Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимульный материал. 5.Методика «Разрезные картинки». Автор. Л.И. Переслени, О.И. Шуранова. Возраст обследуемых: младший школьный (6.5-10 лет).




Стимульный материал

5. Методика «Разрезные картинки»

Автор. Л. И. Переслени, О. И. Шуранова

Возраст обследуемых: младший школьный (6. 5-10 лет).

Цель: оценка уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, особенностей пространственного конструирования.

Стимульный материал: Три предметных картинки, вырезанные по контуру и разрезанные на части. Перечислим картинки в порядке возрастания трудности:

1. «Мальчик». Картинка заимствована из VI субтеста детского варианта интеллектуального теста Дж. Векслера. В настоящей методике это легкое задание предлагается использовать главным образом для ознакомления с процедурой обследования. Результаты его выполнения не влияют на количественную оценку уровня развития наглядных форм мышления. Но возникновение трудностей при складывании этой картинки может иметь дополнительное диагностическое значение.

2. «Бабочка». В этом задании, как и в первом, имеется признак симметрии, облегчающий ребенку ориентировку в задании. Изображение бабочки разрезано на пять частей. Левое переднее и правое заднее крылья разрезаны так, чтобы при неправильном прикладывании частей почти совпадала длина срезов, но не узоры крыльев.

3. «Петух». Трудности складывания этой картинки обусловлены нестандартностью линий ее разреза на части, то есть вопреки привычному делению: голова, туловище, ноги и др.

Процедура проведения. На выполнение каждого из трех заданий ребенку дается максимум три попытки по две минуты на каждую. Попытки различаются между собой последовательно увеличивающимися дозами помощи.

Перед началом каждой попытки психолог раскладывает перед ребенком - части изображения стандартным образом и предлагает ему собрать объект. При первой попытке никакой помощи кроме стимулирующей (если в ней возникла необходимость) не, оказывается. Если при первой попытке складывания картинки без образца ребенок исчерпал время, предлагается вторая попытка. При этом ему говорят: «Не получается - ничего, это довольно трудно. Я покажу тебе картинку (перед ребенком кладется целый, «нерасчлененный» образец). Вот что должно получиться. Посмотри внимательно и сложи такую же». Если ребенок собрал объект неправильно и сказал: «Все», психолог говорит: «Посмотри внимательно - все так? » При отрицательном ответе ребенку дают возможность использовать оставшееся (если оно осталось) до 2 минут время. Если обследуемый не замечает ошибки, ему предлагается третья попытка.

При третьей попытке показывается «расчлененный» образец со словами: «На этой картинке показано, из каких частей она состоит. Прерывистые линии - это линии разреза. Узнаешь эти части? Посмотри, здесь видно, как они друг к другу прикладываются - сделай также».

При второй и третьей попытке образец остается перед глазами ребенка. Если и после предъявления расчлененного образца ребенок не может правильно сложить предлагаемое задание, используется четвертая попытка. В этом случае его просят наложить части картинки на образец и запомнить результат, предупредив, что затем он будет собирать объект самостоятельно. После этого части картинки вновь раскладываются стандартным способом, образец убирается и предлагается собрать картинку вновь.

Следует добавить, что после правильного выполнения задания 1 необходимо обратить внимание ребенка на хорошую, точную «подгонку» частей друг к другу, на плавность контура. Кроме того, перед первой попыткой в каждом задании ребенка опрашивают, какой именно объект разрезан.

В протоколе фиксируется время выполнения каждой попытки. Целесообразно схематично отмечать способ составления изображения бабочки, и особенно, петуха.

Начисление баллов проводится по следующей схеме. Успешное решение задания: с первой попытки - 10 баллов; со второй попытки -- 8 баллов; в третьей попытки - 5 баллов; с четвертой попытки - 2 балла;

не уложил самостоятельно части картинок на образец, но смог, несмотря на это, собрать картинку - 1 балл; не выполнил задание - 0 баллов.

В тех случаях, когда ребенок не замечает тонких различий при складывании картинки (например, неправильное расположение детали 4 при складывании петуха), из оценки для соответствующей попытки вычитается 1 балл. Так, если петух складывается, в основном, правильно со второй попытки, с перевернутой четвертой деталью, то начисляется не 8, а 7 баллов.

Авторами методики на основе анализа массива экспериментальных данных

(более 200 первоклассников) были выделены четыре уровня успешности решения задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...