Второй этап коррекционного обучения
Итак, к концу первого этапа логопедических занятий заикающиеся учащиеся овладевают умением обмениваться информацией в процессе межличностного общения в ситуациях логопед— ученик, ученик — логопед, ученик — ученик. Вместе с тем у них развиваются навыки партнерства. Участие в различных видах коллективной деятельности способствует постепенному формированию активной позиции в коллективе и активной роли в коммуникативном процессе. Речевое поведение становится более управляемым. Все это создает положительные условия для дальнейшего совершенствования речевой деятельности заикающихся детей и обучения их более сложным коммуникативным действиям в различных ситуациях устного общения. Выше было показано, как под руководством учителя-логопеда учащиеся овладевали все более самостоятельным осуществлением предметной и коммуникативной деятельности. Как видно из представленных выше занятий, развертывание сотрудничества между учителем-логопедом и заикающимися учащимися связано с изменением уровня помощи (со стороны логопеда), позиции ученика в коллективе и его роли в коммуникативном процессе Такая организация коррекционного обучения с необходимостью приводит к развитию у заикающихся внутренних форм регуляции предметной и коммуникативной деятельности. На основе этого у школьника создается готовность к освоению новых, более сложных форм общения и принятию на себя роли руководителя совместной деятельностью. Таким образом, основная задача коррекционного обучения на втором этапе обучения состоит в формировании умений и навыков общения, обеспечивающих возможность выступить в роли руководителя коллективных форм деятельности.
В ряде случаев ученики выступают в роли учителя-логопеда (по его предложению). Важное значение имеет взятие на себя роли режиссера во время разыгрывания многочисленных так называемых «грамматических» и «математических» пьес. Действуя согласно сценарию, заикающиеся школьники не только осваивают определенное учебное содержание (предметную деятельность и специальные термины, необходимые для ее вербализации), но и узнают, каким бы могло быть их поведение в этих обстоятельствах. Такая организация коррекционных упражнений усугубляет момент взаимозависимости участников общения: они не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. Все это благотворно влияет на формирование положительных качеств личности. Дети становятся более самостоятельными и активными. Кроме того, такая форма занятий удовлетворяет потребность школьников в общении, самоутверждении и признании. Вместе с тем она способствует формированию положительного отношения к коррекционному обучению в целом. Проигрывание ролей и действий имеет большое значение и в плане развития навыков партнерства. С этой целью во время занятий логопед привлекает внимание детей к необходимости использовать приемы, обеспечивающие коммуникативность (понятность и убедительность) высказываний. Учащимся напо минают, что, для того чтобы достичь адекватного понимания и осуществить необходимое взаимодействие в процессе общения, следует вносить в собственную речь нужные изменения: уточнять содержание мыслей, распространять высказывания, уточнять значение используемых слов, вводить в речь новые слова и предложения. На втором этапе обучения проводится 25 занятий, составляющих пять ступеней коррекционного воздействия. Во время занятий происходит последовательное усвоение учащимися умений и навыков общения в целях дифференцированного воздействия и регуляции поведения.
Первая ступень Основная задача: отработка умений и навыков правильно, четко, без заикания формулировать задания участникам совместной деятельности. Ситуация коммуникативной деятельности. Модель общения: ученик, формулирующий задание у доски, — ученики — ученик. Условия общения регулируются с помощью средств, усложняющих коммуникативную деятельность. Модель речевого поведения: активная роль в коммуникативном процессе — роль руководителя работы в группе. Средства помощи: направляющие и регулирующие высказывания учителя-логопеда; наглядная опора в виде инструкции-схемы с указанием последовательности выполнения, речевых действий. Вторая и третья ступени Основная задача: отработка умений и навыков общения без заикания в процессе дифференцированного опроса (общение) учащихся во время коллективной деятельности. Ситуация коммуникативной деятельности. Модель общения: ученик, формулирующий задание у доски, опрашивающий участников совместной деятельности и оценивающий их ответы — ученики — ученик. Модель речевого поведения: активное дифференцированное воздействие со стороны ведущего занятия при предъявлении задания и опросе учащихся. Средства помощи: направляющие и регулирующие высказывания логопеда; инструкция-схема последовательности выполнения конкретных речевых действий. Средства, усложняющие коммуникативную деятельность: увеличение компонентов неречевой задачи; изменение темпа деятельности и выполнение ее без инструкции. Четвертая и пятая ступени. Основная задача: формирование умений и навыков саморегуляции высказывания и речевого поведения (самоконтроль собственного поведения, высказываний и предупреждение коммуникативных затруднений). Ситуация коммуникативной деятельности: ведущий (у доски) занятия ученик — ученики —ученик. Модель речевого поведения: активное дифференцированное воздействие в плане контроля и оценки речевых действий всех участников занятия. Изменение стратегии речевого поведения при смене ролей в пьесе (функциональная позиция в совместной деятельности). Средства помощи: инструкция-схема последовательности речевых действий; стимулирующие и направляющие вопросы логопедов. Средства, усложняющие коммуникативную деятельность: изменение темпа деятельности; наличие отвлекающих моментов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|