Взаимодействие жизни 1 страница
8. Итоги Развивая свою религиозную концепцию, Бердяев стремился обновить христианство, развить его истины и согласовать с духовными потребностями своего времени, в чём и состоял его замысел нового религиозного сознания. Утверждая, что он является ищущим христианином, не настаивающим на окончательности своих суждений, философ постулировал, что единственным средством своего поиска он считает опыт личных мистических постижений. В процессе своего поиска Бердяев обращается к религиозным идеям, исторические аналоги которых были обличены Христианской церковью как еретические. Осмысливая их, философ стремился вычленить отдельные грани их содержания и синтезировать это с христианским мировидением. Само же христианское мировидение он также проверял на истинность в горниле своего мистического познания, в процессе чего происходило изменение его идей и введение новых смыслов. При сопоставлении степени того позитива, который вычленялся из смысловых граней полюсов, оказывается, что с гностического полюса в окончательной позиции Бердяева получено больше материала, чем с христианского. Однако, акцентируя внимание на христианских элементах своей системы, философ заявлял о своей христианской принадлежности. Форма вступила в конфликт с содержанием. И этого не могло не случиться, поскольку для развития христианской позиции была избрана изначально не христианская методология, методология мистического гнозиса. Методы исследования изначально противоречили его целям, вследствие чего результаты также оказались противоречащими целям. Под видом обновления христианства Бердяев развивал совершенно иную религиозную парадигму, которая и обусловливала его философскую систему. В историческом споре гностицизма и христиан-
Глава 3. Н. Бердяев: между гностицизмом и христианством ства Бердяев оказался в стане гностицизма. Таким образом, гностическая «прививка» к древу самобытной русской философии, произведённая Владимиром Соловьёвым, в учении Бердяева переросла в болезнь. Сам Бердяев, признавая в своём мировоззрении гностический оттенок, вместе с тем полагал, что он вписывается в обновлённое им христианство, что он является христианским гностиком. Центральной идеей этого обновления он мыслил созданную концепцию творчества. Таким образом, дополняя по-особому понятое им христианство творчеством, он видел себя предвестником новой стадии мировой религии, которая не отрицает христианство, а является его подлинным исполнением. Глава 4 КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА КАК ОТКРОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Если окинуть взглядом весь универсум философской мысли Бердяева, то видно, что главной темой его изысканий была философская антропология. Именно в её подходах кроется ключ к решению остальных тем и проблем. Тема же творчества как откровения человека является основой его философской антропологии. Именно творчество определяет статус человека во вселенском универсуме. Поэтому в своей ключевой работе, посвященной раскрытию этой темы, - «Смысл творчества» - Бердяев, как он полагает, занимается антроподицеей - оправданием человека. Сама постановка темы творчества в русской философской мысли не является исключительной заслугой Бердяева. Творчество как совместное действие Бога и человечества по преобразованию мира раскрывалось в концепции теургии у Вл. Соловьёва. Опираясь на эти идеи, другой русский мыслитель, Д. Мережковский, полагает, что в христианской традиции это действие не производилось, поскольку христианство негативно оценивало значимость плоти как реального состава мира. Поэтому своей задачей он видел утверждение прав плоти, дополнение христианства язычеством. Это дополнение было возможно путём восполнения христианства культурой, которая направлена на мир. Творчество как культурное творчество было для него дополнением христианства. Эти взгляды развивались в общем контексте русского неоромантизма, обосновывавшего идею высшей значимости творчества культурных ценностей, которое осуществляется представителями особого социального сословия - интеллигенции. Русский неоромантизм был во многом созвучен немецкому романтизму, также ставившему задачу обоснования творческой деятельности творца культуры как высшей человеческой деятельности по пересозданию мира. Анализируя культурное наследие, можно выявить, что к началу XX в. тема творчества становится одной из ключевых тем идеологии русской интеллигенции. Творчество здесь понималось в качестве продукта деятельности особого сословия - интеллигенции и рассматривалось в качестве твор-
Глава 4. Концепция творчества как откровения человека чества культурных ценностей. В этой атмосфере Бердяев в русле единомышленников Мережковского ставит задачу обновления христианства, одним из элементов которой явилось утверждение творческой роли человека в осмыслении христианской доктрины. После разрыва с Мережковским в 1908 г. Бердяев попадает в православную среду, но интенция свободного приятия христианских истин путём личного пересоздания постепенно выводит его из круга православного общения. Несмотря на то, что Бердяев оказался не в консервативной среде, а в среде православного модернизма, лидером которого был Булгаков, в силу своего радикализма он разрывает даже с этим движением, поскольку его концепция, по сути дела, полностью выходит за границы православия. Любопытно, что с момента формулирования Бердяевым своей самобытной концепции творчества эта тема стала предметом оживлённых дискуссий. Только объявив своим коллегам по издательству «Путь» в 1911 г. о новом направлении своих духовных поисков, Бердяев встретил жёсткую критику. Наиболее активные «путейцы» Булгаков, Флоренский и Эрн, развивая идеи софиологии, полагали, что человек призван воплощать в мире извечно существующие в божественной премудрости образцы. Исходя из этого, они обвиняли Бердяева в имманентном обожествлении человека, не видящем должных различий божественного творчества и человеческого деяния. После выхода в 1916 г. книги «Смысл творчества», где Бердяевым была впервые описана в развитой форме оригинальная концепция творчества, она вызвала оживлённую дискуссию. Так, В. Розанов не согласился с вытекающим из неё разделением бытия на две онтологические реальности: «мир сей» и «космос»1. И хотя Бердяев специально оговаривает это во введении, заявляя о противоречивом совмещении в своём творчестве дуализма и монизма, Розанов нащупывает реальную проблему. Она проясняется в полемике с А. Мей-ером, который выражал позицию группы новой религиозной общественности, сложившейся вокруг Д. Мережковского. Отвечая на критику своей позиции, состоявшей в замене воскрешения новой твор-
Первую стрелу в их полемике выпустил Бердяев. В своей статье «Христос и мир» (1908) он уличает Розанова в том, что тот не видит, что «" мир" этот есть смесь бытия с небытием» [41, с. 282]. Розанов же в статье «Новая религиозно-философская концепция Николая Бердяева» (1916) лишь защищает свою позицию, обличая оппонента в манихействе [92, с. 268]. Часть 3. Теология культуры ческой эпохой [84, с. 280-284], Бердяев в статье «Новое религиозное сознание и история» заявляет, что монизм бытия у его оппонентов исходит из коренного дуализма Бога и человека, его же дуализм исходит из монизма, «осуществлённого в глубине духа» [12]. Тем самым он однозначно признаёт дуализм бытия и намекает на отождествление в творческом акте божественного и человеческого начал. Следствия из этого факта глубоко осмысливаются Вяч. Ивановым. Он выявляет противоречивость концепции Бердяева, в которой «человек творит одновременно через Бога и без Бога» [70, с. 310]. Сопоставляя эту позицию с ортодоксальной христианской точкой зрения, он пишет: «Корень мистического заблуждения в том, что человек, по мысли Бердяева, совершается, или достигает божественной энтелехии, ещё до своего во Христе воскресения и что не Христос как бы вовлекает его... по воскрешении, во вторую Ипостась, а пришествие Утешителя толкуется как отождествление человека с третью ипостасью, чем нарушается отношение богосыновства... » [70, с. 310]. Ещё один современник Бердяева, Е. Лундберг, посвящает рассматриваемой книге разгромную статью «Творчество как спасение». Он не без оснований упрекает философа в том, что, выдвигая идею творческого откровения человека, «он - говорит за Бога» [82, с. 278]. Автор выявляет, что для Бердяева онтологической возможностью вселенской роли человека выступает незавершённость Создателем процесса миротворения и Христом - спасения. Критик устанавливает, что мыслитель стремится построить свою концепцию на выявленном им новом религиозном факте, каковым является не вмешательство Божественной благодати в объективный мир, т. е. новое откровение свыше, а творческий сдвиг в духовном строе самого человека. Основную болезнь Бердяева автор видит в религиозном ученичестве, пренебрегающем усилием и деланием и заменяющем его таинственными словами и способами. Младший современник Бердяева В. Зень-ковский объясняет пафос его мысли чувством надвигающегося мирового кризиса [68, с. 284]. Ценность позиции философа он видит не в пророческом настроении, а во вкладываемом в него положительном содержании. Это положительное содержание, по мнению исследователя, заключается в преодолении мироощущения приспособленчества и пессимизма и разработке творческого мироотношения. Отмечая позитивные стороны анализируемой философии творчества, автор видит, что, рассматривая творчество с объективной стороны, философ недостаточно обращен к субъективной стороне. В субъек-
Глаза 4. Концепция творчества как откровения человека тивной же сфере не само по себе приспособление останавливает творчество, а лишь сознание, что приспособлением исчерпывается всё отношение к миру. Именно в борьбе против такого сознания готов Зеньковский солидаризироваться с Бердяевым, видя это сознание в ложно осуществлённом христианстве. Однако он не распространяет это сознание на всю христианскую традицию, выявляя в ней и дух творческой активности. Поэтому он резко выступает против перенесения возможности окончательной реализации творчества в грядущую третью творческую эпоху, настаивая, что творчество реализуемо в нашей жизни. Оценивая результат дискуссии в целом с учётом не только российского, но и заграничного периодов, где полемика вокруг концепции творчества отошла на второй план, можно констатировать, что критика современников не привела Бердяева к значительному изменению взглядов, а лишь побудила к более тщательному их обоснованию. Как мы видим, она преимущественно раскрывала специфику религиозного смысла этой концепции.
Особый интерес к теме творчества Бердяева в философско-религиозных кругах Англии 40-х гг. отмечает в своём письме к нему Е. Ламперт [76]. Он сообщает, что с целью прояснения некоторых искажений понимания философа он написал небольшую книгу о его мировоззрении. В ней автор показывает, что мысль Бердяева является «разворачиванием его собственного опыта, свидетельствующего о личном приобщении к первоисточникам бытия: это не конструкция понятий или идей, но поиск и принятие, вопрос и ответ, зов и отвержение» [131, с. 25]. Исследователь видит основной мотив философствования Бердяева в том, чтобы «обнаружить, определить и оправдать творца в человеке» [131, с. 46]. Он отвергает обвинение философа в титаническом гуманизме, указывая у него на роль божественного начала в человеческом творчестве. Однако стремление охватить всё миросозерцание целиком привело к фрагментарному освещению исследуемой нами темы. В американском журнале «Персоналист» на протяжении 1962— 1969 гг. велась оживлённая дискуссия относительно выявления приоритетности этического или онтологического обоснования в идее творческого потенциала человека. Так, Роберт Анделсон в статье «Концепция творчества в мысли Рильке и Бердяева» [116] и Роберт Диккенс в работе «Бердяевский концепт творчества» [125] оценивают творческий потенциал как этическую категорию. В противовес этому Джеймс Дие пишет: «Этические и социальные проблемы Часть 3. Теология культуры составляют предмет большинства опубликованных писаний Бердяева; и если " прежде всего" означает просто, что Бердяев наиболее часто обращается к творческому потенциалу при обсуждении его уместности в пределах контекста некоторого этического анализа, тогда это обозначение может вполне быть правильно... Однако если " прежде всего" определяет превосходящий статус в обосновании или генезисе, то это неверная интерпретация» [128, с. 459-460]. В своей статье он аргументированно обосновывает, что творческий потенциал не этический и не эстетический, а онтологический. Центральный концепт мысли Бердяева «Безосновное», по мнению автора, онтологичен и обозначает творческую потенцию. Частично соглашаясь с данной аргументацией, мы считаем, что и она неполно выражает позицию русского мыслителя. Современный западный исследователь Питер Христиансен [119] даёт интересный обзор позиций ряда зарубежных работ, выраженных после этого спора. Как явствует из его обзора, дальнейшие исследования преимущественно велись в контексте переклички идей философа с идеями других мыслителей, чему посвящена и его работа. Таким образом, и в этих исследованиях не была рассмотрена изучаемая нами тема в качестве самостоятельного предмета анализа. Автор отмечает, что с 1978 г. интерес к этой теме начинает угасать. Сам же он посвящает своё исследование выявлению влияния идей Мережковского на концепцию творчества у Бердяева. Оригинально подходит к рассмотрению темы творчества у Бердяева французский исследователь Ж. К. Маркаде, отмечая личностный характер его философствования. Однако он ограничивает предмет своего рассмотрения темой искусства. Он пишет: «Если правда то, что акт творения - двигатель всего человеческого, значит, в искусстве находится что-то, что может утолить человеческую потребность в свободе» [122, с. 50]. Однако сам автор сетует, что теме искусства, особенно при её анализе в русской философии, Бердяев уделяет недостаточно внимания. Причину этого выявляет русский исследователь А. Л. Андреев [45, с. 12]. Он показывает, что искусству уделялось относительно небольшое внимание потому, что ему отводилась временная роль в контексте человеческого существования. Культура как форма человеческой самореализации, одним из видов которой является искусство, - временная и ущербная форма, на смену которой должна прийти сверхкультура. Однако высшие взлёты культуры, по Бердяеву, входят в сверхкультуру, преду- Глава 4. Концепция творчества как откровения человека готовляют её окончательное осуществление. Поэтому, как верно считает В. А. Кувакин, бердяевскую тему творчества лучше понять «как ряд требований, предъявляемых к субъекту, требований, выполнение которых делает личность " экзистенциальной", непосредственной носительницей " преображённого" мира, подлинным воплощением духа, свободы и реальности» [75, с. 160]. Американский исследователь М. Валлон приходит к выводу, что у Бердяева духовное возрождение не является конечной целью человеческого существования, а есть путь к более существенной цели - творчеству. Автор выясняет, что для Бердяева «творение не завершено: оно всё ещё продолжается. Над ним Бог и человек работают вместе. Роль человека в этом процессе в том, что он создаёт новые ценности помимо того, что дано Богом, и посвящает их общему благу» [149, с. 247]. Однако Валлон рассматривает проблему творчества исключительно в контексте этики творчества, т. е. вне определённого нашим рассмотрением контекста, в силу чего вне поля его внимания оказывается генетическое рассмотрение сущностных характеристик творчества как особой духовной реальности. Другой американский исследователь, Фуад Нуко, в своей монографии, посвященной изучению парадокса свободы и необходимости у Бердяева [137], отводит теме творчества целую главу. Однако в творчестве автор видит лишь ключ к решению парадокса свободы и необходимости, полагая, что само решение находится в духовности. Исследователь не видит, что темы творчества и духовности взаимокор-релятивны, что творчество и есть форма существования человеческой духовности. Интересно подходит к интерпретации темы творчества у Бердяева Р. А. Гальцева, рассматривая её в контексте столкновения двух установок - христианской и романтически-гностической [58]. Однако творчество здесь представлено как самосущность, а не как сущность, определяющая и определяемая богочеловеческой реальностью. Автор обосновывает свою позицию тем, что Бердяев -религиозный философ и поэтому «он не ограничивается откликом на человеческий запрос, но и судит этот запрос» [58, с. 7-8]. По нашему мнению, автор лишь частично прав. Обращаясь к феномену творчества, он высвечивает его стороны, определяющие человеческую реальность и реальность мира, но недостаточно выявляет характер определимости творчества человеческой реальностью. Таким образом, если американский исследователь недооценивает значимость творчества у Бердяева, то русский, по нашему мнению, переоценивает её. Часть 3. Теология культуры Весьма глубоко вникает в проблематику философских поисков Бердяева современный исследователь Т. А. Двуреченская [61], выявляя столкновение позиций теоцентризма и антропоцентризма. Однако в её рассмотрении темы творчества уклон делается в сторону теоцентризма. Поэтому автор приходит к выводу, что «субъектом религиозного творчества бердяевский человек быть не может, а Бог оказывается исключительным, хотя и внутренне разночленным субъектом религиозного творчества. Следовательно, когда начинается действие религиозного творчества, человека уже нет. Поэтому намерение Бердяева " оправдать человека" через наделение его творческой способностью качественно изменять жизнь мира оказывается невыполнимым» [61, с. 32]. Мы считаем, что данное утверждение абсолютизирует одну из сторон позиции Бердяева, недооценивая противоположную. Это вызвано отрывом рассмотрения темы творчества от феномена экзистенциального сопричастия философа исследуемой проблематике. В другую крайность впадал ещё Лев Шестов, обращая внимание исключительно на экзистенциально-гностические особенности мышления Бердяева. Конечно, мысль Бердяева исходила из личностного гнозиса, но она была религиозно ориентирована к Богу особым образом - диалогично, а не монологично. Бог и человек в его позиции связаны прямо пропорциональной связью: чем более возвышается человек, тем более возвышается и Бог, поскольку они содействуют друг другу в каком-то внутреннем взаимосогласованном ритме. Современный исследователь М. В. Силантьева, хорошо знакомая с западными исследованиями темы творчества у Бердяева, рассматривает творчество мыслителя как онтологическую и этическую категорию [96]. Тем самым она согласовывает две крайние точки зрения, актуализированные в дискуссии в журнале «Персоналист». Однако этот автор не обращает достаточного внимания на творчество как экзистенциально-личностную категорию, в силу чего Бердяев представлен как экзистенциалист, занятый преимущественно уточнением понятий. По этой же причине другие исследователи, С. Н. Семёнов и А. Н. Семёнова, приходят к выводу, что в силу абсолютизации, а значит, и абстрактности реальностей свободы и творчества они «снижают свою ценность и теряют содержательность» [94, с. 42]. Довольно остро осознаёт ситуацию А. А. Ермичев, видя в личном характере философии Бердяева причину «теоретической неудачливости» в силу отсутствия почвы для полемики, поскольку по поводу мистических прозрений спорить нельзя, их можно либо при- Глава 4. Концепция творчества как откровения человека нять, либо отвергнуть [65]. Как мы видим, этот подход прямо противоположен подходу М. В. Силантьевой и Семёновых и, как и их абсолютизация, он ограничен. Вместе с тем данный автор, несмотря на указанную позицию, наиболее близко подходит к пониманию специфики темы творчества в философии Николая Бердяева [64]. Исходя из всего вышеизложенного, становится ясно, что тема творчества не была рассмотрена как тема, вскрывающая сущность человека с религиозно-философских позиций. Авторы зачастую абсолютизировали одну из сторон этой темы, представляя мышление Бердяева однобоко, что и открывает простор нашему исследованию. В период, непосредственно предшествовавший постановке темы творчества, т. е. к весне 1911 г., Бердяев приходит к двум коренным мировоззренческим постулатам. Во-первых, свобода ни из чего не выводима и является фундаментальной ценностью человека, и, во-вторых, природа человека «консубстанциональна» природе Бога, а значит - конечным смыслом человеческого существования является бо-гоуподобление. Свобода и Бог были теми полюсами противоречия, с которых начинается поиск нового, третьего состояния. Следуя традиционной христианской идее о том, что свобода является источником возможности греха, Бердяев, принявший христианство, начинает усиленно концентрировать своё внимание на состояниях греховности своей природы, а значит, он становится перед необходимостью добровольно смирить свою свободу. Но это не только приводит его в психологическое уныние, но и снижает работоспособность в качестве создателя идей и писателя. Ещё ранее, в 1906 г., в период сотрудничества с группой Мережковского, переживая общее настроение, Бердяев ощутил, что христианское аскетическое отрицание плоти, оценка своего существования в мире как исключительно подчинённого страстям, являющимся источником греха, приводили его к протесту, к двоению мыслей, к смешению верха и низа, к признанию Антихриста столь же необходимым началом, как и Христос. 0 преодолении данного состояния он пишет в письме к Зинаиде Гиппиус от 2 июня 1906 г.: «И моё отношение к Вам несколько изменилось, я окончательно освобождаюсь от остатков противного и глупого демонизма, который сидел во мне, когда я не знал, к чему может привести сближение между нами, когда говорил о возможности слияния против Бога, в которого верим и которого любим. Я не знал, от Бога Вы или от диавола, и это неведение доставляло мне особенное наслаждение, так как и про себя я не знал окончательно, что возлюбил и Часть 3. Теология культуры пожелал» [24, с. 301]. Именно путь Антихриста, демонизм становится символом непокорённой свободы. Бердяев преодолевает это видение опорой на освобождающий образ Христа из «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского. Однако в 1911 г. он вновь сталкивается с прежней проблемой: либо отказаться от свободы, восприняв христианство как внешнюю догму, либо выявить новое состояние свободы, третье, которое бы не было и формальным освобождением, пустой свободой произвола, приводящего в своём развитии в рабскую зависимость. Нужно было выявить новый вид свободы, свободы, которая бы не была и «свободой от», и внешне навязанной нормой Божественного, а была бы внутренней «свободой для». И здесь собственное человеческое существо находит выход. Бердяев описывает это так: «Я летом лежал в деревне в кровати, и уже под утро вдруг всё моё существо было потрясено подъёмом и сильный свет озарил меня. Я перешёл от подавленности грехом к творческому подъёму. Я понял, что сознание греховности должно переходить в сознание творческого подъёма, иначе человек опускается вниз» [29, с. 210-211]. Именно это осмысление личного переживания лежит в основании его концепции творчества. К этому моменту Бердяев был хорошо знаком с христианской аскетической литературой, в которой описывалось, что опыт напряжённой борьбы с собственной греховностью может привести к ощущению благодатной помощи свыше. Однако рефлексия над личным опытом привела его к заключению, что подъём шел не свыше и извне, а изнутри его человечности. Это личное экстатическое состояние, которое было переживанием состояния новой свободы, Бердяев положил в основание своей религиозной философии. Это привело его к постулированию нового опыта - опыта творчества, в который должен переходить прежний опыт аскетического искупления. Этот опыт творчества и есть новая «свобода для». Изначально состояние мира и себя в этом мире в созвучии с рядом православных аскетов оценивается Бердяевым как ущербное. Поэтому первый его шаг характеризуется как выход, исход из мира и себя как мировой данности. Незадолго до того, как Бердяев приходит к этим позициям, Розанов писал о данном состоянии, что здесь «в Иисусе сладчайшем мир прогорк». Бывшие союзники, в 1905-1907 гг., группа Мережковского и Розанов шли по пути восстановления в правах природно-мирового начала - плоти. Мысль Бердяева движется в противоположном направлении. Он не восстанавливает в правах мир, солидаризируясь с христианством, но идёт дальше. Если христианство Глава 4. Концепция творчества как откровения человека признаёт мир ущербным, то оно призывает всё же заботиться о мире, улучшать его. Отсюда понятен и пафос бердяевского единомышленника 1908-1911 гг. по движению православного возрождения С. Булгакова, издавшего в 1912 г. монографию «Философия хозяйства», одной из основных идей которой было оправдание труда как богоугодного отношения к миру. Бердяев считает труд недостаточно радикально преодолевающим мир, хозяйство для него - послушание последствиям греха как мировой порчи. Свой экстаз он классифицирует не как труд, но как творчество. В творчестве происходит отказ не только от мира, но и от себя как пребывающего в мире существа во имя реализации творческой задачи, которая проявляет трансцендентального, внутреннего человека. Поэтому философ неоднократно пишет, что всю жизнь он боролся против многого чуждого в себе, против своих мировых оболочек и своей зависимости от мира. Творчество он расценивал как абсолютную жертвенность собой. Данную жертву своей естественностью Бердяев считал равноценной аскетической жертвенности и поэтому полагал, что момент аскетизма, а значит, и опыт смирения перед высшим входит в творческий процесс. Отсюда и заключение, что в творческом экстазе сгорает демонизм и зло творца. Однако если в классическом аскетизме жертвенностью делание себя заканчивается, дальше приходит помощь свыше, то у Бердяева всё идёт дальше от самого человека. Несмотря на чувство реального дисбаланса между переживанием собственной и мировой ущербности и несовершенства и ощущением взлёта к совершенству, этот взлёт воспринимается по преимуществу как собственное состояние, не причинённое ничем извне и свыше. Отождествив источники помощи свыше с ликами Творца и Христа, Бердяев отождествляет сам этот подъём с Духом1. Однако это требует от него переосмысления святоотеческого понимания Духа. В воззрениях подвижника Исаака Сирианина перерождение человека из «ветхого и страстного человека» в «нового духовного человека» осуществляется благодаря действию Духа Утешителя, Святого Духа, посланного Иисусом Христом [99, с. 418]. Бердяев обращает внимание на ветхозаветное понятие Духа, которое шире, чем Святой Дух, и обозначает духовную сущность, внесённую Богом человеку в момент творения. Для того чтобы не проводить чёткого В этом можно усмотреть созвучие взглядам Мережковского, его концепции трёх эпох. Однако если для Мережковского Святой Дух - святая плоть, то для Бердяева Дух - божественная сущность человека. 9. Зак. 378 Часть 3. Теология культуры различения, философ иногда пишет эти термины подряд, через запятую. Там же, где для полноты выражения смыслов требуется чёткое различение, он оговаривает, что Дух отличается от Святого Духа по степени. В поздних работах в силу отказа от субстанционализма понимания Бердяев не усматривает сущностного различия Святого Духа и Духа и, отмечая невозможность проведения рациональной границы, попросту говорит о Духе на разных стадиях проявленности. При анализе всех контекстов использования этого понятия, можно выявить, что Дух определяется им в качестве ипостасно-внеипостасного начала, которое ближе человеку, чем ипостаси Отца и Сына, и единит его с Божественной жизнью. Кардинальное переосмысление Бердяева состоит в том, что Дух в его концепции имеет двунаправленный ток движения: от Бога к человеку, где он воспринимается как Святой Дух, и возвратное движение от человека к Богу - как Дух. Бердяев считает, что основной сущностью человека, которой наделяет его Создатель в момент творения, является именно Дух. Дух обладает двоякой способностью. Во-первых, как не имеющая ипостасного воплощения «сущность Дух» посредством себя и в себе обеспечивает возможность связи человека с ипостасями, а во-вторых, Дух центрирует человека, собственно и конституируя личность. Поэтому возможность творчества связывается с существованием самобытного личностного субъекта. Дух полагается не только сущностью человека, но и как своя высшая качественность Святой Дух - общей субстанциональной сущностью Отца и Сына. Однако в «Философии свободного духа» Бердяев констатирует, что в существующем богословии концепция Святого Духа не проработана, а значит, он и не осознан в равной мере с другими ипостасями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|