Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание занятия 1. Логопед. Каждый из вас сейчас решал на доске этот пример. Вспомните. Ира М. Вы написали пример, из которого сбежали числа.




Содержание занятия 1

Задание 1. Найди сбежавшие числа.

Логопед делает на доске такую запись: х=16. По его просьбе дети воспроизводят ее, в своих тетрадях. Затем логопед говорит: «Из примера сбежали числа. Остались знак умножения и равенство, цифры один и шесть. Найдите сбежавшие числа».

Вызванный к доске ученик пишет и одновременно называет сбежавшие числа, а затем читает весь пример. Возможная речь ученика: «Сбежали числа два и восемь, их произведение равно шестнадцати».

Логопед. Каждый из вас сейчас решал на доске этот пример. Вспомните, с чего началась работа.

Ира М. Вы написали пример, из которого сбежали числа.

Логопед. Я молча писала?

Ира М. Нет, вы писали и называли знаки и цифры.

Логопед. Значит, прежде всего надо написать и прочитать пример. Правильно?

Учащиеся. Да.

Логопед. Рита, что нужно сделать дальше?

Рита 3. Спросить каждого ученика: «Какие числа сбежали? » Нет, вы еще говорили, правильно или неправильно мы отвечали.

Логопед: Мы восстановили весь ход работы. Он состоит из трех пунктов:

1. Запись примера и называние чисел.

2. Опрос. Какие числа сбежали?

3. Оценка ответа.

Логопед поясняет, что эти три пункта составляют, инструкцию к проведению работы с примерами, -из которых сбежали числа, потом спрашивает: кто может, пользуясь инструкцией, провести всю работу вместо него?

Петя Р. Пишу знак сложения, знак равенства, цифры 1 и 5. Лена, какие числа сбежали?

Лена Н. Сбежали числа десять и пять.

Петя Р. Правильно? Кто думает по-другому? Скажи, Дима.

Дима А. Семь и восемь.

Петя Р. Правильно.

Задание 2. Работай со словарем.

Логопед. Работа со словарем вам знакома. Поэтому я буду краткой. Будьте внимательны, так как каждый из вас должен будет (вместо меня) провести такую же работу. Откройте словарь на букву у. Лена, прочитай первое слово.

Лена С. Утка.

Логопед. Правильно. Саша, прочитай слово, оканчивающееся на гласный.

Саша И. Утро.

Логопед. Правильно. Сколько я дала заданий?

Учащиеся. Три задания.

Логопед. Каждый из вас будет давать по три-четыре задания. Кто начнет?

Затем роль логопеда выполняют учащиеся.

Петя К- Откройте словарь на букву а. Прочитайте слова про себя. Игорь, прочитай слово из двух слогов.

Игорь Д. Адрес.

Петя К- Правильно.

Игорь Д. Гена, прочитай два существительных.

Гена Н. Азбука, аист.

Игорь Д. Правильно. А ты, Лена, прочитай первое слово.

Лена Т. Абажур.

Игорь Д. Правильно.

Содержание занятия 2

Задание 1. Найди сбежавшие числа.

Работа проводится учащимися без помощи логопеда по написанной на карте инструкции.

Задание 2. Произведи анализ слова.

Логопед. Напишите в тетрадях слово зима, а под ним слова, начинающиеся с каждой из букв этого слова. Написали? Лена, прочитай все слова.

Лена Т. Заяц, Инна, мороз, аист.

Логопед. Правильно. Слава, прочитай первое и последнее слово.

Слава М. Зонт, арбуз.

Логопед. Правильно. 1

Логопед. Петя, прочитай слова, которые начинаются на гласный, а оканчиваются на согласный.

Петя К. Адрес. Больше у меня нет таких слов.

Затем логопед и учащиеся формулируют и записывают на доске пункты инструкции к проведению работы «На штурм слова».

Инструкция

1. Напиши слово.

2. Дай задание.

3. Предложи прочитать слова:

а) все,

б) выборочно.

4. Оцени ответ.

С помощью инструкции один из учеников (по желанию) проводит всю работу. Например:

Игорь Д. Напишите слово ракета. Написали?

Ученики. Да.

Игорь Д. А теперь под ним напишите слова, которые начинаются с входящих в слово ракета букв. Все написали?

Ученики. Да.... Нет.

Игорь Д. Подождите Мишу. Теперь все?

Ученики. Да.

Игорь Д. Аня, прочитай все слова.

Аня С. Рак, адрес, кино, ел, театр, атмосфера.

Игорь Д. Правильно. А ты, Дима, прочитай слова, начинающиеся на согласный.

Дима С. Рот, круг, трус.

Игорь Д. Прочитай слова, которые оканчиваются на гласный.

Дима С. А у меня их нет.

Игорь Д. У кого есть такие слова?

Петя К. У меня. Рама, картина.

Игорь Д. Правильно.

Содержание занятия 3

Задание 1. Найди сбежавшие числа.

Логопед говорит детям: «Из примера сбежали все числа, оставив вместо себя точки, столько, сколько цифр в числе», затем пишет на доске зашифрованный пример, одновременно поясняя: «Пишу двузначное число, знак вычитания, двузначное число, знак равенства, однозначное число. Расшифруйте пример, т. е. назовите, какие числа я зашифровала».

Возможный вариант ответа: «Число девяносто шесть, число девяносто, число девять».

Затем каждый из учащихся проводит у доски аналогичную работу. В помощь учащимся предлагается напечатанная на карточке инструкция.

Инструкция

1. Пиши пример (но лучше придумай сам):

.. +.. =...

Одновременно читай его, не называя чисел (двузначное число, знак сложения и т. д. ).

2. Спроси каждого, какие числа он зашифровал.

3. Оцени ответ.

Задание 2. Произведи анализ слова.

Каждый учащийся с помощью инструкции проводит работу, описанную в занятии 2.

Содержание занятия 4

Задание 1. Найди сбежавшие числа.

Логопед записывает на доске пример: .. +. • — •••> одновременно поясняя: «Я зашифровываю одну цифру, другую, пишу знак сложения, зашифровываю две цифры, пишу знак равенства и зашифровываю три цифры, не называя чисел», затем говорит: «Расшифруйте пример, т. е. назовите, какие это числа — однозначные, двузначные и т. д. » Возможный ответ ученика: «Сумма двузначных чисел равна трехзначному числу».

Один из учеников проводит аналогичную работу по предложенной ему инструкции.

Инструкция

1. Пиши пример и называй количество цифр, которое ты зашифровываешь.

2. Дай задание расшифровать пример, не называя чисел.

3. Спроси каждого и оцени ответ.

Дима С. Я зашифровываю одну цифру, пишу знак умножения, зашифровываю еще одну цифру, пишу знак равенства, зашифровываю две цифры. Лена, прочитай пример, не называя чисел.

Лена П. Два умножить на восемь равно шестнадцати.

Дима С. Правильно.

Задание 2, Прочти зашифрованные предложения.

Логопед. Слушайте меня внимательно, так как каждый должен будет вместо меня провести такую же работу. Напишите слова (пишет на доске): светят, в, окнах, огни, домов. Написали?

Дети. Да.

Логопед. Прочитайте их.

Дети. Светят, в, окнах, огни, домов.

Логопед Это предложение?

Дети. Нет.

Логопед. Расшифруйте его. Как ты скажешь, Лена?

Лена И. Б окнах домов светят огни.

Логопед. Правильно. Но можно и по-другому. Скажи, Игорь.

Игорь Т. Огни светят в окнах домов.

Логопед. Правильно. Назовите сказуемое (подлежащее и т. д. ).

Один из учеников берет у логопеда карточку с деформированным предложением и проводит аналогичную работу, используя при этом инструкцию.

Инструкция

1. Дай задание написать слова.

2. Дай задание прочитать слова.

3. Дай задание расшифровать предложение.

4. Проведи разбор предложения.

5. Оцени ответ.

Рая П. Напишите слова нашли, мальчика, береза, два, гнезда, на. Написали?

Ученики. Да.

Рая П. Сколько слов вы написали?

Ученики. Шесть слов.

Рая. П. Прочитай их, Игорь.

Игорь Т. Нашли, мальчика, два, береза, гнездо, на.

Рая П. Правильно. Петя, расшифруй предложение.

Петя С. Два мальчика нашли на березе гнездо.

Рая П. Правильно. Прочитай подлежащее этого предложения.

Петя С. Два мальчика,

Рая П. Сказуемое?

Петя С. Нашли.

Рая П. Правильно.

Содержание занятия 5

Задание 1. Найди сбежавшие числа. Задание 2. Прочти зашифрованные предложения. Работа проводится каждым учеником с помощью инструкции по аналогии с предыдущим занятием.

Содержание занятия 6

Задание 1. Найди сбежавшие числа.

Учащимся предлагается усложнить пример, из которого сбежали числа, зашифровав в левой части уравнения три числа. Каждый из учащихся выступает в роли учителя-логопеда, в случае затруднений пользуясь одной из инструкций (см. предыдущие занятия).

Игорь Т. Зашифровываю двузначное число, пишу знак сложения, зашифровываю двузначное число, пишу знак вычитания, зашифровываю однозначное число, пишу знак равенства, зашифровываю двузначное число. Коля, какие числа сбежали?

Коля Д. Пятнадцать, двенадцать, семь, двадцать.

Игорь Т. Прочитай весь пример.

Коля Д. Из суммы чисел пятнадцать и двенадцать вычесть семь, получится двадцать.

Игорь Т. Правильно.

Задание 2. Отгадай слово.

Логопед объясняет, в чем состоит предстоящая работа: «Вы будете отгадывать слова по карточкам, на которых написаны только несколько букв слова; вместо остальных букв — тире. Под зашифрованным словом написано пояснение. Каждый из вас должен выступить в роли учителя и провести всю работу по отгадыванию слова. В этом вам поможет инструкция». -

Инструкция

1. Поставьте тире (одно, два, три... ).

2. Напишите буквы.

3. Какое слово получилось?

4. Послушайте, что (про кого) это.

5. Назовите (читайте), что (кто) это.

Карточки

Карточка 1: ------кот —

Этот кот в рукаве живет.

(лоКОТь); Карточка 2: ------кот —

Этот кот вызывает смех.

(щеКОТка) Карточка 3: — к — о------т

Этот кот на руках идет.

(аКрОбаТ) Карточка 4: К---------от —

Этот кот восхищает всех.

(КрасОТа). Карточка 5: ко — т------

Этот кот хворостинки ест.

(КОсТер)

Возможный вариант проведения учеником работы

Коля Д. Напишите. буквы к, о, поставьте тире, напишите букву т, поставьте два тире. Написали?

Ученики. Да.

Коля Д. Какое слово можно прочитать, Лена?

Лена Т. Кот.

К о л я Д. Правильно. А теперь послушайте> что сказано про этого кота: «Этот кот хворостинки ест».

Ученики. Прочитай еще раз. Непонятно.

Коля Д. Этот кот хворостинки ест. Не знаете? Ученики. Нет.

Логопед. А ты помоги, но так, чтобы не называть слово, а только подсказать.

Коля Д. Это делают чаще всего в лесу.

Петя С. Я догадался!

Коля Д. Саша, подскажи, только все слово не называй.

Саша Н. В этом слове третья буква согласная.

Коля Д. Может, еще кто-нибудь догадался?

Ира К. Я знаю, что это.

Коля Д. Назови третью букву.

Ира К. Это буква с.

Коля Д. Правильно. Кто назовет последнюю букву?

Толя Г. Буква р.

Коля Д. Какую еще букву не назвали?

Вера 3. Е.

К о л я Д. Назови все слово правильно.

Вера 3. Костер.

Содержание занятия 7

Задание 1. Найди сбежавшие числа.

Работа проводится так же, как и на занятии 6.

Задание 2. Отгадай слово.

Работа проводится по аналогии с прошедшим занятием.

Карточки

Карточка 1: у--тка

Эта утка в огород на себе гнездо несет.

(УлиТКА)

Карточка 2: -у--т----ка---

Эта утка — вид кино, все смеются, всем смешно.

(мУльТиплиКАция)

Карточка 3: -у-тка

Эта утка с рукавами — вы ее носили сами.

(кУрТКА)

Карточка 4: -у--тка

Ну и утка! Хвост у ней То короче, то длинней.

(рУлеТКА)

Возможный вариант проведения работы учеником. Логопед. Возьми карточку. Ты будешь пользоваться инструкцией?

Ира Д. Нет, я без нее. Логопед. Пожалуйста.

Ира Д. Поставьте тире, напишите букву у, поставьте три тире, напишите т, к, а. Написали? Алеша, прочитай слово, которое получилось.

Алеша И. Утка.

Ира Д. Послушайте, что сказано про эту утку: «Эта утка с рукавами — вы ее носили сами». Если догадаетесь, не называйте все слово. Кто-нибудь отгадал?

Ученики. Нет.

Ира Д. Нужно помочь?

Ученики. Да. Ира Д. Это не живое существо.

Петя С. Это вещь?

Ир а Д. Да.

Саша К. Подскажи первую букву.

Ир а Д. Буква к.

Петя С. Я знаю. Это куртка.

Содержание занятия 8

Задание 1. Найди сбежавшие числа. Работа проводится так же, как и на занятии 6. Задание 2. Отгадай слово (по аналогии с прошлым занятием).

Карточки

Карточка 1: --лев----

Это лев, но он, однако, Стал домашним.

(теЛЕВизор) Карточка 2: бу--ян

Этот буян никогда не дерется.

(БУрьЯН) Карточка 3: --ре-ка

Эта река на озябшей руке.

(ваРЕжКА) Карточка 4: в--яз-

Этот вяз надел кольчугу И спешит на помощь другу.

(ВитЯЗь) Карточка 5: ---ов--ца

Эта овца на рубашке пасется

(пугОВиЦА) Карточка 6: ----ве-ник

А веником этим полов не метут. В нем лисы, и выдры, и зубры живут.

(запоВЕдНИК)

Возможный вариант проведения работы учеником.

Петя С. Поставьте четыре тире, напишите слог ее, поставьте тире и напишите слог ник. Прочитайте слово, которое получилось.

Ученики. Веник.

Петя С. Правильно. Это особый веник. Вот что про него сказано: «А веником этим полов не метут. В нем лисы, и выдры, и зубры живут». Какая первая буква?

Ученики. Мы еще не знаем.

Петя С. Где могут звери жить?

Ира Д. В лесу.

Петя С. Слово лес разве подходит?

Ученики. Нет.

Петя С. Где еще живут звери?

Рита У. В зоопарке.

Петя С. Это как зоопарк, только там нет клеток, а звери в безопасности. Догадались?

Ученики. Да, это заповедник.

Содержание занятия 9

Задание 1. Найди сбежавшие числа. Задание 2. Читай и отгадывай анаграммы. I

Логопед пишет на доске слово анаграмма, объясняет его значение. Учащимся предлагается провести работу по отгадыванию анаграмм (в соответствии с инструкцией).

Инструкция

1. Напиши буквы.....

2. Послушайте, про что это. Читай I вариант.

3. Назовите слово.

4. Послушайте II вариант. Читай II вариант.

5. Назовите слово.

Карточки

Карточка 1: И, Л, П, А

I вариант. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

II вариант. Но буквы переставь мои —

И целый лес ты мною свалишь. Карточка 2: Т, А, Р, К, Е I вариант. Кто по воде так быстро мчится? Найди название ему.

II вариант. Прочти иначе — превратится

Он в детский лагерь, что в Крыму. Карточка 3: П, А, Л, Ш, А

I вариант. Лежу я на земле,

Прибитая к железу.

II вариант. Но буквы переставь —

В кастрюлю я полезу. Карточка 4: Н, С, А, С, О

I вариант. Я —дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду.

II вариант. Но слоги переставь во мне —

И воду подавать я буду. Карточка 5: К, Р, М, О, А, Ш

I вариант. Я украшаю луг, поляну,

Цветок для всех знакомый.

II вариант. А букву переставь, я стану

Презлое насекомое.

Возможный вариант выполнения учащимися работы:

Зина С. Напишите буквы И, Л, П, А. Написали?

Ученики. Да.

Зина С. Послушайте, про что это: «Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь». Кто догадался, что это?

Дима Т. Это липа.

Зина С. А теперь послушайте II вариант: «Но буквы переставь мои — и целый лес ты мною свалишь». Каким предметом можно лес свалить?

Катя Р. Пилой.

Содержание занятия 10

Задание 1. Найди сбежавшие числа. Задание 2. Читай и отгадывай анаграммы.

Карточки

Карточка 1: И, Б, Г, Р

I вариант. За мною в лес идешь ты летнею порой,

Там много нас перед осенью встречаешь.

II вариант. Но буквы переставь, и сразу пред тобой

Судно под парусами на море закачается.

(гриб — бриг)

Карточка 2: А, Р, К, А, Т, Е

I вариант. Мои колеса быстро мчатся

Теперь лишь в сказке.

II вариант. Но если буквы переставишь

Я космонавтов повезу...

(карета — ракета)

Карточка 3: Л, А, Т, А, С

I вариант. Географию со мной

Изучают в школе дети.

II вариант. Дай порядок букв иной,

И найдешь меня в буфете.

(атлас — салат)

Карточка 4: И, К, Т

I вариант. Знают все, что я такое:

Я животное морское.

II вариант. А когда с конца прочтешь,

Мной матрацы обобьешь.

(кит — тнк)

Карточка 5: О, Н, С

I вариант. Задачу ты решишь свободно:

Я небольшая часть лица.

II вариант. Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можешь что угодно.

(нос — сон)

Возможный вариант проведения учеником работы. Ира К. Напишите буквы а, р, к, а, т, е. Написали? Ученики. Да. Ира К. Сколько гласных? Ваня 3. Три. Ира К- Прочитай их. Ваня 3. А, а, е.

Ира К. Правильно. Петя, сколько согласных? Петя Н. Три. Ира К. Прочитай их. Петя Н. Р, к, т.

Ира К- Послушайте первый вариант: «Мои колеса быстро, мчатся теперь лишь в сказке». Что это? Кто-нибудь догадался? Ученики. Нет еще.

Ира К. Это слово начинается с согласной. Раньше их много было. Без них нельзя было. Правда, на них богатые ездили. Догадались?

Ученики. Да, это карета.

Ира К. Послушайте второй вариант: «Но если буквы переставить, я космонавтов повезу». Какие буквы нужно поменять?

3 о я К. Буквы к и р.

Ира К- Правильно. Какое слово получается?

Ученики. Ракета.

Ира К. Правильно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...