Задание № 1. МВПКШЛЧБХ. ктмц дзнтк. Упражнение № 10. На цифровом материале. Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания
Задание № 1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например: РБВЛ ЖКПРЧ кптнсд дпв БМДРКЛФ стпцгвдк МВПКШЛЧБХ ктмц дзнтк ШРВТБЧ шгс мвхштсг ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ Всего 14 слайдов — два разных набора по 7. 138 Задание. № 2. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, дапример: Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка. Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист. Всего 18 слайдов — два разных набора по 9. Задание № 3. Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например: Я бегу Дай мне Дым идет Двор чист Что делать Ученье свет Все по колено Работа не волк Счастье в труде Что ты Я плыву Лень мне Один — воин Птица поет Делу — время Вода в решете Слово — серебро Всем не угодишь Всего 18 слайдов — два разных набора по 9. Слайды каждого задания показываются в порядке возраста ния количества букв. На занятии можно использовать цд. одно задание из этой серии, так и 2 или 3. Содержание зада ний может меняться в зависимости от подготовленности детей их возрастных и индивидуальных особенностей. рключают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до ^5), расположенные в случайном порядке. Упражнение № 10. На цифровом материале Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено в работу группы учащихся, то удобнее разбить ее на тройки и провести в виде сюжетно-ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль: " учитель", " ученик", " контролер" — со сменой ролей по кругу. " Ученик" сидит за столом, и " учитель" показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1, 2, 3, 4, Смена таблиц производится по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Перед предъявлением таблицы 1 " учитель" сообщает инструкцию: " Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице в беспорядке. ) Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1, 2, 3, 4 и т. д. Ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко".
" Контролер" при помощи секундомера фиксирует время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок (по возможности). Как показывает практика, желательно, чтобы первичное применение задания производилось все же в индивидуальном порядке, и лишь когда дети освоятся с его содержанием, предложить им его в качестве игры. Оборудование: Секундомеры, указки, 4 цифровые таблицы с числами (количество используемых цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первично же таблицы
Игра " Пуговица" Другим упражнением, направленным на увеличение объема внимания, является игра " Пуговица" (ее описание см. в разделе " Низкий уровень развития произвольности" ). Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания Упражнение № 11. Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования. кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получ» ют, например, красный кружок. Так как на занятии лучщр играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конца занятия и победители как-нибудь поощряются.
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается. Упражнение № 12. Данное упражнение используется как для индивидуальной так и для коллективной работы. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами или двумя слайдами и эпидиаскопом. Возможны три варианта работы: а) с таблицей № 1; б) с таблицей № 2; в) с обеими таблицами (сначала с таблицей № 1, а после перерыва в 10 минут с таблицей № 2). Время работы ограничено: с таблицей № 1 - 3 мин, с таблицей № 2 - 7 минут. Учитель сообщает детям: " Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице, 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок". Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2, только количество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапазон — от 1 до 30. В результате занятий при получении хороших ответов диапазон применения чисел может быть существенно расширен: до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизменным — 25 чисел, т. е. таблица из 25 ячеек. Таблица № 1 Таблица № 2
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания Упражнение № 13. " Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания" Занятие может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Перед началом работы детям сообщается задание: " Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т. д. до конца". Первоначальное количество линий, предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает, что 'бычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить детям помо-з. тъ себе пальцами или карандашом, переходя, по возможнос-• и, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое количество линий будет " распутано" ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.
Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах: — без ограничения времени (тогда тот, кто выполнил задание, поднимает руку и учитель записывает его время в индивидуальный бланк, который ведется постоянно, q„ дает возможность сравнить полученное время с предыд^ щим); — с ограничением времени (т. е. учитель дает команду " Стоп! ", и все одновременно заканчивают работу). Интеп. вал устанавливается в зависимости от подготовленности детей и их возраста. Результаты обрабатываются следующим образом. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В этом случае рассчитывается показатель успешности выполнения задания (У): где Т — время выполнения задания (мин), Уд — данное количество линий, Vnp — количество правильно прослеженных линий. Оборудование: секундомеры, специальные бланки " Перепутанные линии": Это упражнение можно провести в виде занимательного материала. Например, вместо клеток использовать животных (членов семьи и т. д. ), от которых идут перепутанные линии к еде (детям, игрушкам, подаркам и т. д. ), т. е. необходимо определить, кто что кушает, кто во что играет, у кого какие подарки и т. д. Упражнение № 14. " Усиление концентрации слухового внимания" Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Например, учитель сообщает: " Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений за -пишите только тогда, когда я скажу: " Пишите! "
Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала. Приведем некоторые из них: 1 класс — " Даны два числа: 6 и З... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... пишите!.. " (ответ: 3) " Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отними -те от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пи -шите!.. " (ответ: 8) 2 класс — " Даны. два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вто -рую цифру второго числа... Пишите!.. " (ответ: 4) " Даны. два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полу. ченную сумму разделите на 4... Пишите!.. " (ответ: 2) 3 класс — " Даны два числа: 54... и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.. " (ответ: 5) " Даны два числа: 56... и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... По -лученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.. " (ответ: 27) В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа — '" Загадай. число... прибавь к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось... " Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|