Практикум. Литература. Тема 18. Управление воспитательными и образовательными системами. Основные положения лекции. Вопросы для обсуждения
Практикум 1. Проанализировать психолого-педагогический смысл известных детских игр. 2. Подобрать примеры из жизни выдающихся людей (художников, писателей, ученых и т. п. ), иллюстрирующие влияние семейных отношений, родителей на формирование личности ребенка (см. приложение № 3, раздел III). Литература 1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1993. 2. Азаров Ю. П. Сто тайн детского развития. – М., 1996. 3. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991. 4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. 5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1999. 6. Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М., 1986. 7. Добсон Дж. Непослушный ребенок. – М., 1992. 8. Захарова Л. Н. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991. 9. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1987. 10. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20. 11. 89 г. 11. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. – М., 1989. 12. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М., 1987. 13. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. 14. Соколова В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991. 15. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М., 1981. 16. Спиваковская А. С. Как быть родителями? – М., 1986. 17. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988. 18. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М. , 1989. 19. Толстых А. В. Взрослые и дети. Парадоксы общения. – М., 1988. 20. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989. 21. Шнекендорф З. К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. – М., 1997. 22. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1998. Тема 18. Управление воспитательными и образовательными системами Основные положения лекции Управление образованием (УО) – как социальное явление. Первые научные трактаты по военному искусству и искусству управлением государством (задолго до н. э. ). Конец XIX в. – начало XX в. – первые теории научного управления в промышленности, культуре, образовании. Современное состояние управления образованием. Основные условия перехода к профессиональному управлению образованием. Научно-обоснованные принципы управленческой деятельности. Функции управления: планирование, организация, контроль. Основные стили руководства – авторитарный, либеральный, демократический.
Управление школой, организация и руководство учебно-воспитательной работой. Лучшие директора школ (А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, И. К. Новиков, В. А. Сухомлинский). Основы управления в вузе и в школе – принятие управленческих решений: организационно- административных, экономических, социально-психологических. Функциональная система управления в вузе (учебная часть, научная часть, хозяйственная часть). Министерство образования и науки Российской Федерации, созданное от 09. 03. 2004 г. как федеральный орган исполнительной власти, его инфраструктура.
Вопросы для обсуждения 1. Главные составляющие инфраструктуры министерства образования и науки РФ. 2. Положительные тенденции развития в российской системе образования, двухуровневая система образования. 3. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности. 4. Деятельность ученического самоуправления и общественных организаций в школе. Темы индивидуальных творческих работ 1. Развитие образования по типу открытой государственно-общественной системы. 2. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования. 3. «Педагогика для практика – глаза, позволяющие ему отчетливо видеть, что он делает» И. Ф. Гербарт.
Практикум В исследуемой школе проанализируйте следующие вопросы и сделайте отчет:
а) какова структура управленческих органов в школе и какие принципы лежат в основе их руководства; б) основные функции Совета школы и формы его деятельности; в) функциональные обязанности директора школы и его заместителей; г) содержание годового плана учебно-воспитательной работы школы.
Литература 1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. – М., 1991. 2. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. – М., 1995. 3. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Владос, 2003. 4. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Пед. общество России, 2002. 5. Харламов И. Ф. Педагогика в вопросах и ответах. – М.: Гардарика, 2001. 6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. - М.: Гардарика, 2003. 7. Щуркова Н. И. Педагогическая технология. Пед. общество России, 2002.
Приложение 1. Виды педагогической литературы
1. Историко-педагогическая Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. - М., 1994; Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995; Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1990; Как любить ребёнка. - М., 1990; Пинский М. В. Пайдейя. - М., 1997; От глиняной таблички до университета. - М., 1998.
2. Научно-педагогическая Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Анализ зарубежного опыта. - М., 1995; Метафоры и модели. - М., 1997; Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л. И. Новиковой. В 2-х книгах. - М., 1993.
3. Научно-популярная Миронов В. Б. Пир мудрецов. - М., 1994; Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. - М., 1991; Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989; Ле Шанэ. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М., 1990; Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. - М., 1993.
4. Учебно-педагогическая Подласый И. П. Педагогика. Педагогика. - М., 1995, 1996; Лиханев Б. Г. Педагогика. - М., 1997; Стефановская Т. А. Педагогика как наука и искусство. - М., 1998; Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.
5. Педагогическая публицистика Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1990; Соловейчик С. Час ученичества. - М., 1972; Вечная радость. - М., 1986; Педагогика для всех. - М., 1987.
Васильцова З. Л. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1989; Журналы: Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО; Педагогика; Мир образования; Народное образование; Профессионал; Вестник образования, Учитель, Открытая школа и др.
6. Документы. Справочно-энциклопедическая и справочно-терминологическая литература Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993 т. 1; Семейное воспитание. Краткий словарь. - М., 1990; Конвенция о правах ребёнка. - СПб., 1994; Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений. - М., 1995; Инновационные учебные заведения в России. - М., 1991.
7. Художественно-педагогическая литература Горланова Н., Букур В. Роман воспитания / Новый мир. 1995, №8, 9.
Приложение 2.
Приложение 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|