Взаимодействие жизни 3 страница
Бердяев обнаруживает реального человека существующим в двух мирах - мире эмпирической видимости и духовной данности. Исходя из того, на какой мир ориентирован человек - такие характеристики обретает его земная природа. Отсюда понятен пафос его заявлений о борьбе против своих неистинных «я». Он отмечает, что современные ему антропологические учения исходят из определе- Глава 5. Религиозно-философская доктрина человека ния природы человека низшим миром, рассматривают человека снизу. Поэтому они не ведут к возвышению человека, хотя и иногда адекватно описывают реальное положение дел. Бердяев не отрицает науку, считая, что она описывает мир и человека в падшем состоянии, но указывает, что она не даёт подлинного смыслового пути избавления от этого состояния. Наука лишь приспосабливает человека к условиям существующей действительности. Некоторые теологические концепции более целостно описывали человека в состоянии принадлежности к двум мирам. Однако они, возвышая Бога, принижали человека. Поэтому собственно антропологические решения здесь оставались языческими, человек не осознавался в единстве с Богом и также рассматривался снизу, а не сверху, как предлагает философ. Свою революцию в антропологии он основывает, исходя из чувства зависимости двух реальностей - Бога и человека, их эмоциональной нужды друг в друге. Отсюда он делает вывод об их взаимоукрепляющем влиянии. Именно это влияние осуществляется через Дух. А поскольку подлинное выявление Духа есть творчество - то через творчество. Отмечая, что из существующих в истории теологической мысли учений о человеке наибольшего прогресса достигли Григорий Нисский и развивший его идеи Несмелов, нацеливавшие человека на богоуподобление, Бердяев вместе с тем выявляет, что они неверно противопоставляли душу и тело, видя душу доброй по природе, а тело склонным ко греху. В этом выражалась ограниченность понимания человека, основанного исключительно на опыте аскетических практик, опыте стяжания святости путём борьбы с проявлениями плоти. Иной опыт - опыт творческой гениальности - не был раскрыт в рамках исторической христианской традиции, поэтому не была выявлена духовная основа тела, как и души. Основным противопоставлением для Бердяева было не противопоставление души и тела, а духа и природы. Для Бердяева грехопадение состоит в том, что реальные душа и тело объективировались, стали объектами падшего мира, и их восстановление возможно путём выявления их подлинной смысловой, духовной сути, которая заключается в форме. Задачу новой антропологии Бердяев видит в преформировании души и тела в образах совершенства - красоты. Так его антропология приобретает характер некой деятельной ме-таэстетики. Рассматривая мистико-теософскую традицию объяснения половой природы человека, Бердяев воспринимает идею поло-
Часть 3. Теология культуры вой разорванности земного человека. Из этого он выводит теорию мистической эротики, приводящей к восстановлению в человеке ан-дрогинного, двуполого существа, и превращает её в особую практику пересоздания человека. Её суть состоит в активности любви, заключающейся в таком взаимотворчестве, при котором происходит четырёхчленное соединение полов. Двуполое существо одного, приобщаясь в особом постижении к двуполому существу другого, восстанавливает в себе недостатки своих половых начал через другого, помогая восстановлению его недостатков через себя. Мужское начало одного соединяется с женским началом другого, а женское начало этого - с мужским началом того. Он даже утверждает анд-рогинностьХриста. Изучив достижения теории бессознательного и совместив их с восточными, прежде всего индийскими учениями, актуализированными теософией, Бердяев развил теорию согласования в сознании бессознательных импульсов с импульсами из сверхсознания, что достигается, по его мнению, в особой открытости сознания. Философ полагал, что именно такая активность сознания и осуществляется в мистическом творчестве. Как мы уже писали, по Бердяеву, в момент создания человека именно дух центрирует его, задавая его как личность. Однако в реальном человеке личность находится в свёрнутом, потенциальном состоянии и актуализирует себя в творческом выявлении. Поэтому личность в начале пути как некая уникальная особенность и она же в конце пути как развитое совершенство. Но, прежде всего, она в пути свершения творческих актов. Поэтому личность одновременно и обусловливает творчество и обусловлена им - эти реальности находятся в состоянии взаимопроявления. Отказавшись от первоначального описания личности как субстанции в зрелый период, Бердяев характеризует личность в качестве акта. Именно это определяет её динамизм, который проявляется в том, что она выступает неизменностью в изменениях. Поскольку личность является коррелятивом мира - это вытекает из плюрализма, - она единство в многообразии. Поэтому она есть прорыв через индивидуальное к универсальному. Являясь раскрытием духа, личность осуществляется в прорыве через конкретную индивидуальность к универсальному, активное раскрытие множественности в единстве. Поскольку личность не часть чего-то, а кор-релятив всего, она не подлежит детерминации извне. Такая предельная символизация характеристик описания личности возникает потому, что они суть проекции осмысления его собственного личнос-
Глава 5. Религиозно-философская доктрина человека тного существования. Именно он, Бердяев, согласился на акт своего сотворения, именно он проявляет в своём творчестве характеристики лично-уникального начала, прорываясь из индивидуального к универсальному, оставаясь собой в развитии своей мысли, осваивая опыт духовности других личностей и тем самым наполняя себя ими. Личность как единство судьбы означает именно его личную судьбу, которую он хочет осуществить цельно, прийдя к прояснению мучивших его всю жизнь проблем.
Создав такой возвышенный фундамент своей антропологии, Бердяев столкнулся не только с традиционно-христианским описанием природы человека как испорченной грехом, но и с сильным чувством личной греховности, ведь, в конце концов, он осмысливал именно личное существование. Философ пытается определить греховность как дистанцию, отделяющую человека от конечного состояния совершенства. Как мы установили во второй части нашего исследования, в последний период творчества это привело к тому, что Бердяев начинает исходить не из реального человека, а из его будущего состояния - трансцендентного человека. Это создаёт чувство разрыва реального и идеального человека. Вследствие этого постулируется возможность дальнейшего, иномирного существования. Бердяев не говорит здесь о близости, а постулирует лишь дальнейшую возможность сближения как ожидаемую надежду, он лишь пророчествует о новом человеке, обосновывая перспективу движения к нему. Эта перспектива распадается на два действия: критику неподлинного состояния человека и созерцание в мистическом экстазе проявления его высшей сущности, а также последствий этого в отношении других субъектов. Столь высокое положение человека с неизбежностью приводило к столкновению с теорией неизбежности ада и смерти для неискупленных людей. В ранний период, когда антропологический замысел не имел столь высокого богочеловеческого обоснования, Бердяев признавал, что во имя справедливости необходима тленность и смерть абсолютных грешников. Однако развитая впоследствии концепция богоподобия, доходящая до единства, приходила в противоречие с такой позицией, ведь это обозначало бы тленность и смерть духовного начала в человеке. Поэтому Бердяев и приходит к согласию с идеей Оригена о всеобщем спасении - апокатастаси-се. С этих позиций, грех лишь этап в пути человеческого развития, который должен быть с неизбежностью прёодолён. Поэтому ад, на-
Часть 3. Теология культуры Заключение
сколько он реален, есть лишь временное состояние страдания, он преодолим и его исток в земных страданиях несовершенного человека. Такова религиозно-философская часть антропологического учения Бердяева. Конечно же, его концепция настолько модернизировала христианский взгляд на человека, что можно согласиться с оценкой Шестова о переориентации Бердяева с идеи Богочеловека к идее человекобога. И указание на связь первого и второго не спасает от этого упрёка. Но важно отметить, что человекобог1 лишь ожидаемое состояние, как и сверхчеловек Ницше, он ещё не пришёл. Поэтому в своей философии Бердяев говорит о реальном человеке и его реальной земной истории, и поэтому здесь его подходы могут быть вполне согласованы с христианством. 1 В 1918 г. в работе «Откровение о человеке в творчестве Достоевского» Бердяев пишет: «Богочеловек и человекобог - полярности человеческой природы. Это два пути от Бога к человеку и от человека к Богу» [20, с. 169]. Поистине человекобог возможен, если есть, наступило в его жизни спасающее участие Богочеловека, т. е. возможно по воскрешении. Однако Бердяев не дожидается Воскрешения, он в своём мистическом экстазе как бы переносится в него. Ощутить такое состояние мог бы человек, достигший святости, однако Бердяев заменяет святость гениальностью. С его точки зрения, именно дар гениальности и позволяет ему видеть это состояние. Но нам кажется, в этом проявляется гордыня чувства его личной богоизбранности. Ощущение бого-присутствия и личного терзания собой Бога, о котором сообщает Бердяев, великое ощущение, но заявление о нём требует серьёзных оснований. У святых эти состояния подтверждались чудесами, творимыми ими при жизни и после смерти. Единственным источником чуда в ситуации с Бердяевым является его философия. Явит ли она нам чудо? Выступит ли преддверием нового откровения? Это может показать лишь сама эпоха откровения, которая, и в этом мы согласны с Бердяевым, ещё не наступила. К концу XIX в. в русской интеллигенции наметился интенсивный интерес к вопросам христианства. Она ощутила потребность в религиозном осмыслении своей жизни. Однако в этот период православное богословие в России переживало кризис. Сохраняя верность догматической традиции и преданию, Русская церковь не особо интенсивно приводила опыт жившей в ней мысли в соответствие с запросами современности. И хотя отдельные попытки в этом направлении делались, что выразилось в богословской системе духовного христианства Тареева, теологических разработках антропологии у Несмелова, в целом дух богословской среды оказался неудовлетворительным для создавшейся ситуации. Нужно отметить, что чрезмерный консерватизм церкви был порождён её подчинённым положением по отношению к государству, строй которого устарел и тормозил прогрессивное развитие страны. В этой ситуации сама интеллигенция в рамках создаваемой ею культуры параллельно с формированием социально-революционного мировоззрения стала разрабатывать необогословские доктрины. Поскольку этот период ознаменовался философским возрождением, философия, ставшая в центре культурной жизни, и выступила средой создания культурно-богословских систем. Это и можно определить в качестве феномена религиозно-философского возрождения в России, в результате чего конституировалась особая отрасль культурной деятельности - теология культуры. Однако мыслители первой волны этой традиции (второй выступил неопатристический синтез) слишком вольно отнеслись к заимствованным догматическим данным, видоизменяя их в особом экстатическом познании - гнозисе. Как мы установили в нашем исследовании, видный представитель этой традиции - Бердяев пришёл в данной тенденции к ряду положений, созвучных гностицизму, и положил их в основание своего философского творчества. В результате его философское творчество оказалось расколотым в постоянном колебании между христианством и гностицизмом. Однозначному выбору христианской позиции мешало отсутствие постоянной ориентации на принятие помощи свыше, которая присутствует в православно-христианском собственно религиозном опыте.
Однако, несмотря на данный негативный уклон, Бердяев в рамках философии пришёл к продуцированию доабстрактной мысли -протоформ мышления и сочетал их с развитыми абстрактно-понятийными формами мышления. Они выявили свой конструктивный Заключение Заключение
потенциал в опыте переведения в общекультурные значения данных мистического опыта. В результате философу удалось достичь значительного прогресса в переведении иррационального опыта в рациональные конструкции и тем самым познания его средствами современной культуры. Новый опыт привёл к изменению языковой личности философа, образовался особый символический уровень, вследствие чего создаваемый ею текст приобрёл новый характер, он стал лирико-символическим. Стремясь расширить круг своего понимания и воздействия, философ пришёл к особой коммуникативной направленности текста - пневматерапевтичности. Рассмотрев духовную биографию мыслителя, мы выявили, что в основании смены концептуальных взглядов лежит преформиро-вание смыслосимвола, выступающего по отношению к другим элементам системы в качестве ключевого. Сам смысло символ являлся гностической модернизацией догмата о Троице. В результате - в той мере, в какой этот смыслосимвол соответствовал догмату, в такой и система в целом носила христианский характер, в какой отличался - в такой отличалась от него. Само изменение смыслосимвола вызывалось интенсивными жизненными переживаниями. Определив философию в качестве средства решения своих жизненных проблем, Бердяев сделал её зависимой от своего субъективно-психологического опыта. В результате сама модернизация центрального смыслосимвола была вызвана переосмыслением часто повторяющегося ночного кошмара, где он ощущал собственные провалы в Бездну. Бездна Бердяева, из которой возникает Абсолют и в соотношении с которой протекает жизнь Троицы, - возведённая в ранг догматической интуиции реальность кошмарного сна. Таким образом, трагичность собственного существования, не смирённая аскетизмом христианских практик, и выступила истоком гностического уклона. В результате Бердяев оказался пребывающим в мире им созданных виртуальных смыслов - эзотерическом мире и, взирая оттуда на мир реальный, видел лишь его отдельные очертания, будучи не в силах достичь единства своего мира и мира внешнего. Отсюда и резкость в выборе эпитетов, характеризующих реальность, отсюда и мучительность непонимания своей позиции современниками. В целом, такой взгляд Бердяева не мог возникнуть в сознании одиночки, он был созвучен одному из слоев интеллигенции его эпохи, попытавшихся средствами культуры и философии обновить христианство, сделать его адекватным запросам современности. Эта тради- ция, пройдя длительный опыт блужданий по тупикам личных мистических откровений, привела своим напряжённым взысканием христианства к появлению новой плеяды мыслителей, смело и уверенно вошедших в лоно православной церкви. Именно на пути продолжения этой традиции возможно новое религиозное возрождение в современной России. Так кем же был Бердяев? Философом? Мыслителем? Публицистом-идеологом? Философствующим литератором? Пророком? Еретиком? Свободным богословом? Мистиком? Эзотериком? Учителем жизни? Человеком, который свои мучения собой вынес на всеобщее обсуждение? Личностью, жаждущей найти всеобщее приятие своего сокровенного и боящейся в нём признаться всем остальным? Гностиком?.. На эти вопросы нельзя найти однозначного ответа. Бердяев был всем и никем, он был собой, личностью, которая в силу своей уникальности не вписывается ни в какие рамки. Он был личностью, попытавшейся заглянуть за грань наличного человеческого существования и очутившейся перед бездной, которая манила его своей глубиной. Всё его творчество - это как бы крик Адама, ввергнутого в земную жизнь из Рая и ощутившего на себе все её горести и страдания. В дневниках Бердяев как-то записал, что он терзал собой самого себя и Бога. И это искреннее признание. Бердяев жаждал получить Божественную благодать, но вместе с тем боялся, что она ограничит его свободу, и поэтому надеялся, что она уже дана ему в предмирном акте творения. Только такое получение благодати взаимопроникало, по его мнению, со свободой. По сути дела, Бердяев недопустимо сближал образ и Первообраз, полагая, что «в человеке есть дырочка, просверленная в бесконечность», в Бога, и поэтому Он присущ ему самому. Только такого, своего, Бога мог принять Бердяев. Однако предельность опыта, которой достигал Бердяев, приводила его к стоянию перед выбором между верхом и низом. И он оказался неготовым сделать предельное избрание между пустотой небытия и благобытием. Бердяев не решался призвать помощь свыше, считая, что она должна прийти сама собой и не вне его, а через него, и если она ещё не приходит, то, значит, времена и сроки ещё не наступили. В своих мыслях об апокалипсисе как разрушении мира Бердяев отстаивал позиции свободы, полагая, что если человечество объединится на позициях духа, то конца мира не будет, а свершится всеобщее человеческое и мировое преображение. Себя же он считал предвозвестником этого процесса. Он представляется Заключение Литература
мне человеком, который подошёл ночью с фонарём к краю пропасти и, осветив всем остальным её, сам так и не решил, что ему делать дальше - отступить или ринуться вперед. Несмотря на то что Кембриджским университетом Н. А. Бердяеву была присвоена степень доктора по специальности «теология», большинство исследователей считают его прежде всего философом. Это справедливое заключение вызвано тем, что свой опыт мыслительной деятельности Бердяев реализовывал философскими средствами. Поэтому они и подлежат в первую очередь философской реконструкции. Даже обращение к данным религии было связано с попыткой создания культурного аналога теологии, что мы определили как теологию культуры.
1. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков // Бердяев Н. А. Собрание сочи 2. Бердяев Н. А Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Бер 3. Бердяев Н. А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917-1918 гг. 4. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+, 1998. 5. Бердяев Н. А. Из этюдов о Я. Беме. Этюд I. Учение об Ungrund'e и свобо 6. Бердяев Н. А. Истина и откровение. СПб.: Изд-во Русского христианского 7. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: СП «Интерпринт», 1990. 8. Бердяев Н. А. Метафизическая проблема свободы // Путь. Янв. 1928. № 9. 9. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев о русской филосо
10. Бердяев Н. А. На пороге новой эпохи: Сб. ст. // Бердяев Н. А. Истина и 11. Бердяев НА. Николай Бердяев и Лев Шестов. Переписка и воспоминания. Публ. 12. Бердяев Н. А Новое религиозное сознание и история // Биржевые ведомо 13. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 14. Бердяев Н. А. 0 духовной буржуазности // Путь. Март-апр. 1926. № 3. 15. Бердяев Н. А. 0 земном и небесном утопизме // Бердяев Н. А. Собрание со 16. Бердяев Н. А. 0 назначении человека. М.: Республика, 1993. 17. Бердяев Н. А. 0 рабстве и свободе человека // Бердяев Н. А. Царство Духа 18. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объекти 19. Бердяев Н. А. Основы христианства. Христианство и современность. С цик 20. Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бер 21. Бердяев Н. А. Персонализм и марксизм // Путь. Июль-сент. 1935. № 48. 22. Бердяев Н. А Письма В. Эрну, Вяч. Иванову и Голлербаху // Взыскующие 23. Бердяев Н. А. Письма к П. Б. Струве (1899-1900) // Вопросы философии. 24. Бердяев Н. А. Письма Николая Бердяева // Минувшее. Вып. 9. М.: Феникс, Литература 25. Бердяев Н. А. Письмо Вяч. Иванову (1910-1911 г.? ) 17 марта // Новый 26. Бердяев Н. А. Проблема человека. К построению христианской антрополо 27. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и 28. Бердяев Н. А. Самопознание (варианты набросков, 20-е гг. ). РГАЛИ, ф. 1496, 29. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 30. Бердяев Н. А. Смысл Творчества (вариант текста, 20-е гг. ). Гл. 1-6. РГА 31. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Н. Бердяев. Собрание сочинений. Т. 2: 32. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н. А. 33. Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. 34. Бердяев Н. А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и 35. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Мысль, 1990. 36. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Бердяев Н. А. Фило 37. Бердяев Н. А. Философ и существование. Доклад, прочитанный на IX меж 38. Бердяев Н. А. Философия неравенства // Бердяев Н. А. Философия свободы. 39. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 40. Бердяев Н. А. Философия свободы. Харьков: Фолио, 2002. 41. Бердяев Н. А. Христос и мир // Бердяев Н. А. Философия творчества, куль 42. Бердяев Н. А Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 288-375. 43. Бердяев Н. А Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // 44. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения// 45. Андреев А. Л. Искусство, культура, сверхкультура (Философия искусства 46. Аржаковский А. А. Журнал «Путь» (1925-1940). Киев, 2000. 47. Безносое Б. Г. Послесловие: неподведённые итоги Николая Бердяева // Бер 48. Белый А. Между двух революций. М.: Худ. лит., 1990. 49. Бердяева Л. Ю. Профессия: жена философа. М.: Мол. гвардия, 2002. 50. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001. 51. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Т. 2, кн. 3. М.: Прогресс-Культура, 1992. 52. Братство Святой Софии: материалы и документы, 1923-1939. М.: Русский 53. Вадимов А. В. Жизнь Бердяева - Россия. Berkley Slavic specialties, 1993. Литература 54. Валицкий А. В плену консервативной утопии: структура и видоизмене 55. Взыскующие града. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 56. Визгин В. П. Бердяев и Шестов: спор об экзистенциальной философии // 57. Габитова P. M. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). 58. Галъцева Р. А. Николай Бердяев - философ творчества и теоретик культу 59. Герцык Е. К. Николай Бердяев // Бердяев Н. А. Самопознание (опыт фило 60. Голлербах Е. А. К незримому граду: Религиозно-философская группа 61. Двуреченстя Т. А. Философские взгляды B. C. Соловьёва и Н. А. Бердяева. 62. Дмитриева Н. К, Моисеева АЯ. Николай Бердяев: жизнь и творчество. М., 1993. 63. Евлампиев И. И. История русской метафизики в ХГХ-ХХ веках. Русская фи 64. Ермичев А. А. Творчество и культура в философии Н. А. Бердяева // Рели 65. Ермичев А. А. Я всегда был ничьим человеком // Н. А. Бердяев: pro et contra. 66. Жданов Д. А. Возникновение абстрактного мышления. Харьков: Изд-во 67. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2, ч. 2. Ростов н/Д: Фе 68. Зенъковский В. В. Проблема творчества. По поводу книги Н. А. Бердяева 69. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное (проблемы регуля 70. Иванов В. И. Старая или новая вера? // Бердяев Н. А.: pro et contra. Анто 71. ЙонасГ. Гностицизм (Гностическая религия). СПб.: Лань, 1998. 72. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 73. Короткая Т. П. В поисках новой рациональности: Религиозная философия 74. Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976. 75. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. М„ 1980. 76. Ламперт Е. Письмо Бердяеву. РГАЛИ, ф. 1946, оп. 1, ед. хр. 445. 77. Леви-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педа 78. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 79. Левицкий С. А. Экзистенциальный диалог. Н. Бердяев и Л. Шестов // Но 80. Лосский И. О. История русской философии. М., 1991. 81. Лот-Бородина М. И. Письма к Бердяеву 15 марта 1930 - 19 ноября 1947 гг. 82. Лундберг Е. Творчество как спасение // Мысль и слово. Философский еже Литература 83. Маритен Ж. Письма к Н. А. Бердяеву 1926-1936 // Путь. Международный философский журнал. 1992. № 2. 84. Яейер А. А. Новое религиозное сознание // Бердяев Н. А.: pro et contra. Антология. Кн. 1 / Сост. А. А. Ермичев. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1994. С. 280-284. 85. Мотрошилова Н. В. Специфика философского синтеза Н. Бердяева: общие характеристики // Историко-философский ежегодник 2001. М.: Наука, 2003. С. 249-262. 86. Несмелое В. И. Догматическая система Святого Григория Нисского (Книга напечатана по главам в серии приложений к журналу «Православный собеседник» за 1887-1888 гг. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|