5. Познание: полюс христианства
Как мы уже отмечали, Бердяев интерпретировал идею человеческой ошибки в регуляции соотношения Божественного начала и энергии из Безосновного как идею греха, тем самым пытаясь ассоциировать себя с христианством. Однако это ему не удалось. Как мы полагаем, исток греха, с христианских позиций, в нравственном уклонении, а не в деятельном. И уж конечно же, никакого присутствия темы Безосновного в христианской интерпретации грехопадения нет. И тем не менее, несмотря на разную интерпретацию темы грехопадения, Бердяев поднимает христианскую проблему обусловленности человеческого познания последствиями греха. В христианстве одной из важнейших задач человеческого познания является познание человеческого греха и его искупление. Человек сам ответственен за собственное ущербное состояние и состояние окружающего мира. Однако эта ущербность и препятствует познанию. Для подлинного познания необходимы три условия: помощь Бога, очищение себя и следование церковным догматам и признанным авторитетам. Эти три условия рассматривает и Бердяев. В христианстве Божественная помощь зависит от силы человеческой веры. Всякий человек вне зависимости от его духовных заслуг может получить помощь свыше, сильно уверовав в неё. Для Бердяева помощь состоит в познании Бога и следовании ему в реализации себя. Таким образом, в старом споре о приоритете веры или гнозиса Бердяев становится на сторону гностиков, а не христиан. Для христиан познание основывается на вере, а для гностиков на особом познании - гнозисе. Глава 3. Н. Бердяев: между гностицизмом и христианством
Раскрывая второе условие, нужно отметить, что в христианской концепции особо подчёркнута зависимость познания от состояния человеческой природы. Грех, поразивший человека, искажает его познание. Отсюда выводится огромная значимость очищения человека как необходимая предпосылка подлинного познания. Очищение заключается в процедуре делания себя в состоянии отрешённости от мира, отказе от всяческих желаний, делающих человека зависимым от него, и углубленном постижении своей связи с Богом. Таким образом, процедуру познания должен предварять особый образ жизни. Познание же, достигнутое вне этого, - познание, искажённое грехом человеческой природы. Поэтому столь важна для христианства ориентация на истины, открытые людьми особого образа жизни - святыми отшельниками. Для всех же, не прошедших самоочищения, остаётся единственный метод - вера.
Бердяев разделяет идею зависимости человеческого познания от состояния его природы. Однако его интерпретация кардинально отличается от ортодоксальной. Подлинность познания зависит от особого дара, которым обладают некоторые из людей. Этот дар фи- Часть 3. Теология культуры
С православно-христианских позиций, третьим необходимым условием познания является следование церковным догматам и признанным церковью авторитетам. Бердяев не противоречит этой идее, однако, вписывая её в свою концепцию, настолько её изменяет, что в целом его трактовка опять отклоняется от христианства к гностицизму. Церковный догмат для Бердяева есть не что иное, как социальная канонизация истины, увиденной в мистическом гнозисе. Взгляды авторитетов церкви также соответствуют канону. Однако всякая социальная проекция приспосабливает истину к ограниченной развитости сознания своей эпохи. Поэтому для восстановления идей в их истинности догматы и воззрения авторитетов должны быть пропущены через горнило личного мистического гнозиса, поскольку лишь только так достижимо их подлинное развоплощение. Эти идеи и должны, с точки зрения философа, послужить фундаментом для построения подлинного мировоззрения. Базовость этих принципов выступала, с точки зрения Бердяева, основой интерпретации его мировоззрения как всецело христианского. С наших позиций, это
Глаза 3. Н. Бердяев: между гностицизмом и христианством
В целом же проблема познания тесно связана с проблемами познаваемого. В рассматриваемых нами системах высшее познаваемое обусловливает человеческое познание, а само это познание обусловливает низшее познаваемое. Низшее познаваемое - мир.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|