Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение № 29. "Осознание словесного материала" (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой)




Упражнение № 29. " Осознание словесного материала" (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой)

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: " Сейчас я буду читать (показы­вать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, кото­рые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Бумага

Гнездо

Кот

Колесо

Палка

Шерсть

Телега

Волосы

Роза

Платок

Сапог

Палец

Лимонад

Слон

Поцелуй


 Фильм

Блин

Счастье

Слеза

Ботинок

Птица

Автобус

Доктор

Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе " толь­ко в уме".

i Упражнение № 30. " Оживление"

К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т. к. оно требует сформированное™ умения переводить информацию в зритель­ный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.

Предложите детям представить себе какого-либо зверя, жи­вотное. После того, как образ создан, попросите их " ожи­вить" картинку, т. е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным. После упражнений с живыми существами можно переходить к " оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлага-

дтся для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в ^ачестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать вол­шебником, способным оживлять при помощи волшебной па-дочки все, что угодно. Например, он касается в своем вообра­жении предмета и он оживает, затем " волшебник" рассказы­вает всем, что он видит; после роли меняются.

Все приведенные выше упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковремен­ной памятью. При этом данные памяти, идущие от воспри­ятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются дан­ными, хранящимися в долговременной памяти. В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти пере­шли на длительное хранение, т. е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке — струк­турированию и упорядочиванию. Таким образом, становится ясно, что подобный процесс передачи невозможен без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по сис­тематизации и классификации запоминаемых объектов про­исходит с помощью операций установления сходства и разли­чий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными зна­ками, облегчающими извлечение из памяти. В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начи­наться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Упражнение № 31.

Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике. Приведем план такого анализа.

1. Эмоциональное восприятие предмета.

" Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравится его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне? "


 Подобные вопросы учителя должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего — во­влечь школьника в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирую. щий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатле­ние.

2. Анализ вызванных эмоций.

" Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным? "

Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбирать­ся в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.

Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит со­средоточиться на главных, особо значимых аспектах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...