Взаимодействие жизни 2 страница
В целом, приближение Божественной реальности к человеку было доминирующим в эпоху поисков «нового религиозного сознания», и это приближение связывалось так или иначе с пониманием Духа. Однако Бердяев выявляет существенное отличие: «Проблема нового религиозного сознания в христианстве для меня стояла иначе, иначе формулировалась, чем в других течениях русской религиозной мысли начала XX века. Это не проблема плоти, как у Мережковского, не проблема освящения космоса, как в софиологичес-ком течении, а проблема творчества, проблема новой религиозной антропологии» [29, с. 210]. Проясняя эту мысль, можно выявить следующее. Более радикально приблизил человеку Святой Дух Мережковский, дойдя до отождествления Святого Духа со Святой пло- Глаза 4. Концепция творчества как откровения человека тью и утверждая необходимость преображения нынешней плоти человека в Святую плоть через особое религиозное действие. Однако с этим не согласен Бердяев, полагая, что большинство свойств плоти имеют временный характер и лишь форма тела или то, что является истиной плоти, - духовна. Можно усмотреть некоторое созвучие его идей и с идеями софиологии, однако в период начальной стадии её развития София здесь выступала прежде всего не как Дух, а как женское космическое начало. Впоследствии Булгаков, не без влияния Бердяева, отождествит Софию с Духом. Однако Бердяев идёт дальше. Он не просто стремится выявить, что для полноты представления Троицы недостаёт более глубинного осознания Святого Духа он сразу же обращается к осмыслению человеческой проекции этой реальности - Духа. В целом же, Дух для Бердяева - это не Святая плоть или сотворенный Богом космос, а творчество.
Бердяев в своём мистическом прозрении, которое вторит прозрениям Бёме, выявляет разделение в самом Божестве, произошедшее в ходе его эволюции. Поэтому Дух в человеке - это и проекция Святого Духа Троицы, и инаковость. Источник инаковости - свобода По сути дела, сам Дух - это свобода. Качество свободы определяет качество Духа. Но вначале существует две свободы, и из этой двойственности рождается третья, единящая обоих. Первая свобода - свобода предмирной потенции и вторая свобода - свобода совершенства, или Бог. Человек в результате Божественного творения из «ничто», а значит, из первородной свободы в своём духе имеет потенцию двух начал - из Бога и из этой дотварной сущности. Бог-Творец накладывает в момент своего творения отпечаток своей творческой способности на высшую тварь - человека. Благодаря этому обретается миссия человека, состоящая в том, чтобы осуществить синтез этих двух начал и таким образом привести абсолютную потенцию к совершенству. Это он может сделать, уподобив устремление духовного начала в себе действию духовного начала Бога. Таким образом, основное предназначение человека - достижение устремлённости к общей с Богом цели - творчеству. Основную цель Бога Бердяев видит в преодолении одиночества, что и реализуется в творении. Акт творения предвечно не завершён, Творец создаёт человека из иного для себя материала первосвободы для того чтобы человек из него дал свободный прибыльный ответ Богу. Творец творит субъекты мира, высшими из которых являются люди, с тем, чтобы они из своей дотварной свободы привнесли новое содержа- Часть 3. Теология культуры ние в миротворение. Таким образом, творчество становится ареной сотрудничества Бога и человека. И здесь мы замечаем диалог идей Бердяева с идеями софиологии, в непосредственном контакте с которыми он развивает свою мысль. Для софиологов Бог из себя творит Софию как идеальный прообраз мира, по образу которой творится мир. Задачей человека и здесь является труд, творчество, но оно сводится к воплощению изначально данных прообразов в земной мир. Однако, как выявляет Бердяев, здесь от человека не идёт ничего нового, поскольку в нём нет ничего дотварно иного и он лишь автомат по воплощению Божественного замысла. Эта концепция вызывает резкое неприятие Бердяева. Он видит её исток в платоническом онтологизме, из которого необъяснимо появление абсолютно нового, ведь в застывшей области идеальных сущностей ничего существенно нового возникнуть не может, и роль человека сводится к воплощению предзаданных образцов. Бердяев полагает, что именно дотварная свобода в человеке является источником творческой прибыли и новизны. В свою очередь, софиоло-ги на первом этапе их контактов, и в частности Булгаков, видели в этом начале и вытекающем отсюда творческом потенциале люцифериан-ский уклон. И несмотря на различие, здесь есть и элемент общего. Противник имманентизации Божественного человеческому Трубецкой в своей монографии о Соловьёве обличал того в пантеистической гностике [105]. С этим категорически не согласен Бердяев, называя данную позицию Трубецкого небесным утопизмом и однобоким трансцен-дентизмом. Момент творения, по Бердяеву, включает в себя момент вливания Божественных энергий в мир, в силу чего образуются богоподобные субъекты, в чём Бердяев солидаризируется с Булгаковым. Таким образом, творение для Бердяева антиномично, оно включает как внесение подобия, так и вовлечение иного. Поэтому-то философ и настаивает на противоречивом совмещении в своей концепции дуализма и монизма, дуализма, идущего из отличия сущности Бога и содержания первородной свободы в сотворенных субъектах, и монизма, следующего из подобия творения Творцу. Бердяев и отрицает эманацию в период творения, говоря, что Бог творит из ничего, из первородной свободы, и признаёт её, заявляя, что подобие осуществляется за счёт непосредственного вливания энергии. В этом проявляется антиномич-ность его осмысления подлинной сущности. Но, как мы указали, антиномии Бердяева не статичны, а динамичны. Антиномия единства-различия Творца и творения разрешается, противоречие снимается в третьем субъекте - в духовном человеке, в достигаемом им особом состо-
Глава 4. Концепция творчества как откровения человека янии духа - третьей свободе творчества. Именно в человеке и через человека первая свобода даёт свободный ответ на Божий зов. Бог лишь помогает этому решению, вначале внося свою природу в момент творения человеческих субъектов, а затем укрепляя её благодатной энергией, но в силу готовности человеческой природы, изживающей самой свободой богопротивленческие порывы. Свобода сама открывается благодатной помощи, но принимает её лишь в меру своей готовности, откровение очеловечивается. Ложный путь свободы - путь разобщения и вражды. В созвучии с Мережковским Бердяев считает, что в основе первораспада человека лежит возникновение половой полярности. Описывая свои идеи в согласии с бёмеанским мифом, он заявляет, что человек теряет свою целостность, девственность и его центральное мужское начало выносит из себя вовне женское начало. Мужское начало при этом сохраняет собственно человеческие характеристики, женское же единит характеристики с другими субъектами мира. Утеряв внутреннее единство с женским началом, а через него и с остальными субъектами мира, человек устремился к внешнему подчинению этих субъектов. Но они, утеряв своё первозданное положение и восприняв его агрессию, ответили своим противодействием. Человек ощутив трагизм этой ситуации, обратился к Богу. Тот дал ему благодатную помощь в виде закона, выявляющего божественные характеристики природы и сдерживающего возникшую из ложного направления свободы активность, направленную на враждебное порабощение людьми друг друга и иньк субъектов мира. Закон отразился в творчестве в виде канонов совершенства в мире, что проявилось в классических установках творчества. Однако сознание человека продолжало развиваться, он всё больше ощущал ущербность своего состояния и взывал к Богу за новой помощью свыше. И Бог посылает ему новую благодать, укрепляющую его природу. Сын Божий вочеловечился и явился в земном бытии. Это Бердяев называет восьмым днём1. Явление Христа - мистический факт
Любопытно, что к идее повторного творения человека Богом в акте духовного рождения приходит создатель «духовного христианства» М. Тареев: «... это два творческих акта. То первобытное вдуновение жизни выделило человека из внешней природы и сделало его душою живою (душевная жизнь), а это позднейшее излияние духа Божия в сердца людей выделяет царство Божие из царств человеческих и создаёт внутри человека духовную жизнь» [103, с. 189]. Однако Бердяев считает Тареева недостаточно радикальным, поскольку тот не выводит из своего открытия идею необходимости нового откровения, на чём настаивает он. Часть 3. Теология культуры усыновления человека Богом, указание на наличие в нём богоподобной природы, в которой сохранилась возможность изживания последствий греха. Христос освобождает человека от прикованности к мировой необходимости, устремляя его ввысь. Отсюда и творческое устремление человека к достижению запредельного, что выразилось в романтической установке творчества. Однако элемент исключительного богоподобия не исчерпывает всей полноты потенций человека, он не обеспечивает выполнения призвания человека в реализации голоса иного, голоса свободы. Поэтому тайна искупления прикрывает тайну творчества. Христос только переводит помощь извне вовнутрь. Именно внутри человек должен раскрыть себя как духовное существо. С открытием в себе духовной сущности происходит перерождение человека, он совлекает с себя оболочки ветхого Адама, подавленного грехом, и являет нового Адама - Духовного Адама, трансцендентального человека. Бердяев производит различение двух состояний человека: иметь дух и быть духом. Иметь дух - это иметь духовную составляющую, находящуюся в скрытом, неразвитом состоянии и не проявляющую своей активности, воспринимая активность духа извне. Быть духом - осуществлять чувство внутренней избыточности творческой силы, идущее из первородной свободы. Это новое откровение Человека, но это откровение идет не свыше, извне и со стороны, а из глубины самого человека, человека, принявшего закон и причастившегося искуплению. Таким образом, творчество является новым, третьим откровением - откровением человека, которое знаменует наступление новой эпохи - эпохи Духа. Это откровение не отменяет значимости двух прежних, предуготовивших его, более того, в настоящее время эта эпоха сосуществует с двумя предыдущими, но оно является более высокой стадией богочеловеческих отношений. В целом, данная концепция трёх откровений близка концепции Мережковского: первое откровение - откровение Бога в мире, второе откровение - откровение Бога в человеке и третье откровение - откровение Бога в человечестве, т. е. откровение Святого Духа. Принципиальная разница возникает в истолковании третьего откровения, которое заключается для Бердяева не во вхождении в Святую плоть, а в творчестве.
Для Бердяева Бог не посылает третьего откровения свыше потому, что он жаждет свободного ответа человека, его свободной любви. Эта идея была получена в результате осмысления образа Христа в «Легенде о Великом Инквизиторе» Достоевского, а также следующего за Бёме Вл. Соловьёва, заявившего о нужде Бога в челове- Глава 4. Концепция творчества как откровения человека ке. Христос не насилует, не принуждает, он лишь внутренне освобождает для свободного человеческого выбора. Отсюда и феномен умолчания о творчестве в Евангелии. Не Бог, а человек должен прийти к потребности творчества, ощутив Божью нужду в нём, давая свободный ответ Богу, как Ты, выразившее согласие на диалог. Осознание этой Божьей нужды возникает из перенесения Бога в себя, рождения в себе Бога. Поэтому Бердяев пишет, что человек есть мик-ротеос. Теогонической основой творчества является процесс взаимопорождений. Бог рождает в себе предвечную человечность с тем, чтобы человек смог раскрыть в себе предвечную божественность. Творение мира Богом не завершено, Бог не захотел поработить скрытой в нём, в его субъектах первородной свободы. Более того, динамика постоянной реализации потенций полнее любого завершённого состояния, поэтому постоянно потенцирующий новые состояния Бог жаждет отклика в независимой дотварной потенции, из которой он сам выявился. Именно первородная свобода, давая в человеке свободный ответ Богу, способна через творческое воздействие человека на другие низшие субъекты привести их в состояние союза с Богом и внутренней гармонии, которую Бердяев определяет как красоту. Своей концепцией творческого потенциала человека Бердяев не уравнивает человека с Богом, нет тут и богоборческих тенденций антропологического титанизма, в чём упрекали его современники. Самое главное отличие человека и Бога состоит в том, что Бог способен родить единосущего Сына без своего распадения, без умаления путём перераспределения своей сущности. Бердяев выявляет в Евангелии особый способ бессеменного зачатия, где не происходит распада или перераспределения мирового вещества. Человек же рождает через данное распадение. А творчество говорит о создании подобия, и это неабсолютное совпадение состоит в привнесении иного. Но именно благодаря этому иному человеческое творчество является совсем не распадением, как человеческое рождение, на творчестве отпечатлевается лик творца. Однако и это творчество лишь подобно Божественному, и это связано с тем, что в творчестве человека необходимо наличествуют три элемента - Божий дар, свобода и мир других субъектов. Именно наличие Божьего дара как Духа, внесённого человеку в момент творения, который тождественен по качеству, но не равновелик по степени Божественному, и говорит об одном из отличий Божественного творчества от твор- Часть 3. Теология культуры чества человеческого. Следующим отличием является данность других субъектов мира, которые не в силах вновь сотворить человек, порождая в своих попытках этого лишь бездушные автоматы. Третьим отличием, вытекающим из первого, является неабсолютная универсальность действия дара человека, в силу чего человек не способен на всецелую реализацию своего творчества во всех областях мира, а предрасположен к ограниченной сфере реализации. Поэтому человек всегда призван к какому-то конкретному творчеству. Однако это ограничение неабсолютно, сама творческая способность, или дар, а Бердяев называет её ещё и гениальностью, сохраняет в себе и прообраз универсального. В столкновении с реальным миром человек вынужден утрачивать универсальность, сообразуя свои действия с возможностями. Именно творческое призвание определяет, по Бердяеву, предназначение человека, то, во имя чего произошло его творение. Вместе с тем он выявляет, что реальный человек ещё не осуществил своего призвания и стоит лишь на пороге такого осуществления. Полагая, что динамика внутренних Божественных процессов на небе отражается в эволюции человека, Бердяев описывает сущность человека. Откровение творчества обосновывает у него антропологию, которая является вместе с тем фундаментом описания творческой роли человека во вселенской истории, приходящей к мета-истории. Темы творчества и антропологии взаимопроникают друг друга, разбиваясь по отдельным смысловым блокам. Они являются центральными темами Бердяева. Отнюдь не случайно, что впервые его самобытная философия была выражена в книге «Смысл творчества», в большинстве работ он так или иначе затрагивал тему творчества, в «Самопознании» говорит о ней как об основной теме его жизни, и смерть застаёт его за замыслом новой книги о творчестве. По сути дела, отношение к творчеству у него было глубоко религиозным. Бердяев не просто развивал тему творчества как религиозную проблему, а пытался создать новую религию творчества, видя её новой стадией единой мировой религии, следующей за предшествующей - христианством. В этом состоял подлинный смысл его дополнения христианства творчеством, которое заключалось не в простом оправдании новозаветной традицией творческого потенциала человека, а в постулировании третьего откровения. Первое откровение - древние религии и Ветхий Завет, т. е. Откровение Отца, второе откровение - христианство и Новый Завет, т. е. откровение Глава 4. Концепция творчества как откровения человека Сына, третье откровение - раскрытие человека, т. е. откровение Духа. Поэтому Бердяев и постулировал творчество не просто в качестве религиозного действия, а в качестве религии, обосновывающей новую антропологию. Проведённое исследование позволяет выявить противоречие христоцентризма и «творческоцентризма», или пневмоцентризма, лежащее в основании антропологии Бердяева и особенно ярко выявившееся в окончательной позиции. И хотя Бердяев пытается согласовать эти тенденции, отдавая приоритет христоцентризму, философ в позднем переиздании «Смысла творчества» даже заменяет определение «творческое откровение» определением «творческое раскрытие», противоречие даёт о себе знать и постулируется в качестве концепции. Таким образом, у Бердяева устремлённость к Христу, завершающаяся искуплением, противополагается творческому самораскрытию человеческого «я», и этот парадокс служит стержневым мотивом построения новой антропологии. Без искупления творчество искажает свою суть, становится лжетворчеством. В то же время само искупление совершается ради творчества. Оно не порабощает. Также и явленный вначале Христос лишь искупает человека, чтобы он сам начал процесс творческой реализации. И затем, по совершенстве человека, он вновь явится ему в силе и славе для совместного сотворчества. И всё же на нынешней стадии развития Богочеловеческих отношений искупление должно уступить свой приоритет творчеству, а Христос должен отойти к Отцу и лишь в будущем явиться в качестве соратника. И хотя крайности взаимопроникают друг друга, они сохраняют свою противоположность и взаимонесводимость друг к другу. Таков исток антропологических построений Бердяева. Таким образом, первоначальная антиномия Бога и первичной свободы в развитии учения о творческой сущности человека перерастает в антиномию христоцентризма и пневмоцентризма. Глава 5 РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА ЧЕЛОВЕКА Деятель русского зарубежья Полторацкий отмечает, что «философия Николая Бердяева - по преимуществу философия антропологическая» [90, с. 7]. Американский исследователь Фуад Нуко также говорит: «Фундаментом его экзистенциальной философии является философская антропология» [137, р. 48]. Английский историк русской философии Ф. Коплстон выявляет, что в ней «с Бердяева начинается акцентирование внимания на человеческой личности, особенно на человеческой личности как свободной» [123, р. 371]. Однако современный отечественный исследователь Дву-реченская, точку зрения которой мы уже приводили, обнаруживая в центре мировоззрения Бердяева столкновение теоцентризма и антропоцентризма, приходит к заключению, что в конце концов философ занимает теоцентрические позиции. Данная неоднозначность оценок приводит нас к необходимости рассмотреть антропологическую концепцию Бердяева именно в религиозно-философской составляющей, которая, как мы полагаем, является фундаментом его философской составляющей, обосновывающей, и в этом мы согласны с приведённой традицией, всю его философскую структуру. Именно этой темой мы завершаем наше исследование, посвященное специфике религиозно-философского мышления Бердяева, полагая, что другие темы в большей степени характеризуют собственно философию и социально-философскую утопию. Исходным пунктом нашего исследования является вывод предыдущей главы, устанавливающий, что в религиозно-философских антропологических построениях Бердяева наличествовало противоречие христоцентризма и пневмоцентризма, которое он пытался разрешить. В центре антропологических построений Бердяева лежит Хал-кидонская формула догмата о Богочеловеке, более того, этот догмат о Богочеловечестве Христа он проецирует на человека. Даже и ука- Глава 5. Религиозно-философская доктрина человека зьгеая на неравенство Христа и человека1, Бердяев всё же истолковывает их сущность одинаковым образом. В этом и состоит, по нашему мнению, основной замысел его христологии человека, или христианской антропологии2. Говоря о рождении Христа, философ заявляет о рождении человека в Боге, Вторым Ликом для него выступает именно человек. Выявление Третьего Лика происходит на дистанции Человек-Человечество. Поэтому неоднократные призывы философа к стяжанию разума Христова нужно истолковать не в ортодоксальном смысле - как подчинение своей жизни Завету и явленному пути Христа, а более радикально - как достижение некоего личного состояния уподобления Христову разуму3. Человек восьмого дня, зачинающийся в акте рождения Христа, должен быть окончательно сотворен в акте духовного рождения в человеке Бога. При этом рождение происходит не только в единственной и неповторимой фигуре Иисуса Христа, а всецело в консубстанциональной ему фигуре человека. Второй Адам, Иисус, - путь восстановления Первого Адама. Заявляя о том, что человек сам по себе бесчеловечен, он имеет свою основу в Богочеловеке, только Бог человечен, Бердяев, по сути дела, настаивает на том, что таким человечным Богом и Богочеловеком является будущее совершенное состояние человека, соединившегося с Богом. Так, Христос своим рождением, что является центральным актом благодати, укрепляет в человеке и из божественности Его природы, и из Её человечности силу для рождения в себе Бога. Поэтому мы согласны с идеей И. И. Евлампиева, который выявил, что Абсолют у философа раскрывается в конце, в «0, конечно, человек не Бог, он Сын Божий не в том единственном смысле, в каком Сын Божий Христос, но человек причастен к тайнам природы Св. Троицы и является посредником между Богом и космосом. Каждый лик человеческий через Христа пребывает не только в тварном мире, но и в Божестве. Природа человека богомирская, а не только мирская» [32, с. 96]. Любопытно, что Несмелое, подтолкнувший Бердяева к созданию оригинальной системы, в модернизации православия занимал собственно антропологические позиции, что позволяет нам утверждать, что не только его идеи были определяющими в формировании антропологической концепции Бердяева. На позициях радикального антропологического христоцентризма настаивал другой православный теолог-модернизатор - М. Тареев. В зарубежный период Бердяев приводит идеи этого философствующего теолога только в позитивных контекстах, что укрепляет наше предположение. «Лишь Христов разум делает возможным имманентное постижение Божества. Но обретение Христова разума есть катастрофа старого нашего сознания, прорыв в природном нашем мышлении» [39, с. 63]. Часть 3. Теология культуры совершенном состоянии человека [63, с. 336]. Отсюда понятно утверждение Бердяева, что «начинать философствовать и богослов-ствовать следовало бы не с Бога и не с человека, ибо оба эти начала оставляют разорванность непреодолённой, а с Богочеловека» [39, с. 129]. Именно для нового истолкования сущности Богочеловека и Богочеловечества понадобилось Бердяеву введение динамики в соотношение Божественных лиц, не только в их явленности человеку, как это было у хилиастов и Мережковского, но и в своей основе. Богочеловек является, по Бердяеву, Вторым Лицом Божественной Троицы, а Богочеловечество - одна из актуализаций Третьего Лица. Поэтому столь важен для Бердяева выявленный в христианстве плюрализм лиц Божественной Троицы. В проекте изменений к работе «Смысл творчества», названном «Фрагменты», он пишет: «Своеобразия, единственности и неповторимости христианства нужно искать совсем не в том, что оно есть религия единого Бога... Христианское учение о троичности Божества, о Христе - Сыне Божием, спасителе и искупителе мира, не есть чистый монотеизм... И целый ряд ересей первых веков склонялся к отвлечённому единобожию, не вмещая иррациональной тайны христианского триединства Божества и двуединства Христа, пугаясь христианского внесения множественности в Божественную жизнь... Поистине, христианство есть религия не только Бога, но и человека, религия Богочеловека и Богочеловечества, двуединства природы Христа-Спасителя. В этом своеобразие, единственность и неповторимость христианства» [31, с. 374]. «Восьмой день» - день, начатый рождением Иисуса Христа, что знаменует собой пересоздание человека после совершённого им акта грехопадения, исказившего первоначально созданную природу. Рождение в Боге человека, движение от Бога к человеку, что и обосновывает христоцентризм, создаёт онтологическую возможность рождения в человеке Бога, движения от человека к Богу -пневмоцентризма. Так Бердяев хочет обосновать совместимость двух противоположных позиций и решить выявленное нами в начале главы противоречие, придав ему динамичный характер и устремив в некоторое синтетическое единство две тенденции. Вяч. Иванов полагает, что это ответное движение начинается у Бердяева до Воскрешения человека во Втором пришествии, что противоречит ортодоксально-христианскому представлению. Мы можем добавить, что Воскрешение человека из будущего события становится насто- Глава 5. Религиозно-философская доктрина человека ящим и является состоянием некоего постоянного мистического единства с Христом в творческом экстазе. К этой идее Бердяев приходит ещё в период общения в круге Мережковского, на что указывает А. Белый: «.. . " я" Николая Бердяева - со-ипостасно с Христом» [48, с. 494]. Однако это единство вытягивается в некую перспективу «путь со Христом», что заключается не в простом следовании жизненному образу исторического Христа, а в неких новых начинаниях, отражающих действия Христа грядущего. Для Бердяева явлением Христа на землю и его крестной смертью откровение не завершается, лишь требуя последующего усвоения человеком, а продолжается, и продолжается через человека. С этих позиций Богочеловечество и есть действие Христа грядущего, осуществлённое через человечество. Так, видимо, разрешается противоречие христо-центризма и пневмоцентризма, но здесь появляется новое противоречие. Христоцентризм обосновывает центральность фигуры одного - Иисуса, пневмоцентризм же, как его понимает Бердяев, обосновывает независимость множественных субъектов. Бердяев пытается разрешить его указанием на моноплюрализм, осуществляемый в Духе, который является также общей сущностью Сына и Отца. Однако философ не разворачивает данной позиции, указывая, что новое состояние откровения «мы», хотя и будет характеризовать новую эпоху Духа, но, поскольку она ещё не наступила, достигнуто только предвестие, ещё не выявлено. Некие обоснования возможности данного плюрализма можно найти в опытах вскрытия в своей духовной глубине духа другого. Бердяев говорит о микрокосмич-ности человека, вместимости в него всех субъектов мира, социальной и космической истории. Если дополнить это утверждением о микротеосности человека, отражении в нём Бога, что возможно в устремлении богоуподобления, то целостная картина выглядит следующим образом. Человек духовно моделирует в себе Бога и противостоящие субъекты мира и здесь пытается привести их в согласие с Богом, привнося в них новые смыслы. Основной замысел такой операции Духа - в смысловом досоздании мировой реальности так, как Бог должен был её создать исходя из совершенства. Поскольку это смысловое досоздание, то центральной сферой реализации человека становится творение смысла. А поскольку это творение теперь уже идёт от самого человека, то это описывается не религией, раскрывающей то, что идёт от Бога, что совершалось до восьмого дня творения, а философией. Именно философски человек дол- Часть 3. Теология культуры жен досоздать мир. Плюрализм у Бердяева с отходом от позиций онтологизма носит не абстрактно-онтологический характер, обосновывающий множественность субстанций, а характеризует множественность субъектов творческой инициативы. И первым приложением этой инициативы должен стать сам человек. Ведь весь мир он затем должен вскрыть через себя. Таким образом, первой духовной наукой на этом пути становится философская антропология. Объектом постижения такой антропологии является уяснение подлинной сущности некоего духовного прототипа человека, или Антропоса, в динамике её раскрытия. Описывая это, Бердяев утверждает, что Ан-тропос проходит некую метаисторию от Первочеловека (Адама-Кад-мона, Небесного человека) к эмпирическому множеству человеческого рода, возникшему после отпадения Антропоса от Бога, а после рождения Иисуса Христа и досотворения (восстановления) человека в новом качестве - к Богочеловечеству как ожидаемому состоянию вновь достигнутого единства. Таким образом, человек не дан изначально окончательно сотворенным, а творится на протяжении трёх стадий. Переход от первой стадии ко второй знаменует собой не исключительно негативное явление распада, и в этом двойственность оценки грехопадения, а проявление находящейся в Антропо-се потенции первосвободы, которая являет множественность из единства. Рождение Второго Адама среди земных людей как центральный факт земной истории создаёт возможность для воссоздания каждого субъекта этой множественности по образу Единого и тем самым направляет на путь замирения этой множественности в единстве, но без отрицания её самой, что и знаменует третью стадию. Бердяев находит современного ему человека на переходе из второй стадии к третьей. Этот переход знаменуется переключением человека из эмпирического мира в Дух. Дух - экстатическое творчество, и не по образцам мира сего. Всё человеческое существование, вся его природа должны быть переориентированы к этой цели. Именно в этом состоит замысел бердяевского обоснования и утверждения творца в человеке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|