай его справа налево.

Саша К. Ток.

Затем учащимся предлагается прочитать текст стихотворения.

Кот и ток.

Слева мы читаем кот, Справа — ток. Слева мы читаем дог, Справа — год.

Было слова только два, А теперь

Получилось дважды два. Ты проверь!

Содержание занятия 9

Задание 1. Напиши «математический диктант».

Учащимся предлагается написать результаты деления: 10 на 2; 15 на 5; 3 на 7; 12 на 2; 13 на 3; 4 на 5 (есть заведомо ошибочные задания).

Работа проводится так же, как при выполнении аналогичного задания.

Задание 2. Читай стихотворение, содержащее слова, которые можно читать слева направо и справа налево.

На доске написаны слова: сор, лом, нос.

Логопед предлагает учащимся прочитать эти слова слева направо и справа налево.

Затем дежурный раздает учащимся карточки с текстом стихотворения «Кот и ток», которое учащиеся читали на предыдущем занятии. Логопед предлагает заменить в тексте стихотворения слова кот и год какими-либо двумя (из записанных на Доске) словами.

Стихотворение прочитывается учащимися про себя, а затем вслух. Возможный вариант чтения учеником стихотворения:

Нос и сон.

Слева мы читаем нос, Справа — сон. Слева мы читаем лом, Справа — мол.

Было слова только два, А теперь

Получилось дважды два. Ты проверь!

Содержание занятия 10

Задание 1. Напиши «математический диктант».

Учащимся предлагается написать четыре числа, первое из которых равно шести, а каждое последующее на четыре больше предыдущего. Перед выполнением задания учащиеся отвечают на вопросы логопеда.

Логопед. Сколько чисел нужно написать?

Коля Д. Четыре числа.

Логопед. Чему равно первое число?

Коля Д. Шести.

Логопед. Петя, на сколько второе число больше первого?

Петя И. На четыре.

Логопед. На сколько третье число больше второго?

Петя И. Тоже на четыре.

Затем логопед просит детей приступить к выполнению работы. После выполнения детьми работы логопед задает им вопросы и предлагает задания.

Логопед. Зина, сколько чисел ты записала?

Зина Д. Четыре числа.

Логопед. Чему равно первое число?

Зина Д. Шести.

Логопед. Чему равно второе число?

Саша К- Десяти.

Логопед. Катя, прочитай числа, стоящие между первым и последним.

Катя Т. Десять, четырнадцать.

Логопед. Теперь прочитай числа, которые больше второго.

Катя Т. Четырнадцать, восемнадцать.

Логопед. Зина, прочитай числа, которые меньше последнего.

Зина Д. Четырнадцать, десять, шесть.

Логопед. Теперь прочитай число, которое больше третьего на девять (заведомо ошибочное задание).

Зина Д. Такого числа нет.

Задание 2. Прочитай стихотворение, содержащее буквосочетание, не являющееся словом.

На доске сделана запись:

от (к, ж, р, и, ф)

Учащимся предлагается добавлять к буквосочетанию — от по одной букве (из скобок). После каждого такого добавления они должны говорить, что получилось —слово или буквосочетание.

Затем логопед пишет на доске буквы л, и, п, м и просит учащихся составить из них слово. Учащиеся прочитывают варианты буквосочетаний. Выясняется, что составить слово из этих четырех букв нельзя.

Дежурный раздает учащимся карточки с текстом стихотворения И. Токмаковой:

Плим.

Ложка — это ложка. Ложкой суп едят. . Кошка — это кошка. У кошки семь котят.

А я придумал слово, Смешное слово—плим.

Я повторяю снова: Плим, плим, плим... Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим И ничего не значит Плим, плим, плим.

Логопед предлагает детям прочитать стихотворение про себя, а затем (по очереди) вслух. Затем он просит учащихся придумать звукосочетание и заменить им сочетание плим. Вариант чтения учеником стихотворения может быть, например, таким:

Стин.

Ложка — это ложка. Ложкой суп едят. Кошка — это кошка. У кошки семь котят.

А я придумал слово, Смешное слово — стин.

Я повторяю снова: Стин, стин, стин. Вот прыгает и скачет Стин, стин, стин. И ничего не значит Стин, стин, стин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...