Теория политической системы: подходы и интерпретации. Концепции Д. Истона, Г.Алмонда, К. Дойча. Структура и функции политической системы. Типологии политических систем.
Категория политической системы в современной политологии все больше вытесняет соотносящиеся с ней понятия государства и управления. Она свободна от сопутствующих правоведческих значений, характерных для государства, а также позволяет глубже исследовать неформальные политические структуры. С помощью этой категории можно исследовать на глобальном уровне взаимоотношения государства, из которых образована международная политическая система. С различными географическими, организационными, национальными составляющими. Положения из общей теории системы и системный подход были введены в оборот в политологии в начале 1950-х гг. в работах Парсонса, Истона, Алмонда. Но еще раньше можно обнаружить примеры применения систематизации. Сам подход политологи позаимствовали из кибернетики. Система в самом общем смысле – это сложноорганизованная целостность. Она состоит из элементов, каждый из которых переходит в разные состояния. Если элементы меняются, то составные части системы называются переменными. Части системы обязательно связаны между собой. Леви-Стросс описал свое понимание системы так: это ансамбль взаимозависимых элементов, если характер одного из них меняется – изменяются и другие отношения. Преобразуется весб ансамбль. Политическая система (в широком смысле) – это устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества. Эта система обладает 4 характеристиками: · она является универсальной, поскольку охватывает своим воздействием все общество · она осуществляет полный контроль над применением физического и иного принуждения
· ее право выносить обязывающие решения является легитимным · ее решения являются авторитетно-властными, несущим в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что люди подчиняются. Понятие политической системы обычно используется для обозначения всей совокупности отношений, охватывающей управление государствами происходящие в нем разнородные политические процессы.
Когда мы изучаем некую целостность, то помимо самой системы нужно выделять и среду, в которой она находится. Целостность познать нельзя, поэтому для нас это черный ящик, и видны лишь входы и выходы. Чтоб выяснить, что в черном ящике – нужно выявить элементы системы. Каждая система может рассматриваться как подсистема (например экономическая и политическая подсистемы в системе общества). Структура системы – это конфигурация ее связей (связи – особого рода отношении между элементами). Функции системы – это природа и содержание ее связей. Структурно-функциональный аспект Ласуэлл называет формулой. Но формула системы не исчерпывает ее организации. Еще есть программа системы – она обсуловлена всеми возможными состояниями системы. Поведение системы видно в ее взаимодействии со средой. Система может быть: - закрытой или открытой (открытая имеет взаимодействия и обмен со средой, а закрытая – нет). Закрытые системы – частный случай открытых.
Системный подход к изучению сферы политики впервые применил Т. Парсонс. Общество для него – это сложная система, состоящая из относительно автономных подсистем: экономической, политической, духовной и интегративной. Политика в таком контексте есть подсистема, которая по преимуществу сосредоточена на функциональной проблеме целедостижения. По мнению Парсонса могут изменяться лишь носители функций, но не сами функции, так как в ее основе заложены универсальные потребности бытия. Политика открыта для взаимодействия с тремя другими социальными подсистемами и с окружающей средой, которая включает в себя с одной стороны физическую среду, а с другой стороны, «высшую реальность». Идеи Парсонса придали новое измерение анализу политических отношений и процессов, которые позволили точнее определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.
Разработку системных подходов к политике продолжил Д. Истон («Категории системного анализа политики»). Если Парсонс стремился создать комплексную теорию социетального действия, то анализ Истона был сфокусирован на самой политической системе, упорядоченной и развивающейся по определенным правилам. Истон использовал в описании политической системы такой концепт, как «черный ящик». У ящика ест вход, на котором среда дает своего рода импульсы (на входе – требования и поддержка), а политическая система вырабатывает решения и реализует их – на выходе (решения и действия на выходе). Кроме того сама система регулирует производство и распределение социальных благ с помощью властных (прежде всего государственных) механизмов, а также упорядочивает политические отношения в обществе. Истон считал, что системный анализ политической жизни основан на тезисе о «системе, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны, а это значит, что для своего выживания системе следует как-то реагировать на эту среду. Это и порождает feedback loop, по сути, обратную связь, когда политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, адаптируется к внешним условиям функционирования. Истон: политическая система – совокупность взаимодействий, посредством которых ценности привносятся в общество. Окружение политической системы состоит из двух частей – интрасоциальной и экстрасоциальной. Первая состояит из трех систем, которые не являются политическими. Интрасоциаьные системы включают такие множества типов поведения и идей, как экономика, культура, социальная структура. Экстрасоциальное окружение системы включает системы, внешние по отношении к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества, суперсистемой.
Главные категории, используемые Истоном – входы системы и е выходы.
Тем не менее остается непонятным, что же происходит внутри этого «черного ящика»? Истон и Парсонс пока не ответили на эти вопросы. Сами функциональные структуры власти характеризовались лишь в общем плане. Однако благодаря системному анализу политическая власть перестала отождествляться с властью государства либо его отдельных институтов, воспринимать как в принципе непознаваемую сущность.
Подобная неконкретность отчасти была преодолена в работах Г. Алмонда, чей подход отличался от взглядов Парсонса и Истона. С точки зрения Г. Алмонда, политическая система – это разные формы политического поведения государственных и негосударственных структур: такие формы обусловлены не столько функциями некоей универсальной системы, сколько природой самих акторов социетального взаимодействия. В отличие от Истона, Алмонд больше сконцентрировался на взаимодействии политической системы со средой, а не на ее собственных структурных элементах. Базовым для его концепции является понятие роль. (А не институт, организация или группа). Именно от роли зависит содержание формальных и неформальных взаимодействий, вырабатывающих политическую культуру общества, которую Алмонд счел решающей для развития всего комплекса властных отношений. Алмонд видит главное интегрирующее начало не в институционализированных властных взаимодействиях, а в политической культуре, то есть во взглядах и позициях людей и их групп относительно политической системы и ее разных составляющих, в их мнениях о своей роли в ней. Алмонд выделяет три класса объектов, включенных в политическую систему: o Специфические роли и структуры – законодательные органы, исполнители и бюрократия o Ролевые обязанности – монархи, законодатели, администраторы o Конкретная общественная политика, решения (или обстоятельства, порождающие таковые)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|