6. Мир: полюс гностицизма и пантеизма
Характеризуя свою концепцию отношения к миру, Бердяев заявлял, что её можно интерпретировать с двух прямо противоположных позиций, а именно: как манихейский дуализм и как пантеистический монизм. Говоря об ограниченности этих интерпретаций его целокупной системы, он вместе с тем не отрицал элементов этих позиций, что объясняется с помощью предложенного нами принципа «бриколяж». Настаивая на дилемме манихейства и пантеизма, Бердяев как бы указывал, что его позиция является синтезирующим поиском некоторой третьей точки зрения - христианской. Мир во зле лежит, и из него нужно уйти - центральный манихейский, а поскольку позиции манихейства и гностицизма в этой теме совпадают, то и гностический принцип. Мир образован из материи, которая является путами для человека, его духа в стремлении к доброму Богу. Поэтому человек должен избавиться от всяческой связи с миром при жизни в нём, тем самым получая возможность уйти из него к подлинному Богу после смерти. Человеческие сущности, не освободившиеся от связи с миром после смерти, вновь возвращаются в мир. В созвучии с гностицизмом Бердяев также заявляет, что окружающий человека мир имеет материальный состав. Этот мир причиняет ущерб человеческому духу, приводит к человеческим страданиям и сдерживает человеческие порывы к выполнению его божественного предназначения. Единственно правильная ориентация жизни в этом мире - независимость от него, невовлечённость в его процессы. Как бы человек ни пытался реализовать себя в мире, мир охлаждает продукты его творчества, делая их чуждыми замыслу. Бердяев призывал к революционной войне против такого мира. Любопытно отметить даже близость эпитетов, которыми наделяется мир в гностицизме и у Бердяева. Гностики говорят об ощу-
Часть 3. Теология культуры щении чуждости мира, Бердяев же постоянно описывает свои самоощущения как чужого в этом мире и в любых состояниях связи с этим миром. Нахождение человека в мире гностики ассоциируют с состояниями сна и забытья, а Бердяев - с состоянием обморока. Всё это говорит о наличии гностических компонентов в интерпретации мира у Бердяева. Однако лишь компонентов. Если гностики целиком отрицают мир, то Бердяев ведёт борьбу против состояния мира. И здесь задача целостного рассмотрения требует нашего обращения к иному полюсу - полюсу пантеизма. С пантеистических позиций, мир состоит из божества. Заявляя, что мир создан из Безосновного, выявившего из себя Бога, а затем достигшего единства с Богом, принявшего Его в себя, Бердяев приближается к пантеизму. Он даже иногда утверждает эманацию мира из Бога, а это уже чистейший пантеизм. В системе Бердяева мир коррелятивен человеку, как макрокосм микрокосму, а поскольку человеку присуща Божественная составляющая, создающая его субъектно-личностный характер, субъектность мира также несёт отпечаток Божества. Эта идея также носит пантеистический характер. Поэтому можно говорить о пантеистических элементах в системе русского философа. Однако в целом нужно отметить, что пантеистические элементы в учении Бердяева раскрыты схематично. Их значимость снижается в процессе эволюции взглядов философа. Если в ранние и средние периоды творчества философа, когда он признавал относительную ценность онтологии, за коллективными субъектами мира он также признавал Божественный характер, то в позднем творчестве он полностью нивелировал ценность онтологических реалий, а с ними и их Божественную составляющую. В развитии мысли Бердяева мир приобретает всё более и более субъективный характер, а с ним теряется значимость пантеистической аргументации. Таким образом, полюс пантеизма так и не стал полноценным полюсом развития его мысли, а христианство не оказалось их синтезом. По сути дела, Бердяев попытался из движения по контурам смыслов двух нехристианских позиций образовать основные принципы христианского миропонимания, что у него, естественно, не получилось. Не образовав христианство в базовых принципах, Бердяев попытался согласовать выводы из своих предпосылок с доктриной христианства. Однако в этом процессе христианская концепция сама стала выступать одним из полюсов противоречия, заместив полюс пантеизма.
Глава 3. Н. Бердяев: между гностицизмом и христианством 7. Мир: полюс христианства Мир во грехе, и его нужно спасать - центральный лозунг христианского миропонимания. Мир сотворен Богом для правления человека. Согрешив, человек низводит грех в мир, оскверняет его. Очищение мира от греха - одна из задач христианства. С небольшими вариациями Бердяев воспроизводит эти идеи. Однако со временем эти вариации заходят настолько далеко, что позиция Бердяева отклоняется от христианской ортодоксии. Низведение греха в мир философ трактует как переход мира из внутрисубъектного состояния в человеке во внешнеобъектное состояние внешнего мира. Эту трактовку с трудом можно считать совместимой с христианством, поскольку она признаёт объективность существования мира сразу после его творения. Другое дело, некое конфессиональное отличие католической и православной метафизик. Если в католичестве мир изначально имел не только духовный, но и природно-материаль-ный состав, лишь находившийся в нетленном состоянии, что теряется вследствие грехопадения, то для православия мир изначально духовен, тело есть лишь духовная форма, и природная материальность обретается вследствие грехопадения. Бердяев радикализирует православный взгляд, связывая духовность исключительно с внутренним, субъективным состоянием. Спасение в христианстве трактуется как исключительно человеческое спасение. В отношении же к миру постулируется благодетельное мироправление. Бердяев расширенно толкует спасение как спасение всего мира. Само же спасение заключается в переходе мира из внешнеобъектного состояния во внутрисубъектное, и в нём - приведение субъектов мира к полноте их самовыражения и красоте. Данная идея была получена философом в процессе синтеза его мистического мировидения с расширенным толкованием идеи Фёдорова о всеобщем человеческом спасении, и она выходит далеко за рамки христианского контекста. Небезосновательно и замечание Е. Лундберга о привнесении в его религиозную систему марксистских настроений всеобщего социального освобождения, интерпретированных как спасение. Развивая свою вариацию темы, Бердяев идёт ещё дальше. Он изменяет трактовку христианской идеи творения. Человек, по сути дела, возвышается до роли соучастника процессов миротворения, поскольку окончательное состояние мира зависит у него исключительно от человека. И хотя, чувствуя дис-
Часть 3. Теология культуры сонанс с христианством, Бердяев и снижает творческую роль человека по сравнению с Богом, заявляя, что человек не творит субъекты мира, личности, поскольку это доступно только Богу, а лишь приводит их к совершенству, он значительно повышает статус человека за счёт снижения статуса Бога. Бог, начав процесс миротворе-ния, замолкает и уступает своё место человеку. По сути, Бердяев даёт метафизическое оправдание человеческому греху гордыни, греху, впервые проявленному дьяволом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|