Демократизация и демократический транзит: понятия, модели, стратегии политических акторов.
В политологии довольно популярна теория волн демократизации, согласно которой современные институт демократического правления – полиархии – утверждались тремя этапами, причем на каждом этапе этот процесс затрагивал разные страны, а за расширением ареала демократии (подъемом демократизации) следовало его некоторое сокращение (откат демократизации). Хронология по С. Хантингтону: 6. Первая волна – 1828-1926 гг. – нарастала со второй половины 19 века и достигла пика незадолго до завершения Первой мировой войны. Спад 1922-1942 гг. 7. Вторая волна – 1943 – 1962 гг. – была стимулирована победой союзников во Второй мировой войне и процессами деколонизации, длившимися до 1960-х гг. Спад в 1958-1975 гг. 8. Третья волна – подъем с 1974 гг. с падения авторитарных режимов в Португалии, Испании и Греции. Далее она распространилась на часть Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Эквадор, Гватемала, Панама, Чили), Восточную Азию, бывшие государства СССР и страны Центральной и Восточной Европы. Условия демократии: a. сформировавшаяся национальная идентичность и государственное единство, то есть наличие нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества. b. в качестве дополнительного условия демократизации отмечают уровень экономического развития, к экономическим предпосылкам которого относят: продвинутую индустриализацию, распространенную урбанизацию, высокую грамотность, определенное благосостояние и достаточное развитие СМИ, С.М. Липсет писал: чем зажиточнее государство, тем больше у него шансов сохранить демократию- ведь капиталистическое экономическое развитие приводит к социальной дифференциации, что является основой для создания гражданского общества, а следовательно, для плюралистической конкуренции. Однако экономическое развитие – это сама по себе предпосылка, а не гарантия демократии.
c. также причисляют и наличие культурных условий, прежде всего относительной распространенности ценностей и установок, преодолевающих коллективистский и патриархальный типы политического мышления, и ориентированных на индивидуализм, рационализм и демифологизированное мировосприятие. Ф. Хайек: если в обществе преобладают коллективистские настроения, то демократии неизбежно приходит конец и она уже никогда не возникает. Ни одно из этих условий не является ни необходимым, ни достаточным для перехода к демократии. В процессе перехода - или транзита – к демократии обычно разделяют три стадии: либерализацию, демократизацию и консолидацию. Либерализация – это процесс закрепления некоторых гражданских свобод без преобразования аппарата власти. Несмотря на определенную свободу, сама система пока еще не меняется и сохраняет недемократические черты. Авторитарный режим ослабляет свой контроль. Иногда инициативу к либерализации проявляет сам режим, а зачастую эта инициатива идет снизу – вследствие давления масс. Либерализация приводит к тому, что возникают несовпадающие мнения относительно дальнейшего развития государства и общества, различные интересы начинают сталкиваться. Группировки расколотой верхушки заключают формальное соглашение – пакт – об основополагающих принципах политического поведения. С этого и начинается стадия демократизации, на которой главным становится институционализация – то есть внедрение новых политических институтов. вступающие в явное или тайное соглашение стороны демонстрируют способность отказаться от некоторых своих принципов. Следовательно, основной смысл пакта – это «согласие быть несогласным». Следующее важное обстоятельно – это легитимизация пакта: присоединение к нему новых групп, а также молчаливая, косвенная или во всяком случае односторонняя поддержка более широких кругов общества, заинтересованных как в продвижении реформ, так и в сохранении порядка. Легитимизация пакта и его последующее развитие дают возможность для проведения основополагающих выборов. Их ключевой аспект – приобщение (или сохранение приобщенности) к власти всех главных участников пакта в не зависимости от результатов выборов, которые определяют только меру и степень относительного доминирования победителей. Основными характеристиками выборов должны быть состязательность и представительность (Т. Ванханен)
Принципиально важным оказывается закрепление продвижения демократизации, связанное с основополагающими выборами. Сделать это можно только путем повторения выборов по тем же правилам и в конституционно установленные сроки по меньшей мере несколько раз.. После этого можно говорит о вступлении демократизации в ее завершающую фазу и о консолидации уже собственно современной демократии. До достижения этой стадии ни один режим, как бы ему не хотелось провозгласить себя демократическим, в полном смысле таким быт не может, а является переходным (транзитным). После достижения этапа консолидации формальное обозначение политической системы как демократической отнюдь не останавливает развитие по этому направлению. Современная демократия по самой своей природе – соревновательной, плюралистической, исполненной альтернатив и начинаний – всегда «завершенный проект».
Стадии перехода к демократии (По З. Бжезинскому) • Первая (1-5 лет) стабилизация экономической системы, трансформация политической – установление основных демократических институтов. • Вторая (3-10 лет) – экономические реформы, постановка задачи политической стабилизации, разработка законодательной базы, децентрализация системы управления, укрепление демократической коалиции. • Третья (5-15 лет) – консолидация политической системы, стабилизация экономического роста без поддержки государством, формирование прокапиталистического лобби и предпринимательской культуры.
Типы переходных стратегий • Стратегии перехода зависят, прежде всего, от имеющейся расстановки политических и социальных сил (как в стране, так и в мире); определяющим фактором является положение реформаторов и то, какие слои населения они представляют. • «Шоковая терапия» - комплекс радикальных мер по переходу к рыночным отношениям (либерализация цен, приватизация убыточных гос. предприятий). Образцовый пример – Польша; • «Градуализм» - стратегия перехода, основанная на опоре на производство и поступательные экономические реформы. o Новый «план Маршала» - целенаправленное выделение специальных и масштабных ассигнований, направленных на восстановление и развитие экономики, в первую очередь – через внешнюю торговлю. Политический переход также осуществляется через стабилизацию системы извне (Япония после второй мировой); o Альтернативная (социалдемократическая) стратегия – предполагает подготовку общества (через социальную политику) к проведению экономических реформ. Важнейшие составляющие - опора на предпринимательскую инициативу и охрана института политического представительства. • Реформа через обмен: при достижении компромисса между различными сегментами. • Реформа «снизу»: смена режима в результате давления масс или контрэлиты на старую элиту, используя компромиссные стратегии (забастовки, демонстрации). Грузия, Украина. • Революция: силовые стратегии со стороны правящей элиты и со стороны контрэлиты; принимают участие массовые акторы. Происходит в условиях мобилизации масс.
Тоталитарная система по сравнению с демократической устроена более примитивно и потому менее адаптивна (менее устойчива) • Государственное управление: отсутствие разделения властей; однопартийность вместо многопартийности; механизмы влияния на процесс принятий решений менее разнообразны и менее институционализированы и пр. • Экономика: механизмы регулирования плановой экономики значительно примитивнее механизмов регулирования рыночной экономики (вместо сложнейшей системы долгосрочных и краткосрочных обратных связей в плановой экономике имеется лишь примитивная система долгосрочных обратных связей)
• Социальная структура: неоформленность многих групп интересов; неразвитость сети негосударственных организаций; отсутствие целых групп профессий (например, политологов, а также иных достойных людей) • Информационная система: примитивная система информационного взаимодействия (обмена информацией) между отдельными общественными группами и организациями; меньшая плотность информационных потоков; меньшее разнообразие информации
Динамика политических сил Многопартийная система (появление плюрализма) • Возможность официальной регистрации различных партий • Наличие не менее двух жизнеспособных партий, способных действовать на всех уровнях государственной власти • Проведение выборов на многопартийной основе Стиль работы органов законодательной и исполнительной власти - открытость и прозрачность Суды • Справедливое и беспристрастное судопроизводство • Отсутствие политического контроля и давления на суды
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|