10.Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия), лист 1
10. Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия), лист 1 Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Процедура предъявления методики достаточно разработана и описана в ряде предлагаемых источников. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов). Оценить возможность удержания порядка слов представляется достаточно трудным. По результатам исследования может быть построена кривая запоминания. Анализируемые показатели: — объем слухоречевого запоминания; — скорость запоминания данного объема слов; — объем отсроченного воспроизведения; — особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазии и т. п. ); — особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия. Возрастные особенности выполнения. Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9±1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8±2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы. Оценка результатов: В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.
4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении. 3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении. 2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении. 1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной льзуется словарный материал меньшего объема (5-8 слов). Стимульный материал 11. Исследование зрительной памяти Семаго М. М. Методика направлена на исследование особенностей зрительного запоминания. Для запоминания предлагается ряд абстрактных зрительных стимулов. Ребенку предъявляется колонка из трех стимулов, находящаяся в правой части листа. Время экспозиции стимулов достаточно произвольно и зависит от задач исследования. Оно составляет 15-30 сек. При этом левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после окончания экспозиции (время и характер интерферирующей деятельности после экспозиции могут варьироваться в зависимости от задач исследования) ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами безусловно должна быть закрыта. Анализируемые показатели: -количество правильно узнанных стимулов; -возможность удержания ряда зрительных стимулов; -характер ошибок узнавания (по пространственным признакам). Методика используется в основном для детей, начиная с 5-ти лет.
Стимульный материал 12. Таблицы Шульте (лист 5, 6) Методика применяется для исследования темповых характеристик сенсомоторных реакций и особенностей (параметров) внимания у детей, начиная с 7-8-летнего возраста. Ребенку предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25. Сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы.
Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 сек. Анализируемые показатели: - время, затраченное на каждую таблицу; - параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение); - количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени (15 сек, 30 сек); - сравнительные характеристики времени, за которое ребенок находит каждые пять цифр (равномерность выполнения задания); - ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или пространственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|