Стимульный материал. 8. Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок. (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Методика применяется для исследования особенностей мышления — целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и по
Стимульный материал
8. Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок (М. М. Семаго, Н. Я. Семаго) Методика применяется для исследования особенностей мышления — целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста. Как метафоры, так и пословицы, и поговорки представлены по степени усложнения понимания их переносного смысла в соответствии с особенностями речемыслительной деятельности современных детей. Ребенку предлагают объяснить смысл метафор, смысл пословиц и поговорок. Оценивается доступность понимания отвлеченного смысла их или склонность к отражению предметов с их фактическими наглядными связями, т. е. конкретная трактовка метафор или пословиц. Возрастные особенности использования. Понимание метафор можно исследовать не ранее 6-7-летнего возраста. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок может оцениваться с 8-летнего возраста. Анализируемые показатели: • характер деятельности ребенка, доступность задания; • уровень трактовки предлагаемых метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла); • возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрослого; · критичность ребенка к результатам своей деятельности. Оценка результатов: 4 балла – верное понимание смысла происходящего. 3 балла – правильное понимание смысла после уточняющих вопросов педагога. 2 балла – буквальное понимание смысла истории даже после оказания помощи. 1 балл – непонимание смысла задания, неадекватное толкование смысла даже в условиях обучающей помощи. Стимульный материал
9. Понимание прочитанного текста (М. М. Семаго, Н. Я. Семаго) Исследуются особенности понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, а также особенности речи при их чтении. В качестве предлагаемых текстов взяты стандартные тексты, используемые в нейро- и патопсихологической диагностике. Приведенные рассказы могут служить неким эталоном для подбора соответствующих образцов текстов, аналогичных по степени сложности, наличию подтекста, другим характеристикам текстового материала. Подобные текстовые материалы могут быть подобраны в возрастающей степени сложности. Ребенку зачитывается четко и внятно текст (дети, владеющие навыками чтения, читают сами) простого рассказа. После этого просят его пересказать текст. Оцениваются возможность выделения основной мысли (самостоятельное понимание смысла), принятие ребенком помощи (пересказ по наводящим вопросам), а также понимание смысла рассказа (по наводящим вопросам). Кроме того, оцениваются возможность построения ребенком развернутого высказывания, наличие аграмматизмов и т. п., то есть характеристики связной речи ребенка. Возрастные нормативы использования. Предлагаемые рассказы могут быть использованы для работы с детьми 7-8-летнего возраста — в зависимости от сформированности навыка чтения и возможности осмысления зачитываемого рассказа. Анализируемые показатели: - сформированность навыка чтения (темп, интонированность и т. п. ); - наличие специфических ошибок чтения; - осмысленность чтения; - возможность смыслового краткого пересказа, прочитанного (понимание основной мысли или подтекста); -объем необходимой помощи взрослого при смысловом анализе текста. Стимульный материал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|