Как происходит развитие отношений между преданными? Каковы этапы?
⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
В «Бхагавад-Гите» (10.9) Кришна говорит:
мач-читта мад-гата-прана бодхайантах параспарам катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча раманти ча
«Мысли моих чистых преданных поглощены Мной, и вся их жизнь проходит в служении Мне. Делясь друг с другом знанием и постоянно говоря обо Мне, они испытывают огромное удовлетворение и блаженство».
Обсуждение сокровенных тем о Кришне и совместное пение Святых Имён Кришны позволяет преданным установить друг с другом отношения на самом глубоком уровне. Такие отношения являются вечными и называются духовными. Установив такие отношения, преданные перестают оценивать друг друга на основе внешних временных качеств, связанных с материальным телом. ШБ 4.29.46: Занимаясь преданным служением, человек утрачивает интерес к материальной деятельности. Пока человек находится во власти материальных самоотождествлений, он не может заниматься преданным служением. Ему необходимо прекратить материальную деятельность (сарвопадхи-винирмуктам) и очистить свои чувства, чтобы с их помощью служить Верховной Личности Бога. Хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате: служение Господу с помощью очищенных чувств называется бхакти-йогой, преданным служением. В "Бхагавад-гите" (10.10) Господь Кришна говорит, что искреннему преданному всегда помогает Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого:
тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те
"Тех, кто неустанно служит Мне и поклоняется Мне с любовью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне". На этой стадии преданный очищается от материальной скверны. У него появляется потребность дружить с другим преданным, и он полностью прекращает материальную деятельность. Так преданный обретает милость Господа и утрачивает веру в материальную цивилизацию, началом которой является варнашрама-дхарма. Шри Чайтанья Махапрабху ясно говорит, что такой преданный освобождается от варнашрама-дхармы, которая представляет собой высшую форму человеческой цивилизации. Тогда он начинает сознавать себя вечным слугой Господа Кришны. Именно так говорил о Себе Шри Чайтанья Махапрабху.
нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро нахам варни на ча гриха-патир но вана-стхо йатир ва кинту продйан никхила-парамананда-пурнамритабдхер гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах "Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра, не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Кто же я? Вечный слуга слуги слуги Господа Кришны". Это знание передается по цепи ученической преемственности, и, получив его, человек поднимается на трансценден- тный уровень. (ЧЧ, Мадхья, 13.80) Поскольку вожделение, жадность и гнев – это трое врат, ведущих человека в ад, - мы можем видеть, как современное общество постепенно деградирует и жизнь людей всё более напоминает жизнь в аду. Чтобы изменить эту плачевную ситуацию, в которой находится сейчас человечество, людям необходимо дать знание о том, как Бог может присутствовать во всех сферах их жизни и обучить людей простому образу жизни в преданности Богу. Поскольку Бог находится в центре общества варнашрамы, его члены постепенно очищаются, занимая свою обусловленную природу в служении Господу. По мере очищения люди постепенно развивают привязанность и любовь к Нему. Итак, оба вида общественного устройства предоставляют людям возможность удовлетворять свои потребности. Однако эгоцентричный вид общественного устройства ведёт людей к деградации, а, деградируя, человек становится всё более неудовлетворённым и его материальные потребности только возрастают. Это приводит к постоянным конфликтам и напряжённости в обществе и постепенно жизнь людей становится просто невыносимой. С другой стороны, божественное общественное устройство способствует возвышению человека. Чем выше сознание человека, тем более уменьшаются его материальные потребности и в обществе наступает гармония и мир.
Как удовлетворяются потребности человека в современном обществе и как их можно удовлетворить в обществе варнашрамы? Как это уже объяснялось в Уроке №19, у обусловленного материей человека есть два вида потребностей: материальные и духовные. Материальные потребности – это потребности физические, эмоциональные и интеллектуальные. Духовные потребности – это потребности вечной души. Посмотрим, как удовлетворяются потребности человека в современном эгоцентричном обществе, и как они удовлетворяются в богоцентричном обществе дайви-варнашрамы-дхармы:
Итак, человек, живя в современном эгоцентричном обществе и вовлекаясь в страстную деятельность, будет деградировать под влиянием низших гун материальной природы. Такое общественное устройство не стабильно, поскольку его члены соперничают друг с другом ради возможности большего наслаждения. Люди в нём становятся всё более враждебными по отношению друг к другу, и жить в таком обществе становится очень сложно. И, напротив, удовлетворяя свои потребности в рамках общества варнашрама-дхармы, богоцентричного общества, человек постепенно очищается, благодаря гуне благости и милости Бога. Очищение приводит к тому, что знание человека углубляется. Углубление знания приводит к усилению отрешённости от склонности к чувственным наслаждениям, что в свою очередь приводит к освобождению от материального рабства и возвышению до уровня чистого преданного служения Кришне.
____________________________________________
Итак, подводя итог этого Урока, отметим, что целью вспомогательных предписаний общества дайви-варнашрама-дхармы являются:
1. Поддержание грубого тела здоровым и работоспособным 2. Поддержание мира и порядка в обществе 3. Развитие интеллекта 4. Регулярное изучение священных писаний
Всё это позволяет достичь политической, экономической и социальной стабильности в обществе варнашрамы. Но эта стабильность и гармония не является его конечной целью. Высшим назначением системы варн и ашрамов является создание условий, благоприятных для постепенного духовного развития личности вплоть до достижения высшего совершенства. Только в этом случае варнашрама является божественной и называется дайви-варнашрама. Принципы функционирования общества, разделённого на варны и ашрамы, с успехом могут быть применены и в демонической цивилизации, направленной не на духовное развитие, а на чувственные наслаждения. Такое общество варнашрамы называют асури-варнашрама, в котором политическая и социальная стабильность имеет одну цель – гарантированное чувственное наслаждение. Цель же дайви-варнашрамы – доставить удовольствие Господу Кришне. Чтобы понять сущностное отличие божественного общественного устройства варнашрамы от эгоцентричного общества важно рассмотреть различие между экономическими системами, лежащих в основе этих обществ.
Какова духовная экономика, лежащая в основе дайви-варнашрамы, и в чем её отличие от материальной экономической системы, на которой основано современное эгоцентрическое общество? Контрольные вопросы к Разделу 1: Вводное занятие. 1) Из каких разделов состоит Ведическая философия? 2) Назовите 7 составляющих самбандха-гьяны (Раздела «Знания о бытии»). Урок 1. 1. Весь мир движется только благодаря одному, порой неявному, стремлению человека, — что же это за стремление? 2. Назовите 3 вида страданий или беспокойств, которые несомненно присутствуют в жизни каждого из нас. 3. Где коренится глубинная причина страданий человека? От чего зависит течение жизни человека? 4. Назовите две категории людей, стремящихся к счастью. Урок 2. 1) Перечислите 3 способа получения знания. 2) Назовите 4 недостатка человека. 3) Какой из методов получения знания наиболее применим в познании Абсолютной Истины? 4) Кто является высшим авторитетом, источником Абсолютного знания? Каким санскритским термином можно охарактеризовать такое знание? 5) Перечислите несколько признаков знания, относящегося к категории апаурушея? Урок 3. 1) Какие 2 пути или две позиции человека, приступающего к изучению Вед, вы знаете? 2) Что на практике, означает принять нисходящий путь получения знания (авароха-пантху)? 3) Перечислите вкратце 5 ступеней усвоения Ведического знания. Урок 4. 1) Перечислите 2 основных качества духовного учителя и одно второстепенное. 2) Назовите дополнительное, но необходимое качество духовного учителя. 3) В чём заключается главное предназначение цепи ученической преемственности? Урок 5. 1) С какихтрехосновныхчастейсостоитВедическая литература. 2) КакиеосновныетрудыоставилпослесебяА.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, чтобы передать возвышенное послание Вед. 3) Зачем принимать духовного учителя? Разве чтения книг не достаточно, чтобы получить высшее знание Вед? Назовите несколько причин в пользу принятия духовного учителя.
Урок 6. 1) Какими качествами должен обладать ученик, чтобы процесс передачи знания от учителя к ученику состоялся? 2) Как должен относиться ученик к духовному учителю? Урок 7. 1) Перечислите основные разновидности духовных учителей. 2) Как называют учителей, получающих знание непосредственно от Верховного Господа? Назовите примеры таких учителей. 3) Как называют учителя, исправляющего противоречия, возникающие в учении, и задающий новое направление миссии. Назовите примеры таких учителей. Урок 8. 1) Какие практические шаги можно предпринять, которые бы одухотворили Вашу жизнь и способствовали Вашему духовному росту?
Контрольные вопросы к Разделу 2: Урок 9. 1) Перечислите 3 аспектаАбсолютнойИстины. 2) Дайте определение понятию Брахман в свете трех аспектов Абсолютной Истины. 3) Дайте определение понятию Параматма в свете трех аспектов Абсолютной Истины. 4) Дайте определение понятию Бхагагаван в свете трех аспектов Абсолютной Истины 5) Что происходит с чел., который достиг лишь частичной реализации Абсолюта — реал. Брахмана? 6) Что происходит с чел., который достиг лишь частичной реализации Абсолюта — реал.Параматмы? 7) Что происх.с чел., который пришел к осознанию Бхагавана — Верховной Божественной Личности? Урок 10. 1) Что означает санскритское слово «Бхагаван»? 2) Почему Кришна признается Верховной Божественной Личностью? 3) Люди называют Бога различными именами. Означает ли это, что есть много Богов? 4) В чем отличие экспансий Господа, называемых свамша и вибхиннамша? 5) Дайте определение понятию аватара Господа. 6) Кто такиепуруша-аватары? 7) Кто такие лила-аватары? 8) Кто такиегуна-аватары? 9) Кто такиеманвантара-аватары? 10) Кто такие юга-аватары? 11) Кто такиешактиавеша-аватары? Урок 11. 1) Назовите качества, которыми обладает Кришна? (не более 10-ти) 2) Перечислите четыре особых сладостных (мадхурья) качества Кришны 3) Действительно ли каждый в мат. мире ищет Кришну? Как это проявляется в жизни человека?
Урок 12. 1) В каких двух настроениях может проявлять себя Верховная Божественная Личность, Бхагаван? 2) В чём особенность последних четырёх качеств Кришны, которые названы «сладостными» (мадхурья)? 3) Как устроен духовный мир, и в каких формах Господь проявляет Себя там? 4) Почему отношения Господа с Его спутниками во Вриндаване доставляют и Ему, и им большее счастье, чем на всех других планетах духовного мира? 5) Как человек может постичь Кришну в Его высшей обители? Как достичь этой обители?
Урок 13. 1) Перечислите 3 типа Святыхимён и опишите результат, которогочеловекдостигает, повторяя те илииныеимена. 2) В чемособенностьХаре-Кришнамаха-мантры? 3) Перечислите 10 оскорблений Святого Имени 4) Что я вляетсякорнемвсехоскорблений Святого Имени? 5) Чтоявляетсяпричинойневнимательности и какеёможнопреодолеть?
Урок 14. 1) Чтоэто за воплощениеКришны — ШриЧайтанья, и почемуЕгоназываютСамыммилостивым? 2) Когда и с какойцельюШриЧайтанья Махапрабху является в материальноммире? 3) Перечислите опишите спутников Господа из Панча-таттвы.
Урок 15. 1) Перечислите три основныекатегории на которыеВедыподразделяютэнергииКришны. 2) Каким образом живоесуществоможетощутитьабсолютное, безграничноесчастье?
Урок 16. 1) Что собой представляет внешняя энергия? Почему ее называют «внешней»? 2) Еслиматериальнаяэнергияявляетсяотделенной, означаетлиэто, чтоонанезависима от Господа? 3) Почемучеловекунеобходимовыйтиизподвлиянияматериальнойприроды?
Урок 17. 1) Каким образом материальная природа обуславливает живое существо? 2) Перечислите признаки гуныблагости. 3) Перечислите признаки гуныстрасти. 4) Перечислите признаки гуныневежества.
Урок 18. 1) Каким образом возможно преодолеть влияние гун материальной природы? 2) Опишите закон влияния гун материальной природы.
Урок 19. 1) Как человек может преодолеть влияние гуны благости и достичь духовного уровня существования вишуддха-саттвы? 2) Какдействуетчеловек, находящийсяподвлияниемложногоэго? 3) Какследуетисполнятьсвоиобязанности, чтобыони не приковываличеловека к материальному миру?
Урок 20. 1) Каково предназначение материального мира? 2) Ктоявляетсявысшейпричинойсотворенияматериального мира? 3) В какойизСвоихмногочисленных форм КришнаосуществляетТворение? 4) Каковыосновныеэтапытворенияматериального мира?
Урок 21. 1) Как Господь осуществляет первичное Творение? 2) ЧтособойпредставляетвзглядМаха-Вишну, благодарякоторомуинертнаяматериальнаяэнергияактивизируется? 3) Чтоявляетсякореннойпричинойсотворенияматериального мира?
Урок 22. 1) Какие материальные первоэлементы возникают в результате соприкосновения ложного эго с гуной благости? 2) Какие мат. первоэлементывозникают в результатесоприкосновенияложногоэго с гунойстрасти? 3) Какие мат.первоэлементывозникают в результатесоприк.ложногоэго с гунойневежества?
Урок 23. 1) Что олицетворяет собой время в материальном мире? Как оно влияет на обусловленные души, находящиеся под влиянием ложного эго? 2) Какова продолжительность существования вселенной? 3) Коротко опишите образ жизни людей разных эпох. 4) Опишите преимущества «Золотого века» в эту Кали-югу.
Урок 24. 1) Какие виды взаимоотношений возможны с Богом? 2) Как понять какие у меня отношения с Кришной?
Урок 25. 1) В чем разница между духовными и материальными взаимоотношениями? 2) Как ведет себя живое существо, охваченное камой — «вожделением», и как ведет себя преданный Кришны, охваченный премой — чистой любовью к Нему? 3) Означает ли, что для того, чтобы предаться Кришне, нужно разорвать все свои взаимоотн. с миром?
Урок 26. 1) Почему живое существо оставляет духовный мир и оказывается узником материального мира? Кто определяет, где ему находиться? 2) Что является неотъемлемым качеством или вечной природой (дхармой) живого существа? 3) Что это означает отдать себя служению Кришне в нашей реальной жизни? Контрольные вопросы к Разделу 3: Урок 28. 1. Что означает – «обусловленное» сознание? Как оно проявляется? 2. В чём отличие «обусловленного» сознания от «освобождённого» сознания живого существа? 3. В чём основное сходство духовного и материального тел? 4. В чём основное различие духовного и материального тел? 5. В чем состоит особая ценность человеческого тела среди всех материальных форм? Урок 29. 1. Как проявляется влияние вечной души в материальном теле? 2. Где в материальном теле расположена душа? 3. Каковы основные качества души? 4. Как увидеть отличие вечной души от временного материального тела, в котором она находится? 5. Если душа вечна, тогда что с ней происходит после смерти материального тела? Урок 30. 1. Может ли индивидуальная душа стать Богом? 2. Каковы различия между Богом и живым существом? Урок 31. 1. Из каких составляющих состоит материальное тело? 2. Как становится возможной связь вечной духовной души с временным безжизненным телом, сотканным из материи? Как дух сочетается с материей? 3. Как функционируют тонкое и грубое тела, приводимые в движение энергией души? Урок 32. 1. Нарисуйте схему «Законакармы» и краткоопишитекак он проявляется в жизничеловека? 2. Какиесуществуютразновидностипоступковчеловека? 3. Какпроявляютсяреакции на поступки человека в егожизни? 4. Имеетличеловек в материальноммире свободу выбора, или же всё в егожизнипредопределено? 5. Какое влияние могут оказывать нынешние поступки человека на его жизнь? Может ли он улучшить свою жизнь? Урок 33. 1. Ктоявляетсясоздателем «Закон кармы», и с какойцелью он былсоздан? 2. Как правильно разрешатькармическиеситуации, приходящие к человеку? 3. Перечислите 4 этапаразрешениякармическойситуации Урок 34. 1. Перечислите как минимум пять разновидностей благочестивых поступков. 2. Подробнообьясните один изразновидностейблагочестивыхпоступков. 3. Зачемчеловекуразвивать "обусловленноеблагочестие", относящееся к временному материальномутелу? Урок 35. 1. Перечислите как минимум пять разновидностей греховных поступков. 2. Подробнообьясните один изразновидностейгреховныхпоступков. 3. Зачемчеловекуразвивать "обусловленноеблагочестие", относящееся к временному материальномутелу? Урок 36. 1. Что подразумевается под понятием «реинкарнация»? 2. От чего в течении этой жизни зависит то, в какой именно форме воплот. душа в следующей жизни? 3. Как происходит реинкарнация? Что определяет в момент смерти форму нашего следующего тела? 4. Почему Господь лишает нас памяти о прошлых воплощениях? Урок 37. 1. Как человек может преодолеть влияние Закона кармы? 2. Приносит ли преданное служение какие-нибудь реакции? 3. Означает ли духовная жизнь отказ от активной деятельности? Обоснуйте свой ответ. 4. Как происходит очищение от грехов и склонности совершать грех благодаря процессу бхакти – преданного служения Кришне? Урок 38. 1. Какие два основных вида общения вы знаете? 2. Что можно отнести к асат-санге (материальному общению)? 3. Что можно отнести к сат-санге (духовному общению)? 4. Как правильно строить духовное общение с тремя категориями преданных Кришны: старшими, равными и младшими? 5. Опишите вкратце в чем искусство духовных взаимоотношений? Чему надо научиться на этом пути? 6. Какое воздействие на разум чел.оказ. общение с другими люд.и как это сказывается на его жизни? Урок 39. 1. Перечислите ступени развития сознания человека? 2. Опишите одну из ступеней развития сознания человека? 3. Перечислите некоторые правила, упорядочивающие деятельность грубого и тонкого тела и приводящие к внешней и внутренней чистоте? Урок 40. 1. Каково отличие божественных и демонических натур? 2. Перечислите 4 типа демонических (неблагоч.) живых существ, никогда не обращающихся к Богу 3. Перечислите 4 типа божественных (благочестивых) живых существ, поклоняющихся Богу 4. Как чел. может преодолеть конфликт между демонической и божественной природой внутри себя? Урок 41. 1. Перечислите четыре второстепенные цели религии, которые описывают Веды 2. Какова высшая цель, к которой стремятся бхакты – преданные Кришны? Урок 42. 1. В чём отличие общественного устройства преданных от материалистического общества? 2. На чем основаны материальные и духовные отношения и какова промежуточная ступень между ними, взойдя на которую человек может преобразовать материальные отношения в духовные? Урок 43. 1. Перечислите шесть видов деятельности, которые являются эффективными способами развития глубоких отношений между преданными. 2. Какие три основных этапа развития отношений с преданными вы знаете? 3. Что находится в основе духовного общества? Урок 44. 1. Назовите пять форм невежества, которые создал Брахма вначале творения 2. Что лежит в основе материального сознания? 3. Назовите несколько внешних проявлений материалистичного сознания в образе жизни людей в человеческом обществе? Урок 45. 1. Как обусловленное живое существо может очистить своё осквернённое материей сознание и пробудить свою вечную духовную природу? 2. Приведите несколько наставлений Кришны, руководствуясь которыми в своей практической деятельности человек может постепенно возвыситься на духовный уровень сознания? 3. Назовите несколько внешних проявлений духовного сознания в образе жизни людей в человеческом обществе? Урок 46. 1. Что лежит в основе материальной экономической системы? Что она стимулирует в человеке? 2. Что лежит в основе духовной экономической системы? Что она стимулирует в человеке? 3.1.Каково высшеее назначение системы варн и ашрамов (дайви-варнашрамы) помимо достижения политической, экономической и социальной стабильности в обществе? 3. [КМд1]Синоним слова "проблема" -- "задача", то есть, то, что можно решить. Поэтому употребление этого слова здесь неоправдано. [КМд2]Сотн были бы более взвешенны:-) [КМд3]Может быть, лучше "от Него"? Я не знаю, как точнее. [КМд4]По-моему, лучше всю эту длинну фразу заменить словом "неименным" «[KMd5]В детстве» вызывает вопрос: а когда у Бога детство и кто Его родители? Для Базового Курса — слишком сложная и скользкая мысль. [KMd6]Я читаю этот текст глазами начинающего. Вот, например, Врадж — это что? Только что говорили о Вриндаване… [KMd7]Непонятно, к чему относятся эти эпитеты, к каому санскриту. [KMd8]Мне кажется, напрасно Вы убрали строчку, где говорилось об особых отношениях нашей сампрадайи и именем "Джаганнатха". Вопрос ведь напрашивается сам собой. ДЛя начинающих это, может, и не нужно, а вот для преданных...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|