4. Познание: полюс гностицизма
Термин «познание» сам по себе является формальным и не определяет изначально, что познаётся и как познаётся. Поэтому очень часто для акцентирования внимания на своём способе познания разные мыслительные школы использовали его синонимы. XX в. чётко связал термин «познание» с ориентацией на рациональные методы постижения окружающего мира. Поэтому Бердяев для точной спецификации иного предмета познания и иных методов часто употребляет один из синонимов этого термина - «гнозис». Следует отметить, что с использованием этого термина вовлекается и его терминологический контекст, и то предметное поле описываемых значений, которые наработаны в истории мысли в процессе его использования. Таким образом, термин обретает самостоятельное концептуальное содержание и превращается в понятие, задавая концептуальные характеристики той системе, в которой оно используется. Своё концеп- Часть 3. Теология культуры туальное содержание понятие «гнозис» приобрело на заре христианской эры. Христиане, основывавшие свои взгляды на вере в догматы, обличали своих противников как еретиков и гностиков за их приоритетную опору на гнозис как источник веры. Познание гностиков было нерациональным, мистическим. Гнозис обозначал познание Бога и сверхъестественного, что полностью трансцендентно и поэтому реально не познаваемо. Поэтому гнозис не являлся естественным состоянием. Восприятие истины достигалось через священные или таинственные знания, полученные путём экстатического вдохновения. Данная процедура заменяет рациональные доказательства и теории, хотя эта сверхрациональная основа может затем предоставить возможности для независимой рациональной спекуляции. Бердяев полностью принимает концептуальный контекст гностического понятия «гнозис» и воспроизводит его в своём творчестве.
В дневниках и «Самопознании» Николай Александрович отмечал, что писал он в состоянии экстатического вдохновения, как будто какой-то внутренний голос заставлял его говорить то, что он писал. Свою задачу как философа он видел в том, чтобы найти формулировку истины, увиденной в интуиции. Данный способ познания Бердяев считал единственно возможным способом познания Божественного мира, противопоставляя ему рациональные методы познания как неадекватные, пытающиеся осмыслить сверхъестественное по типу естественного и выражающиеся в онтологии. Онтологию Бердяев считал неадекватным познанием подлинного мира, противопоставляя её феноменологии как знанию подлинному и адекватному. Феноменология для русского философа - процесс мистического смыслопридавания1. Однако не только метод познания сближает Бердяева с гностицизмом. Сближает также и цель. Но лишь только сближает. Здесь намечается принципиальное отличие. Для гностиков конечный объект гнозиса - Бог: его появление в душе изменяет познающего, делая его причастным Божественному существованию. Таким образом, гнозис для гностиков - единственная форма спасения. Бердяев, заявляя, что человек есть «микроте- Как мы уже писали, феноменологическая процедура у Бердяева кардинально отличается от гуссерлевской. Для Гуссерля смысл усматривается как идущий из самих вещей, и его методы целиком рационалистичны. Для Бердяева смысл обретается в мистическом слиянии со сверхъестественным состоянием вещей, внутреннем их понимании. Глава 3. Н. Бердяев: между гностицизмом и христианством ос», заключает, что единственным условием спасения является уподобление человека Богу. Итак, видимое несоответствие: проникновение у гностиков и уподобление у Бердяева. Однако это несоответствие лишь видимое, что проясняется в раскрытии концепции гностиков. Для них появление Бога в человеческой душе достигается за счёт соответствия этой души Богу. Познавая Бога, человек, которому присущ Божественный элемент «пневма» (дух), наполняется формами, которые он созерцает, и тем самым трансформируется. Это есть не что иное, как процедура уподобления.
Отмечая совпадения до этого пункта, мы можем обнаружить дальнейшее отличие. Как и у гностиков, так и у Бердяева человеку присущ Божественный элемент. Для русского философа первый этап спасения начинается с познания Божественного и уподобления себя ему. Но это лишь первый этап. В созвучии и то, что человеку также присущ и другой элемент. Однако в объяснении этого элемента обнаруживается существенное отличие. Для гностиков этим элементом является материя как продукт злого Божества, возникшего вследствие деформации одной из Божественных сущностей - Софии. Поэтому второй элемент чисто негативен, и от него нужно избавиться. Отождествляясь с Божеством, человек освобождается от связи со своим материальным элементом, что и является условием спасения. Для Бердяева второй составляющей человека выступает энергия, идущая из Безосновного. Сама по себе она позитивна. Однако вследствие её неверной направленности, что допущено самим человеком, она приняла материальный характер. Спасение заключается в исправлении ошибки, в правильном, гармоничном сочетании Божественного начала и энергии из Безосновного. В этом состоит конечный смысл спасения. Идея человеческой ошибки, интерпретированная как идея греха, является уже не гностической, а близкой христианству идеей. Соответствует христианскому видению и идея целостного спасения человека, духа, вместе с душой и телом. Существует ещё одна идея, сближающая Бердяева с гностицизмом, - идея неравенства человеческих душ. Мы уже писали, что в гностицизме человек состоит из двух элементов: «пневмы» и материи. В зависимости от пропорции, в которой сочетаются эти два элемента, люди делятся на три типа: пневматиков, психиков и сомати-ков. В природе пневматиков больше пневмы, у психиков данные элементы присутствуют в равной пропорции, а у соматиков доминирует материальная составляющая. Поэтому только пневматики спо-
Часть 3. Теология культуры собны к истинному познанию, психики способны понимать пнев-матиков, соматики же обречены на жизнь без познания. Используя несколько иную фразеологию, русский философ воспроизводит некоторые гностические идеи. С его точки зрения, лишь некоторые люди, обладающие определённым божественным даром - даром гениальности, способны на истинное познание. Только утончённые натуры аристократического склада, одарённые духом, предназначены к познанию, остальные же «толстокожие люди», обделённые духом, имеют иное предназначение. Идею избранности людей духа Бердяев, как мы это покажем в дальнейшем, пытался интегрировать с христианством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|