Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.




3. Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.

Цель:

- Исследование качества внимания.

- Исследование умения выделять объект восприятия из общего фона.

- Исследование умения устанавливать причинно – следственные связи, заложенные в основе понимания сюжетных картин.

- Исследование умения устанавливать пространственно – временные отношения.

- Исследование эмоционального отношения к событиям, изображенным на картинках.

- Исследование способности описать словесно сюжет картинок, составить по ним рассказ.

Диагностический материал:

Предлагаются картинки:

Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №2).

Для ребенка в 8, 5-9 лет - сюжетная картинка «Лентяйка» (Приложение №2).

Для ребенка в 9-10 лет - сюжетная картинка «В автобусе» (Приложение №2).

Процедура исследования:

Ребенку предъявляется картинка.

Его просят тщательно рассмотреть ее и сказать, что за событие на ней изображено, кто его участники, кто главный герой изображенного события.

Определить, какова его роль в происшедшем и роль второстепенных действующих лиц. Ребенок должен дать характеристику основному действующему лицу и его поступку.

Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Легко осмысляют сюжет картинки, выделяют героя происшествия, дают оценку его поступку и ему самому. Эмоционально живо реагируют, без труда описывают сюжет вербально. Нуждаются в помощи при осмыслении сюжета в форме активизации внимания, наводящих вопросов, подсказок, предъявление вероятных умозаключений в 2-3х вариантах, из которых чаще выбирают правильное. Помощь в работе принимают достаточно легко.  Описывают сюжет по вопросам. Воспринимают сюжет искаженно, помощь использовать продуктивно не могут.  Легко меняют описываемый сюжет, допускают нелепости, грубые противоречия. Рассказ в форме односложных ответов на вопросы не отражает сюжета.  Работают с картинкой без интереса, эмоциональной реакции на изображенное нет.

4. Осмысление конфликтных изображений нелепиц.

Цель:

- Исследование сохранности внимания, восприятия и представлений

Диагностический материал:

  Картинки - нелепости:

Для детей в 7-8 лет – картинка  «Дождик» (Приложение №6).

Для детей в 8-9 лет – картинка  «Рыболов» (Приложение №6).

Для детей в 9-10 лет – картинка  «Водолаз» (Приложение №6).

  Процедура исследования:

Ребенку предлагается картинка с нелепостями.

Ему предлагают картинку внимательно рассмотреть и решить, все ли правильно нарисовал художник.

Просят назвать и показать, что нарисовано неправильно.

При указании ребенком на те или иные неправильности на рисунке, его просят объяснить, в чем неправильность и как должно быть нарисовано на самом деле. Учитывается количество отмеченных нелепостей и его отношение к общему количеству нелепостей.

 

Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Эмоционально реагируют на картинку с нелепостями. Быстро обнаруживают и объясняют что не так, почему и как должно быть. Испытывают некоторую растерянность при изучении картинки, им требуется помощь в форме краткого описания сюжета, после чего они начинают обнаруживать нелепости на картинке.  По ходу работы требуется активизация внимания. Чаще им не удается обнаружить все нелепости. Отметив 2-3 нелепости из 5-6 нелепостей по картинке, они прекращают поиск. Самостоятельно с работой не справляются, требуется не только помощь в форме краткого описания сюжета, но постоянное побуждение к поиску, активизация внимания.  Быстро наступает отказ от работы.  Эмоциональная реакция в форме нетерпения, недовольства, протеста.

4. Исключение предметов и понятий, не подходящих по существенным признакам к остальным в предложенной группе.

Цель:

- Оценка способностей к обобщению.

- Оценка способностей вербально – логическому мышлению.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

- Оценка обучаемости.

Диагностический материал:

Таблицы с изображением 4-х предметов, один из которых отличается от остальных по существенному признаку, а 3 предмета имеют общие существенные признаки, на основании которых могут быть обобщены и названы обобщающим словом (Приложение №10).

Процедура проведения:

  Ребенку предлагается рассмотреть таблицу с 4-мя предметами.

 Ему объясняется, что три из изображенных предметов сходны между собой и их можно назвать одним словом, а 4-й предмет к ним не подходит, т. е. не такой как все остальные: он лишний.

 Ребенку предлагается найти этот предмет, назвать его и объяснить, почему он лишний.

 

Оценка результатов

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Быстро осуществляют анализ предложенных предметов, слов или понятий, находят сходные между собой по существенным признакам, объединяют их в группу, которую называют обобщенным словом, а лишнее исключают, так как оно мешает обобщению. Обычно имеют небольшой запас общих понятий, путают их.  Затрудняются в определении по какому-либо признаку объединение трех слов или понятий. Нуждаются в объяснении способа действия, помощи при проведении обобщения и исключения лишнего слова. Затрудняются в объяснении и подборе общего понятия, но принцип усваивают и используют в последующих заданиях. Проводят исключения по второстепенным или случайным признакам. Помощь практически не эффективна.  Если случайно оказывается адекватным выбор слова, подлежащего исключению, то объяснение бывает неверным, часто нелепым. Этим детям трудно бывает объяснить, чем обусловлен выбор исключаемого слова и чем объединены остальные.  Интерес к работе низкий, формальный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...