Упражнение № 29. "Осознание словесного материала" (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой)
Упражнение № 29. " Осознание словесного материала" (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой) Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: " Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно". Бумага Гнездо Кот Колесо Палка Шерсть Телега Волосы Роза Платок Сапог Палец Лимонад Слон Поцелуй Фильм Блин Счастье Слеза Ботинок Птица Автобус Доктор Мороженое В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе " только в уме". i Упражнение № 30. " Оживление" К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т. к. оно требует сформированное™ умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия. Предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите их " оживить" картинку, т. е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным. После упражнений с живыми существами можно переходить к " оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлага-
дтся для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в ^ачестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной па-дочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета и он оживает, затем " волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются. Все приведенные выше упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, т. е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке — структурированию и упорядочиванию. Таким образом, становится ясно, что подобный процесс передачи невозможен без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными знаками, облегчающими извлечение из памяти. В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия. Упражнение № 31. Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике. Приведем план такого анализа. 1. Эмоциональное восприятие предмета. " Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравится его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне? "
Подобные вопросы учителя должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего — вовлечь школьника в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирую. щий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление. 2. Анализ вызванных эмоций. " Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным? " Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти. Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|