Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический режим: подходы к определению понятия, различные типологии и примеры их применения в эмпирических межстрановых исследованиях.




В политической науке для описания социального характера и способов функционирования властного порядка, включая отношения управителей и управляемых, а также для выявления методов эффективности властвования в целом используется понятие политического режима.

В политологии распространены два подхода к определению политического режима: правовой и социологический. В первом случае объяснение сводится к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования власти. Тем самым понятие политический режим сближается по смыслу с формой правления государства, его конституционно-правовыми основаниями. Согласно формально-правовым принципам выделяют режимы демократические и автократические. В рамках данного подхода оказывается важным анализ отношения государства к провозглашенным законодательно нормам, а также внутренний механизм институционального взаимодействия органов государственной власти.

Более современный социологический подход к интерпретации политических режимов опирается на иные критерии.

 

Формула Мориса Дюверже сводится к тому, что политический режим – это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой – способы политического участия партий групп интересов.

По классификации Мориса Дюверже, политические режимы могут быть явными и авторитарными; демократическими, автократическими, монократическими (диктаторскими); директорией (коллективное правление), комбинированными.

Пример:

президентская демократия(США), парламентарная демократия (Великобритания) и директоральная (Швейцария)

 

Рой Макридис: исходя из функциональной концепции политической системы предложил такую трактовку: режим определяет специфические пути и способы, при помощи которых нормативные установления системы реализуются в практике государственных институтов. При этом он отмечает, что одна и та же политическая система может функционировать в разных политических режимах.

Специфика властного руководства управляемыми через конкретную систему институтов во имя достижения общих целей политики государства тоже может составлять содержание понятия политического режима. Такого подхода придерживался Й. Шумпетер. То есть в его понимании политический режим – это метод, специальный тип институционального устройства.

Ряд современных авторов идет дальше и подразумевает под политическим режимом общий характер отношений государства и социальных групп, которые включают в себя не только государственное воздействие сверху, но и «обратную связь», то есть механизмы гражданского представительства и давления, участия, выбора.

В качестве обобщения, сведем все подходы в единое определение. Политический режим – это совокупность различных отношений между властью и обществом, среди которых нужно отметить следующие показатели:

f. институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина

g. степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающая социальное представительство, народный контроль и волеизъявление

h. уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти

i. роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении

 

Отсюда исходит общая типология политических режимов.

Роберт Даль основывается на двух критериях:

i. конкурентности в борьбе за власть

ii. степени в вовлеченности граждан в управление

 

Здесь выделяется четыре типа режимов: закрытая гегемония, открытая гегемония, соревновательная олигархия, полиархия. Гегемонии отличаются наиболее жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода, независимо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всего к демократическому идеалу. Существует большое количество смешанных типов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.

Некоторые авторы относят к отдельны группам военные, однопартийные, либерализирующиеся, квазидемократические режимы.

 

С. Хантингтон выделил 4 типа недемократических режимов: однопартийные, военные, личная диктатура и расовая олигархия.

Типология Х. Линца: пять основных типов режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, постстоталитарный, султанистский. Это идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем основным характеристикам:

· степень политической мобилизации

· уровень плюрализма

· степень идеологизации

· конституционность власти лидера или правящей партии.

Тоталитарным режимам необходима мобилизация масс в свою поддержку, демократии, напротив, вовсе не стремятся вовлечь граждан в политику. Тип режима зависит от развития политического плюрализма. Идеологизация – распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функционирования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их закрепление в политической практике. Наивысшая идеологизация – это индоктринация. Идеологизация политических режимов возрастает от разных форм демократии к тоталитарным системам, которые на пике своей развития занимаются индоктринацией.

Конституционность власти лидера или элиты – это наличие определенных ограничений на применение властных полномочий независимо от того, закреплены ли они формально-правовым способом или нет. Власть неконституционных режимов ничем не ограничена.

Примеры по Линцу:

1)авторитарные режимы:

- военно-бюрократический субрежим

Примерами таких режимов являются правление генерала Пиночета (Чили, 1973-1990), военные хунты в Бразилии, Аргентине, Перу, Гватемале, странах черной Африки, Юго-Восточной Азии.

- корпоративный авторитаризм (правление Салазара (Португалия, 1932-1968), генерала Франко (Испания после дототалитарного периода).

- дототалитарный авторитаризм (Примерами могут служить режим Ленина (Россия, 1917-1924), режим Мао Цзедуна сразу после победы революции (Китай после 1949 г. до установления тоталитаризма).

- постколониальный авторитаризм (Существуют в большинстве стран черной Африки, некоторых азиатских странах и странах Океании).
- расовая или этническая квазидемократия: ЮАР во время апартеида.

 

2 Посттоталитарные режимы: советский строй после смерти Сталина

3 султанистские режимы: правление Дювалье в Гаити, Трухильо в Доминиканской Республике, Бокасса в Центрально-Африканской Республике.

 

Демократический и тоталитарный – и так ясно J

 

 

Типология Шугарта и Кэри, "Президенты и ассамблеи"

 

Выделяют две группы полномочий - законодательные и незаконодательные.

Возможность ранжировать все режимы по объемам президентских полномочий и степени раздельности источников поддержания.

 

Матрица:

 

 

 

Президентская:

1) всенародное избрание носителя верховной исполнительной власти;

2) сроки полномочий носителя верховной исполнительной власти и законодательного органа — фиксированы и не зависят от доверия сторон друг к другу;

3) выборная исполнительная власть назначает правительство и определяет его состав.

4) президент имеет известные, определенные конституцией права в законодательной сфере (если бы президенты не имели законодательных полномочий (вроде права вето), то им пришлось бы довольствоваться ролью «исполнительной власти» в самом буквальном смысле слова — просто исполнять решения законодателей, на которых они никак не могли бы повлиять).

США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Доминиканская республика

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...