Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум. Литература. Тема 18. Управление воспитательными и образовательными системами. Основные положения лекции. Вопросы для обсуждения




Практикум

1. Проанализировать психолого-педагогический смысл известных детских игр.

2. Подобрать примеры из жизни выдающихся людей (художников, писателей, ученых и т. п. ), иллюстрирующие влияние семейных отношений, родителей на формирование личности ребенка (см. приложение № 3, раздел III).

Литература

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1993.

2. Азаров Ю. П. Сто тайн детского развития. – М., 1996.

3. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.

4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1999.

6. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М., 1986.

7. Добсон Дж. Непослушный ребенок. – М., 1992.

8. Захарова Л. Н. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.

9. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1987.

10. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20. 11. 89 г.

11. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. – М., 1989.

12. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М., 1987.

13. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

14. Соколова В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.

15. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М., 1981.

16. Спиваковская А. С. Как быть родителями? – М., 1986.

17. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

18. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М. , 1989.

19. Толстых А. В. Взрослые и дети. Парадоксы общения. – М., 1988.

20. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

21. Шнекендорф З. К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. – М., 1997.

22. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1998.

Тема 18. Управление воспитательными и образовательными системами

Основные положения лекции

Управление образованием (УО) – как социальное явление. Первые научные трактаты по военному искусству и искусству управлением государством (задолго до н. э. ). Конец XIX в. – начало XX в. – первые теории научного управления в промышленности, культуре, образовании. Современное состояние управления образованием. Основные условия перехода к профессиональному управлению образованием. Научно-обоснованные принципы управленческой деятельности. Функции управления: планирование, организация, контроль. Основные стили руководства – авторитарный, либеральный, демократический.

Управление школой, организация и руководство учебно-воспитательной работой. Лучшие директора школ (А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, И. К. Новиков, В. А. Сухомлинский). Основы управления в вузе и в школе – принятие управленческих решений: организационно- административных, экономических, социально-психологических. Функциональная система управления в вузе (учебная часть, научная часть, хозяйственная часть).

Министерство образования и науки Российской Федерации, созданное от 09. 03. 2004 г. как федеральный орган исполнительной власти, его инфраструктура.

 

Вопросы для обсуждения

1. Главные составляющие инфраструктуры министерства образования и науки РФ.

2. Положительные тенденции развития в российской системе образования, двухуровневая система образования.

3. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности.

4. Деятельность ученического самоуправления и общественных организаций в школе.

Темы индивидуальных творческих работ

1. Развитие образования по типу открытой государственно-общественной системы.

2. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования.

3. «Педагогика для практика – глаза, позволяющие ему отчетливо видеть, что он делает» И. Ф. Гербарт.

 

Практикум

В исследуемой школе проанализируйте следующие вопросы и сделайте отчет:

а) какова структура управленческих органов в школе и какие принципы лежат в основе их руководства;

б) основные функции Совета школы и формы его деятельности;

в) функциональные обязанности директора школы и его заместителей;

г) содержание годового плана учебно-воспитательной работы школы.

 

Литература

1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. – М., 1991.

2. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. – М., 1995.

3. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Владос, 2003.

4. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Пед. общество России, 2002.

5. Харламов И. Ф. Педагогика в вопросах и ответах. – М.: Гардарика, 2001.

6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. - М.: Гардарика, 2003.

7. Щуркова Н. И. Педагогическая технология. Пед. общество России, 2002.

 

 

Приложение 1.

Виды педагогической литературы

 

1. Историко-педагогическая

Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. - М., 1994;

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995;

Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1990;

Как любить ребёнка. - М., 1990;

Пинский М. В. Пайдейя. - М., 1997;

От глиняной таблички до университета. - М., 1998.

 

2. Научно-педагогическая

Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Анализ зарубежного опыта. - М., 1995;

Метафоры и модели. - М., 1997;

Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л. И. Новиковой. В 2-х книгах. - М., 1993.

 

3. Научно-популярная

Миронов В. Б. Пир мудрецов. - М., 1994;

Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. - М., 1991;

Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989;

Ле Шанэ. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М., 1990;

Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. - М., 1993.

 

4. Учебно-педагогическая

Подласый И. П. Педагогика. Педагогика. - М., 1995, 1996;

Лиханев Б. Г. Педагогика. - М., 1997;

Стефановская Т. А. Педагогика как наука и искусство. - М., 1998;

Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.

 

 

5. Педагогическая публицистика

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1990;

Соловейчик С. Час ученичества. - М., 1972;

Вечная радость. - М., 1986;

Педагогика для всех. - М., 1987.

Васильцова З. Л. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1989;

Журналы: Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО; Педагогика; Мир образования; Народное образование; Профессионал; Вестник образования, Учитель, Открытая школа и др.

 

6. Документы. Справочно-энциклопедическая и справочно-терминологическая литература

Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993 т. 1;

Семейное воспитание. Краткий словарь. - М., 1990;

Конвенция о правах ребёнка. - СПб., 1994;

Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений. - М., 1995;

Инновационные учебные заведения в России. - М., 1991.

 

7. Художественно-педагогическая литература

Горланова Н., Букур В. Роман воспитания / Новый мир. 1995, №8, 9.

 

 

Приложение 2.

 

 


Приложение 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...