Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демократические политические режимы: признаки, формы, типологии. Полиархия (Р. Даль), сообщественная демократия (А. Лейпхарт).




Понятие современной демократии как совокупности политических режимов, обладающих одинаковыми или сходными характеристиками, включает не только ее нормативные определения как системы политического правления, опирающегося на ряд фундаментальных принципов, но также и мировоззренческие подходы к отношениям между людьми.

Наиболее последовательно различение идеалов и институционального оформления демократии проводит Роберт Даль. Он предложил для обозначения институциональных решений фактически реконструированное им понятие полиархии. Полиархия – много главных, многовластие.

Элинны рассматривали это понятие в негативном смысле – как некоторый разброд в стане властвующих, рассогласованное правление. В современном же контексте, оно напротив подчеркивает политический плюрализм и способность институтов нынешней демократии обеспечивать взаимодействие и координацию (согласование) интересов индивидов и групп без утраты их самостоятельности и принципиального равенства.

А. Пшеворский – определенность процедур при неопределенности результатов: придавая большое значение процедурам и способностям гражданина, предъявляя ей ним весьма жесткие требования, демократия не гарантирует определенности результатов. В неопределенности результатов заключается основная слабость демократии – в данной системе не может быть органически присущих ей механизмов, полностью предохраняющих от прихода к власти авторитарных и тоталитарных группировок. Главные препятствия этому – в демократической делиберации (постоянной самокритике и самоочищении демоса, то есть совокупности граждан), в вовлечении потенциальных противников демократии в политическую дискуссию. Демократическая делиберация – это постоянно возобновляемый процесс поиска, оценки и переоценки принятых политических решений и их альтернатив, означает потенциальный отказ от приданию любому решению статуса абсолютно истинного, что открывает возможности для его дальнейшей коррекции. Этот принцип позволяет максимально полно учитывать разнородные интересы в политике. Изменения в политической системе и окружающей среде. Дж. Сартори – селективная полиархия.

Р.Даль – 7 основных характеристик полиархии:

a. выборные должностные лица

b. свободные и честные выборы

c. всеобщее голосование

d. право претендовать на выборную должность

e. свобода слова

f. альтернативная информация

g. независимость самоорганизации

 

Институциональные принципы полиархичекого режима:

· Правление большинства и уважение меньшинства – правление не обязательно приводит к решению, предпочитаемому им самим. Чем надежнее защищены права и интересы меньшинства, тем эффективнее правление большинства, а сама демократия более стабильная и приближена к политическому идеалу. Если права меньшинства не гарантированы демократическими установлениями, то почти наверняка группа большинства будет подавлять права отдельных меньшинств, как к примеру это было с афроамериканцами или индейцами в Латинской Америке.

Дж.Сартори определяет демократию как систему правления большинства, ограниченную меньшинством.

Принцип пропорционального представительства служит для учета интересов территориально разрозненного меньшинства. Этой цели служит и консоциативная (сообщественная) демократия.

· Политическое и правовое равенство граждан – политическое равенство граждан – это одинаковые возможности в приобретении знаний, статуса, нужных для получения власти, равные права, равный доступ к ресурсам власти.

· Легитимизация власти – система полиархии в целом подвергается проверке и критике с помощью демократической делиберации, а также формальных процедур (выборов, референдумов).

· Представительный характер власти – этот принцип связан с легитимизацией. Предполагается, что граждане делегируют свои властные полномочия выбранному ими лицу, которое и осуществляет их от имени избирателя.

· Выборность властей – это форма реализации принципа представительства. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирателей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой. Выборы могут проводится не только в демократических режимах, но лишь демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью.

· Плюрализм и свобода политической деятельности – современная демократия должна быт плюралистичной. Даль: монизм – это идеальная система для авторитаризма и не может быть идеалом для демократии. Сартори: плюрализм- лучшая основа, на которой принцип ограниченного большинства, уважающего права меньшинства, способен быть легитимизирован и сохранен.

При демократической организации взаимодействия между обществом и властью появляется присущая только этой системе неизбежность регулярного обновления правящей элиты и проводимой ею политики. Если такое обновление происходит в ненасильственных формах, то общество не подвергается потрясениям из-за периодических кризисов власти.

Модели демократии:

Максимум свободы для возможно большего числа индивидов. Цель – достижение предельного разнообразия, привлечение наивысшего количества людей к социальной жизни и распределению общественного продукта.

o Охранительная демократия – это система конституционной демократии, действующей в рамках формальных и неформальных правил, ограничивающих власть государства. Такой подход гарантирует политические и гражданские свободы, а также равенство всех перед законом. Сторонниками этой концепции являлись представители утилитаризма – И. Бентам и Дж. Милль, которые исходили из идеи защиты индивидуальных интересов с помощью обеспечения всеобщего права голоса.

o Развивающая демократия – эта модель в основном разработана Ж.-Ж. Руссо, для которого демократия была средством достижения свободы индивидов и личной автономии. Но свобода означала подчинение общей воле. Руссо верил, что общая воля представляет собой истинную волю каждого гражданина, причем подчиняясь общей воле, человек тем самым покоряется своей подлинной природе. А значит, остается таким же свободным, как и раньше. Еще одним сторонником этой модели демократии стал Дж. Стюарт Милль, который полагал, что, участвуя в общественной жизни, граждане начинают лучше понимать политические процессы и достигают высокого уровня развития личности. Демократия была для него важна прежде всего своей образовательной ролью.

o Марксистская демократия – отличается от либеральных тем, что рассматривает парламентскую демократию всего лишь как форму буржуазной, или капиталистической, демократии. Марксисты считали, что свободное развитие всех достигает через свободное развитие каждого. Свободу же можно получить только после прекращения эксплуатации и установления полного политического и экономического равенства. «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Маркс называл подлинной демократией – безгосударственный строй. Марксовы размышления о демократии были продолжены В. Лениным.

o Партиципаторная концепции, сторонниками которой являются К. Пейтман, К.Макферсон, Дж. Циммерман, Н. Боббио, П. Бахрах, К. Гулд. По сути, эта модель возвращает нас к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Они считают важнейшим условием демократического участия и его распространение – социальное равенство.Необходимость политической активности большинства объясняется тем, что снижение уровня их участия в итоге приведет к «тирании меньшинства» (элиты). Противостоять авторитарному давлению сверху может только сильная власть снизу. Идеальное партиципаторное общество характеризуется прямым вовлечением граждан в управление без посредников ключевыми политическими и социальными институтами, подотчетностью лидеров рядовым членам и высшей степенью демократической легитимности. Механизмы партиципаторной демократии – референдум, инициатива, отзыв.

o Элитарная концепция – приверженцы этой модели делят общество на правящее меньшиство (элиту) и невластвующее большинство – массу. Масса не интересуется политикой, не обладает необходимыми знаниями и полной информацией, не умеет принимать правильные решения, поэтому она добровольно передает элите право руководить политическим процессом. Родоначальником этой концепции считается Й. Шумпетер – «теория соревнующихся лидеров». Демократия для Шумпетера – это не цель, а всего лишь один из политических методов. В соответствии с демократическими методами к власти приходит партия, получившая наибольшую поддержку избирателей, отвечающая их «спросу». Выборы – это лишь средство, которое заставляет элиту ощущать свою ответственность за политические решения. Демократия по Шумпетеру, это институциональное устройство для принятия политических решений. Соревнования между потенциальными лидерами – это отличительное свойство элитарной демократии, при которой все (но только в принципе) свободны конкурировать друг с другом на выборах, поэтому нужны определенные гражданские права.

o Плюралистическая концепцияполитика рассматривается как конфликт между группами интересов в поле их политической борьбы, где решения принимаются на основе компромисса ради удовлетворения максимального объема интересов. Такая демократия представляется не как власть народа, а как власть с согласия народа. Основное предназначение демократии – защита требований и прав меньшинств. Главная характеристика этой модели – соревнования между партиями во время выборов и возможность групп интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды. Такая модель сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию масс (отклонение масс), так как политическое пространство насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов.

Критика этой модели:

· лишь небольшое число людей формально являются членами каких-либо групп, значит, все равно интересы всех граждан не представлены

· группы интересов способны стать настолько мощными, что весь политический процесс превратиться в компромисс, удовлетворяющий только интересы сильнейших групп, требования всех граждан снова останутся без внимания.

· развитие группового представительства интересов отводит гражданину пассивную роль, что может привести к появлению государства «политических зрителей», которые в итоге утратят контроль над системой.

Гари Экстайн – автор концепции конгруэнтности (соответствия) моделей власти – образцы политического повеlения формируются не только в политических отношениях, но и в школе, семье, экономических и общественных организациях. Существует полная конгруэнтность – когда модели власти во всех сферах идентичны – и неполная – когда модели власти в разных сферах только похожи друг на друга. Полная конгруэнтность, очевидно, не подходит для демократии, в некоторые сферы просто не могут быть демократизированы. Неполная же конгруэнтность может быть достигнута, но в этом случае модель политического управления перестанет быть чисто демократичной и будет иметь элемент здорового авторитаризма, что позволит принимать эффективные политические решения.

 

Типология демократических полит система А.Лейпхарта

Параметры:

· степень однородности / неоднородности общества (по оси абсцисс)

· поведение элит: сотрудничество / соперничество

(схема)

 

  Однородное общество Расколотое общество
Сотрудничество элит Деполитизированная дем. Сообщественная демократия
Соперничество элит Центростремительная дем. Центробежная демократия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...