3. Безосновное: полюс христианства
Вставшая проблема согласования концепции Безосновного с христианством была фактически неразрешима, однако поражают те упорство и настойчивость, с которыми Бердяев пытался её решить. Философ заявляет, что первенство Безосновного он утверждает только в экзистенциальном плане, отказываясь его решать как онтологический вопрос генезиса Божественного. По его мнению, к Божественному нельзя применять категории времени, а следовательно, нельзя утверждать, что какая-то сущность возникла раньше, а другая позже. Однако, даже уйдя от вопроса о генетической исходнос-ти, функциональная исходность также противоречила христианскому мировидению. В попытке решения этой проблемы Бердяев заявлял, что о вопросах взаимодействия Божественных сущностей мы не способны складывать какие-либо концепции, поскольку человек не в силах постигнуть этот предмет до конца. Концептуализация есть продукт рационально-понятийной деятельности человека, а Божественное не подлежит рационализации, оно не схватывается в понятии. Но, даже снимая вопрос о функциональной приоритетности внутри Божественной иерархии, Бердяев всё равно не приходил к согласию с христианской концепцией, поскольку постулировал особую важность происхождения человека не только от Бога, но и от Безосновного как абсолютной потенции. Уходя от обсуждения противоречия в сущности, философ не мог снять противоречий в её проявлениях, хотя и пытался это делать. Один из мотивов введения Божественной двусоставное™ человека возникает из попытки решения проблемы теодицеи. Бог не ответственен за зло, творимое человеком, поскольку человек имеет вторую составляющую, происшедшую из Безосновного. Именно Безосновное как неопределённое, как абсолютная потенция может выступать при определённых условиях источником зла. Поскольку Безосновное является самостоятельным первоначалом и оно не зависит от Бога, постольку Бог не в силах предотвратить зло. На связь
Часть 3. Теология культуры между несотворённой свободой, коренящейся в Безосновном, и проблемой теодицеи указывает М. Спинка. Спинка сомневается в бер-дяевском утверждении, что если человеческая свобода является Божественным подарком, то это сделает Бога ответственным за человеческие злоупотребления [146, с. 121]. В этой идее, высказанной профессором духовной семинарии, намечено центральное различие между христианством и учением Бердяева. Согласно христианской концепции, человек обладает свободой воли как Божьим даром, и именно эта свобода делает его способным творить как добро, так и зло. Человек своими неверными поступками сам творит зло и, следовательно, только сам несёт за него ответственность. Зло не онто-логично, а является результатом человеческого произвола. С точки зрения Бердяева, зло также выступает результатом человеческого произвола, базирующегося на свободе. Следовательно, оно также не онтологично. Однако укоренённость свободы в Безосновном, которое является абсолютной потенцией всего, а значит, и добра и зла, делает зло укоренённым в свободе - необходимым, неизбежным и вечным, а следовательно - онтологичным. Таким образом, обнаруживается противоречие между логикой развития смысла и конечным выводом Бердяева. Это приводит философа к необходимости снижения значимости данного варианта теодицеи. Данное обстоятельство вызвало противоречивые трактовки этой темы в бердяе-ведении. Эрик Кламрот пишет: «Ради теодицеи, он [Бердяев] сильно настаивал на человеческой свободе и считал её полностью ответственной за дисгармонию в сотворенном Богом мире, с целью освобождения Бога от такой ответственности» [130, с. 98]. Иную точку зрения выдвигает Фуад Нуко. Соглашаясь с тем, что Бердяев действительно считал, что теодицея должна искать оправдания Бога посредством выяснения происхождения разделения между добром и злом, он вместе с тем настаивал на другом движении поиска смысла. С его точки зрения, Бердяев отрицал рациональную реконструкцию поиска смысла этой темы. Исследователь сделал акцент на бер-дяевском утверждении, что в теодицее мы можем рассматривать только то, что сам Бог открывает нам в себе. Это открытие он относил к экзистенциальному плану. Нухо пишет: «Когда он говорит, что проблема теодицеи... только решается в экзистенциальном плане... он подразумевает, что он сам имеет опыт духовности, во внутренности своего экзистенциального центра, где решена проблема теодицеи» [137, с. 176]. Итак, теодицея решена в личном внутреннем
Глава 3. Н. Бердяев: между гностицизмом и христианством опыте философа, и она не подлежит рационализации. Данная дискуссия исследователей ставит перед проблемой: реконструировал ли Бердяев теодицею в понятийно-смысловой форме, выступая в качестве философа, либо он лишь символически выражал свой внутренний опыт в качестве мистика? Мы считаем, что в творчестве Бердяева присутствуют основания для выявления обеих версий. Бердяев стремился систематизировать свои взгляды и создать целостную концепцию, но если он сталкивался с противоречиями, он сразу же констатировал экзистенциально-мистический способ выработки своих идей и невозможность систематизации данной темы. Исходя из вышеизложенного, сделаем вывод. Не решив задачу согласования идеи Безосновного с христианской концепцией путём философской спекуляции, Бердяев обосновывает свою концепцию экзистенциально-мистическим способом. С его точки зрения, Безосновное, понимаемое не как первое во времени и онтологически первое, а лишь как мистически первое, динамически первоисходное, может быть согласовано с христианством, поскольку это он почувствовал в глубине своих мистических прозрений. Этот вывод ставит нас перед осмыслением следующей темы: что является определяющим в процессе познания - мистический опыт или религиозная концепция? И здесь мы опять обнаруживаем два полюса, в которые вписываются размышления Бердяева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|