Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Партийная система современной России: особенности формирования, подходы к определению типа.




 

Партийная система – это политическая структура, составленная из самостоятельных, но взаимозависимых элементов – партий. В каждой конкретной стране она характеризуется:

13. Количеством партий

14. Социально-политическими и правовыми условиями их деятельности

15. Типом электоральной системы и числом избирателей

16. Особыми параметрами: размером, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики

17. Реальными возможностями доступа партий к власти

М. Дюверже первым установил институциональную зависимость между способом голосования и конфигурацией партий системы, то есть числом партий и отношениями между ними в книге «Влияние избирательных систем на политическую жизнь» (1950), где он и сформулировал три «социологических закона»:

· Выборы по мажоритарной системе в один тур способствует образованию в стране двухпартийной (бипартизма) системы с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими только друг с другом.

· Мажоритарные выборы в два тура приводят к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в две коалиции.

· Пропорциональное представительство благоприятствует многопартийности, составленной из множества небольших организаций, которые вынуждены проводить коалиционную политику.

Классификация партийных систем по Дж. Сартори «Партии и партийные системы» (1976 ):

o Однопартийные (СССР, Куба), где фактически существует тотальный контроль одной партии, слившейся с госудасртвеным аппаратом

o Системы партии-гегемона (ГДР, Болгария) при формальном наличии зависимых партий-сателлитов, не влияющих на принятие решения

o Системы с доминирующей партией (Япония, Индия), где долгие годы, несмотря на множество партий, реально правит одна и та же партия.

o Бипартизм (США и Великобритания) – существует в основном в англосаксонских странах, где две основные партии чередуются у власти.

o Система умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий) с довольно фрагментированными партиями (Франция, Бельгия)

o Системы крайнего плюрализма (6-8 партий), где происходит поляризация партийного спектра и образуются сложные коалиции (Нидерланды, Финляндия)

o Атомизированные (свыше 8 партий) с рассредоточением политческого влияния и ролей (Малайзия)

Не всякую группу людей, объединенных общими интересами, можно называть политической партией. Вообще в переводе с латинского «партия» - это некая часть чего-то целого. Применительно к политическим партиям можно утверждать, что это часть некоего слоя людей. При этом достаточно организованная и активная часть, которая ставит своей задачей реализацию интересов определенной части общества. С этой задачей партия и стремиться к получению власти либо к участию во властных структурах. Совокупность же партий и отношений между этими партиями образуют партийную систему страны. При этом партийные системы различаются по количественному, то есть по тому, сколько партий существует в стране, а также по качественному составу. Именно эти качественные характеристики служат показателем тому, сформировалась ли партийная система или нет. Ведь в стране могут действовать несколько партий, может сложиться многопартийность, а политическая система так и не сформируется. Объяснением такому явлению будет наличие слабых связей между этими партиями, а также довольно зыбкая связь этих партий с государством и обществом. Поэтому следует выделить ключевые составляющие партийной системы.

Одной из основных качественных характеристик партийной системы является стабильность ее состава. Если хотя бы 70-80% политических партий неизменно являются участниками политических процессов в стране на протяжении достаточно длительного периода, можно говорить о стабильности партийной системы. Следующая характеристика – это ее активность, выражающаяся в постоянном представительстве интересов общества в органах государственной власти, выборность должностных лиц Умение партий идти на компромисс с другими участниками партийной системы – это третья важная черта. Также к ключевым качественным характеристикам относятся способность партий выживать в сложных, порой даже кризисных, условиях, а также наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование политических партий.

Партийная же система России складывалась довольно не просто. Большое количество политических партий, возникавших в стране в 1990-е, представляли собой структуры, практически не имеющие ничего общего с организациями, выражающими интересы общества. Малорезультативными были и попытки заимствовать партийные системы и принципы партийного строительства у Запада. Новый этап в становлении партийной системы России наступил с принятием Конституции 1993 года, которая законодательно закрепляла право граждан на свободу создания общественных объединений, а также принцип многопартийности на основе плюрализма.

Совокупность качественных характеристик партийной системы позволяют точно сказать, сформировалась ли многопартийность в партийную систему или она так и продолжает представлять собой просто сумму несвязанных между собой политических партий. Этот факт становится очень важным в структурировании партийной системы, потому что главной задачей партийных систем в демократических республиках становится «делегирование народом его властных прав соответствующим государственным структурам через институт демократической избирательной системы» [2]. А значит, любые проблемы в структурировании партийной системы приводят к сбою в ее работе. Но несмотря на знание этих проблем, еще практически никогда не удавалось их избежать. В этой сфере Россия не стала исключением. Партийная система в нашем государстве только начала складываться, а потому влияние ее на формирование государственной политики остается ограниченным и незначительным.

На сегодняшний день изучением проблем становления партийной системы России активно занимается Ю. Коргунюк. Он считает самым спорным периодом в определение период с 2000 года. А потому в своей работе мне бы хотелось рассмотреть проблемы структурирования партийной системы в промежуток 2000-2009 годов.

Глава 1. Партийные системы. Структура.

Нередко можно столкнуться с путаницей в словах «многопартийность» и «партийная система». Но эти слова вовсе не являются синонимами. Скорее «партийная система» - «это только верхушка того айсберга, который именуется многопартийностью» [3]. Понятие партийной системы рассматривает лишь один аспект многопартийности – ее влияние на формирование государственной политики. Если, например, речь идет о бипартийной системе в государстве, это вовсе не подразумевает существование в стране только этих двух партий. Просто лишь две партийные структуры оказывают реальное влияние на принятие государственных решений. Яркий пример тому Великобритания. Кроме Лейбористской и Консервативной партий там существует и Либеральная, но о ней мало, кто знает, потому что она не имеет такой силы, такого авторитета и такой поддержки, как две, борющиеся за власть. Это вовсе не означает и того, что такие партии исключены из общественной жизни. Они не связаны с непосредственным влиянием на формирование государственной политики, но на их долю выпадает ряд других, не менее важных, функций. Эти партии создают среду для тех других, которые и составляют партийную систему.

В идеале партийная система придает стабильность политическим институтам. Она является гарантом того, что властные органы в своей деятельности будут руководствоваться общественными интересами, а не соображениями личной выгоды. Партийная система служит ограничителем влияния лоббистских группировок и отдельных личностей на принятие государственных решений.

Любая партийная система предполагает наличие правящей партии или коалиции партий, а также наличие ее оппозиции, которая может включать как одну, так и несколько партий. Они работают по определенной схеме. Правящая партия формирует правительство и контролирует его деятельность, оппозиционные же лишь ждут момента, когда смогут сменить своих конкурентов. Правящая партия стремится нацеливать государство на решение актуальных проблем. От успешного выполнения этой задачи зависит устойчивость правящей партии. В случае провала место правящей занимает оппозиционная партии и стремится к решению тех же актуальных проблем, но уже в интересах противоположной стороны. Чем привычнее для партийной системы смены правящих и оппозиционных партий, тем эта система более развита. Если же поражения терпит и правящая партия, и ее оппозиция, возникают условия для появления на политической арене третьей силы, которая станет основой партийной системы.

Теоретически полное отсутствие правящей партии приводит к отсутствию политической системы, а отсутствие оппозиции к отсутствию многопартийности. Но в действительности в особых случаях партии могут отходить от деления на правящие и оппозиционные внутри партийной системы, то есть они будут переходить от соревновательной к консенсусной модели организации партийной системы.

Что касается классификации партийных систем, то здесь в основу ставится критерий количества партий. Французский политолог Морис Дюверже, являющийся основателем количественной классификации партийных систем, останавливается на трех типах: однопартийная, двухпартийная и многопартийная. Но эти модели носят, как бы назвал их Вебер, характер идеальных типов. Недостаток подобной классификации в том, что она линейна и одномерна и не отражает структуру партийных систем, потому сводит в одну группу довольно разнящиеся типы. Дополнил и немного видоизменил эту классификацию французский политолог Ж.ан Блондель. Он предложил учитывать не только количество партий, но и их потенциал, потому он выделил три группы партийных систем: традиционные однопартийные, мобилизационные однопартийные и системы с более, чем одной партией. В третьей категории Блондель выделил еще три вида партийных систем: двухпартийные, где ведущую роль играют лишь две крупнейшие партии; «двухсполовинопартийные», где в конкуренцию между двумя партиями вмешивается еще и третья, которая будучи меньше, чем две другие, все же обладает неплохим коалиционным потенциалом; многопартийные с доминирующей партией и многопартийные без доминирующей партии. Еще более значимым был подход американского философа Джовани Сартори. Его классификация основывается на количественных показателях, но с учетом характера взаимосвязи между партиями. Сартори выделяет семь типов партийных систем: однопартийные, гегемонистская, где присутствует партия-гегемон, а остальные выступают в роли сателлитов, доминантная, двухпартийная, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма и атомизированная партийная система. Но даже такая детальная классификация Сартори оставляла пробелы, в которые попадали отдельные виды партийных систем. Сартори оставлял в стороне от своей классификации те, партийные системы, где партии не участвуют в формировании правительства. Он выделял их в особую группу – «атомизированный мультипартизм». При этом подобные системы Сартори рассматривал как этап к «экстремальному мультипартизму». Но в истории не всегда атомизированная система переходила в мультипартизм. Бывало и так, что она трансформировалась в однопартийную систему или в систему, где партии – «атомы» упорно отодвигались на второй план всего политического процесса. Между этими двумя видами выделяют и промежуточный тип – незавершенные партийные системы. Они фрагментированы, а потому достаточно неустойчивы. Тем не менее подобные партийные системы предотвращают разрушение политического организма. Ввиду периферийного положения партий в этой системе, они перестают быть ответственными перед кем-то, а значит, могут позволить себе совершить ошибку. Ведь ошибка одной партии не приведет к разрушению другой.

К категории незавершенных партийных систем относят флуктуационные, периферийные и «псевдопартийные» [4] системы. Флуктуационные партийные системы возникают в периоды революционных взрывов. Но для них характерно отсутствие признаваемого всеми центра власти. Как правило, за место в этом центре разгорается борьба, которая приводит к устранению флуктуации. Обычно подобные партийные системы недолговечны. Они трансформируются либо в однопартийные системы, либо в системы экстремального плюрализма. В периферийных партийных системах партии практически не оказывают никакого влияния на исполнительную власть. Ярким примером такой системы может служить Россия 1905-1907 годов, когда исполнительная власть была в руках монарха. А потому партиям доступ к влиянию на исполнительную власть был закрыт.

 

Глава 2. «Псевдопартийность» системы.

Нерассмотренным остался последний тип незавершенных партийных систем - «псевдопартийные» системы. Характерной особенностью этого типа является «перевернутый характер отношений между партиями и властью» [5]. Теоретически партийная система состоит из правящей партии и оппозиционных партий, которые периодически сменяют друг друга. В данных же партийных системах на месте правящей партии - «партия власти», которая не участвует в формировании правительства. Она «является творением правящей бюрократии и ее послушным орудием» [6]. В таких партийных системах исполнительная власть всеми силами пытается поставить парламент под свой контроль. Как правило, «партии власти» всегда обеспечена победа на выборах. В итоге, полезность партий как института никто не отрицает. Вводя пропорциональную избирательную систему, им даже создают некие привилегии. При этом партии продолжают определять лицо представительной власти, не оказывая влияние на формирование и деятельность правительства, являющегося огромным полем для бюрократии. Подобное описание напоминает ситуацию в современной России.

Хочется отметить, что «партия власти» считается чисто российским феноменом, который символизирует поддержку властных структур со стороны специально созданных блоков и движений, перерастающих в политические партии. Начиная еще с выборов 1993 года властная элита пыталась упрочить свои позиции с помощью подобных партий. В 1993 году – это был «Выбор России» Гайдара, в 1995 – «Наш дом – Россия» Черномырдина, в 1999 – «Единство» и «Отечество - вся Россия». Затем партией власти стала «Единая Россия». К 2000 году была очевидна сложившаяся в стране атомизированная партийная система, состоящая в основном из вождистских и столичных партий, почти не связанных с регионами. Такая система не вызывала доверия граждан и отнюдь не способствовала появлению зрелой партийной системы. Закон «О политических партиях», принятый в 2001 году сократил число партий (в 2007 году, например, перерегистрацию прошли всего 17 партий). В 2003 году была попытка дать возможность победившей партии сформировать правительство[7], но после выборов в Государственную Думу в 2003 идея так и не была реализована. Отсюда видно, что несмотря на активные попытки изменить существующую партийную систему, ее окончательное складывание пока так и не произошло.

Псевдопартийность становится основной проблемой структурирования партийной системы в России. Между тем не стоит путать псевдопартийную систему с однопартийной. Положение в современной России с ее огромным количеством партий, которые пока пускай и не играют значимой роли в государственных делах, но, как уже говорилось, они становятся транслятором интересов различных групп людей в других сферах общественной жизни, не может именоваться однопартийностью. Скорее с определенной степенью вероятности можно говорить, что подобная псевдопартийная система может трансформироваться в однопартийную или гегемонистическую. Но говорить о такой ситуации сегодня пока рано. Ведь если сравнивать однопартийную систему СССР с современной ситуацией в стране, надо сказать, что тогда партии принадлежала вся полнота власти. Она решала вопросы во всех сферах жизни страны и ее населения. Сегодня же «Единая Россия» не управляет даже своей кадровой политикой, поэтому мы имеем дело с псевдопартийностью. Но это вовсе не значит, что она не является проблемой. Просто сама по себе незавершенная партийная система, к которой относится псевдопартийность, является переходной. А куда пойдет процесс, непонятно. С одной стороны, страну ждет сильная партийная система, а с другой, деградация до полной беспартийности. На мой взгляд, многое будет зависеть от «партии власти». Ведь если посмотреть, что происходило в 1999 году, когда наблюдался переход к псевдопартийности. С декабря 1999 по весну 2001 года партия власти расколота, лишь спустя год после избрания В.В.Путина на должность Президента РФ – с весны 2001 и до 2003 (т.е. до выборов в Государственную Думу РФ III созыва) – Кремль все-таки преодолевает этот раскол: «Единство» и «Отечество – вся Россия» слились в единую партию – «Единая Россия». А уже на выборах 2003 года единороссы получили конституционное большинство.

 

Глава 3. Проблемы партийной системы России как результат ее незавершенности.

На выборах 1999 года победа партии власти ознаменовала переход к псевдопартийности. Впервые в современной России такого рода партия получила большинство в Государственной Думе. Это открыло дорогу институту президентства. Как бы не называлась пропрезидентская партия, она остается под покровительством президента. Просто наибольшую силу пропрезидентская партия власти получила после 2003 года. В свои первые годы на посту президента В.В.Путин еще не мог использовать всю силу института президентства. В 2003-2007 годах «Единая Россия» оказалась вне конкуренции, так как президент, который пользовался доверием большинства граждан России, поддерживал эту партию. А принятый в 2005 году закон «О выборах депутатов ГД РФ», поставивший семипроцентный барьер для прохождения в ГД для других партий, еще больше усилил доминанту единороссов. Таким образом, мы видим, что псевдопартийность порождает проблему вытеснения конкурентов. А весь избирательный цикл 2003-2004 годов увенчался централизацией власти и усилением государственного контроля. Все это порождало слабость партийной системы. Она становилась жесткой, но совершенно не способной к адаптации. Таким образом, оппозиция, которая является ключевым элементом в структуре партийной системы, в России просто отсутствует. И это еще одна проблема структурирования партийной системы.

Для того чтобы изменить сегодняшнюю ситуацию, необходимы партии, готовые встать во главу этих перемен. «Единая Россия» же, которая прежде всего использует административный ресурс, неспособна этого сделать. Она отражает интересы государственного аппарата и является объектом притока финансового капитала, а потому не подлежит реформированию. Правда, зачастую партийное руководство забывает, что «деньги не обеспечивают партийно-политического выстраивания умов». Изначально становясь средством поддержки партийной структуры, они затем превращаются в средство подпитки ее жизнеспособности. Партия не может существовать без этих средств, а потому вынуждена ради денег идти на любые сделки. Подобная финансовая зависимость также становится проблемой структур партийной системы. В то же время недостатки финансирования также становятся веским ограничителем. Например, в силу подобных обстоятельств такие партии, как «Яблоко» и «СПС» остаются зажатыми. Мелкие же партии без ресурсов не имеют рычагов реального воздействия.

Истинное структурирование должно быть создано лишь идеологией. Для того чтобы система работала необходим некий заряд, чтобы управлять совершенно разными массами. Многие люди выступают за сочетание концепции социальной справедливости, демократических ценностей, рыночного развития и поддержки курса на усиление государственности. Подобный заряд и есть идеология. Сегодня в России нет единой идеологии. Единороссы не имеют и не могут иметь своей идеологии. А поскольку в партийной системе весь базис закладывается именно под «Единую Россию», то и вся партийная система лишена идеологии. Более того с приходом на пост президента Д.А.Медведева и формированием правительства В.В.Путина доминантное положение в государстве оказалось в руках у исполнительной власти. С этого момента правительство всячески стремится поставить под свой контроль парламент. Это новая цепочка усиления псевдопартийной системы России.

Заключение.

Незавершенность партийной системы является ее основной проблемой, которая влечет за собой проблемы структурирования, где перевернуты отношения между партиями и властью. Изначально партии и вся партийная система призваны выражать интересы народа перед государственной властью. В современной же России лидирующая партия есть инструмент власти. В этом заключается основная структурная проблематика. Партийная система в каком-то смысле получается субъективной. С одной стороны, партии призваны отражать и защищать интересы отдельных групп людей, а на деле получаем, обратную сторону: получив чрезмерное количество доступности, партия власти становится регулятором всего политического процесса в государстве. На сегодняшний день «Единая Россия», как партия власти, вряд ли готова к кардинальным переменам в партийной системе и в государстве вообще. Но вот если же в стране появится новая политическая сила, то результатом этого «станет постепенная поляризация политического пространства, сопровождаемая таянием «партии власти» и растеканием ее составляющих по разным полюсам» [8]. Это будет единственная возможность избавиться от «псевдо-» и стать полноценной партийной системой.

Эксперты не раз высказались по поводу того, как должна выглядеть партийная система в России. Они считают, что для РФ подходит неограниченная многопартийность, то есть такая система, которая допускает существование неограниченного количества партий, при этом без вмешательства государства в формирование партийной системы; двухпартийная система, гарантирующая стабильность и преемственность; ограниченная многопартийность, сводящаяся к существованию 5-6 партий, основывающихся на поддержке широких слоев населения. При этом сравнительно небольшое количество экспертов (2%) [9] выступили в качестве сторонников однопартийной системы. Это еще раз доказывает, что Россия склонна к многопартийности и к плюрализму. Другое дело, как его достичь. Наверное, на этот вопрос даст ответ та третья сила, которая придет, чтобы исправить существующие ошибки и решить наболевшие проблемы. Лишь тогда партийную систему в России можно будет назвать подлинной.

 

Политическая система России, несмотря на присущий ей плюрализм (нынешняя Дума сформирована 4 партиями: КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Единая Россия»), является системой с доминирующей партией. В этой роли представлена так называемая партия власти «Единая Россия» (64,30 %), в то время как остальные партии являются институциональным оформлением формального плюрализма. Суть «Единой России» сводится к обеспечению парламентского большинства исполнительной власти. Остальные партии не могут влиять на принятие тех или иных решений даже путем образования коалиции. Запрещение избирательных блоков, повышение проходного барьера в Думу, вкупе с занятием членов партии Единая Россия всех ключевых постов в исполнительной власти и «пропрезидентские» позиции делают ее доминантной силой в отечественном политическом процессе.

Партийная система России за 17 лет своего существования проделал путь от многопартийности и плюрализма к системе с доминирующей партией.

Партии:

В партийной системе действуют партии: КПРФ (ориентация: «левые»), «Справедливая Россия» («левые-лентр»), «Единая Россия» («центр»), ЛДПР («центр-радикалы»).

КПРФ

имеет сеть первичных организаций, деятельность которых осуществляется по территориальному признаку – «городские и районные комитеты компартии существуют в административных образованиях». Материально-техническая и финансовая базы партии пополняются за счет членских взносов, а также добровольных пожертвований граждан и организаций.

Идеологическая направленность КПРФ социалистическая, левая, но в последнее время она сместилась в строну радикализма из-за специфического отношения к миграции и наличия ярких запоминающихся лозунгов.

Электоральная база КПРФ – пенсионеры, бедные слои населения, радикальная молодежь. Динамика электоральных предпочтений отрицательная.

«Единая Россия» - партия монополист.

Идеологическая направленность консерваторы, «центристы»

Электоральная база размытая из-за стремлений к максимизации голосов (все жители РФ), что присуще массовым партиям. Динамика электоральный предпочтений положительная.

Успех партии можно объяснить тремя причинами:

1. Символический характер. Партия создавалась как отождествление себя с президентом РФ – Владимиром Путиным, теперь – Медведевым. воспринимается

2. Команда профессиональных политологов и политтехнологов, а также видимая поддержка Кремля. Заместитель главы Администрации Президента РФ, Владислав Сурков является главным идеологом партии, что означает наличие тесных связей с Администрацией.

3. Изменения в избирательном законодательстве, предусматривающем отмену одномандатных округов и переход на пропорциональную систему выборов. Это электоральная ориентация на регионы, или переводя на язык СМИ – наличие «паровозов».

Численность партии около 2 млн членов

Ставка на молодежь. Партия также тесно сотрудничает с прокремлевскими молодежными организациями – «Наши» и «Молодая гвардия», в основу которых заложена идея национальной терпимости.

Справедливая Россия

Партиясоциалистической («левые + центр») направленности. Позиционируется как партия социальной справедливости в национальном государстве: «Мы — современная политическая партия, ставящая своей целью построение в России сильного социально ориентированного справедливого государства», что особенно важно для установления диалога с массами. Апелляция к конкретному человеку.

Проспективная ориентация«Думать о завтрашнем дне надо уже сегодня» и декларативная форма донесения программных установок

Структура партии строится так же, как и ее оппонентов на основе территориального признака.

Партия имеет региональные и местные подразделения. О наличии первичных организаций информация отсутствует

Программа, она же политическая платформа «Справедливой России» имеет размытый характер, за счет апелляции ко всем слоям населения, что делает непонятной ее идеологическую направленность, а также затрудняет определение ядра электората.

ЛДПР

Партия ЛДПР – это действительно партия одного человека – лидера.

«ЛДПР строится по территориальному признаку: создаются и регистрируются региональные отделения, могут создаваться и регистрироваться местные отделения, могут создаваться первичные отделения в соответствии с действующим законодательством и Уставом».

Члены ЛДПР – завсегдатаи светских тусовок, ток-шоу. Так, лидер ЛДПР, Владимир Жириновский часто приходит на телевидение принять участие в программе Владимира Соловьева «К барьеру» и «Воскресный вечер», а также к Андрею Малахову в передачу «Пусть говорят»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...