Упражнение № 20. Наряду с "контролем по написанию" (описанным выше) необходимо проводить отработку "контроля по смыслу" (соответствия отдельных слов общему смыслу предложения)
Упражнение № 20. Прочитайте слово (чтобы установить его смысл), затем предложите ребенку разделить его на слоги и, читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом. Для этого упражнения подбираются самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги необходимо разделять вертикальной карандашной чертой затем черточки не ставятся, но слоги произносятся с четки»' разделением (голосом) и последовательно проверяются. Со apg менем разделение слогов становится все короче и вскоре сводится к ударениям на отдельных слогах. Следующий этап --^ слово прочитывается и проверяется по слогам про себя (" первый — правильно, второй — нет, здесь пропущено... переставлено... " ). Лишь на последнем этапе можно перейти к тому чтобы ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно — неправильно; и если неправильно, то разъяснял почему). После этого происходит переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой). Наряду с " контролем по написанию" (описанным выше) необходимо проводить отработку " контроля по смыслу" (соответствия отдельных слов общему смыслу предложения). Работа проводится аналогичным образом. Затем содержание упражнений можно расширить за счет контроля правильности картинок, узоров, наборов букв, цифр и т. д. Упражнение № 21. Другим упражнением, направленным на развитие умения анализировать написанные слова, " видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест " корректурная проба". Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы " а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, 4 и меньше пропусков — выиграли. Выигравшие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются... Проверку заданий проводят сами ребята — сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности.
Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке дервой (фаомтмлвисрпнальмтчджрапнви^роч^ттми/ко ^лимеа/стыщдеьн^банвисю^тспвныкрамс/^джым и т. д. Следующий этап — одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, " е" — вычеркиваем, а букву " м" подчеркиваем: Говорила мышка мышк^ — н^ хочу читать я книжки. Другой вариант: " Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: " Внимание! " работа идет наоборот — первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем". Например, " 1-я часть работы: " С" — подчеркиваем, " О" — вычеркиваем, по команде: " Внимание! " проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву " С" теперь вычеркиваем, а букву " О" — подчеркиваем". Р)? (с цветочек з^л^тистый, Стал ^н круглый и пушистый, Внимание! ^•аша дунет, з& ^меет/я, Пух по ветру поне^ет^я. Там, куда упал ^ултанчик, Будет новый одуванчик. Упражнение № 22. Подобное упражнение можно провести на учебном материа. ле, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена суще. ствительные, а прилагательные — двумя, затем по команд( " Внимание" — наоборот: существительные — двумя, а прила. гательные — одной, например:
В январе мороз трескучий и валится снег сыпучий, В феврале у нас в оконце Внимание! Засверкало ярче солнце. Стоял рыхлый снег в апреле, птички звонкие там пели. Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя " быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентрации. Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от " Родной речи", надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т. д. ). При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то другим — " другой девочкой", " плохо обученным щенком". Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности. i3Kuu уровень развития памяти Память — это сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих ученых. Их результаты позволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по ее развитию, используя нетрадиционные способы переработки и хранения ин4юрмации. В связи с этим, готовясь к подобным занятиям, необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический. 1. Обработка информации, т. е. запись и извлечение, значительно облегчаются при осознанном выборе стимулов и концентрации на них внимания. 2. Одновременный учет логических и эмоциональных реакций гарантирует лучшую запись материала в памяти, а чем чучше качество самой этой записи, тем легче его извлечение. 3. Существует два вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация из нее не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять ее про себя. Долговременная память имеет глубокие корни в сознании. Она подкрепляется поисками значения запоминаемого. Этот вид памяти связан со сложными мыслительными операциями.
4. Память субъективна и подвержена искажениям, т. к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения. Приведенные выше положения лежат в основе упражнений рекомендуемых для занятий со школьниками, имеющими низкий уровень развития памяти. Сам факт записи информации заключается в ее переводе в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины — иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|