Тема 9. Дидактические концепции и принципы обучения
Литература 1. Аванесов В. С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989. 2. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980. 3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. 4. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983. 5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985. 6. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984. 7. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
Тема 9. Дидактические концепции и принципы обучения
Основные положения лекции Основные теории школьного образования (XVIII–XIX вв. ), теории материального и формального образования. Анализ теорий: дидактического материализма (Дж. Мильтон, Н. Б. Беседов, Я. А. Коменский) и теории дидактического формализма (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Кант, И. Г. Песталоцци). Критическая оценка К. Д. Ушинским обеих теорий. Современная теория образования (В. В. Краевский) – как ориентир на формирование в сознании обучаемых системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям, опыта познавательной, репродуктивной, творческой деятельности. Понятие о психолого-педагогических концепциях (дидактических системах), являющимися основами процесса обучения. Традиционная система обучения (Я. А. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт) – доминирующая роль отводится преподавателю, деятельности учителя. Начало XX в. – зарождение педоцентристской системы обучения (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай), в которой главную роль отводят учению, деятельности ученика. Современная дидактическая система (Джерон Бруннер) предусматривает преподавание и учение как единый образовательный процесс, в котором опора делается на активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
Основные принципы современной педагогики: 1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. 2. Принцип научности. 3. Принцип систематичности и системности. 4. Принцип доступности. 5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного. 6. Принцип сознательности и активности. 7. Принцип действенности и прочности.
Семинарское занятие №5 1. Воплощение одного из принципов педагогики (по выбору) в реализации его требований в современном учебном заведении. 2. Основные рекомендации к классическим принципам педагогики, которые необходимо учитывать в практической деятельности. 3. Воспитание (в широком смысле) и обучение имеют общие закономерности. Перечислите эти закономерности и раскройте их значение для осуществления процесса обучения. Схематически (в виде кругов) изобразите соотношение понятий «воспитание» (в широком и узком смысле), «обучение», «образование».
Темы индивидуальных творческих работ Открытая дидактическая система М. А. Данилова, развивающее обучение Л. В. Занкова, концепция оптимизации учебного процесса Ю. К Бабанского, концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, дидактическая концепция интенсивного обучения Е. И. Пассова и Г. А. Китайгородской, гуманистическая психология Р. Роджерса, когнитивная психология Д. Бруннера, дидактическая концепция педагогов-новаторов (педагогика сотрудничества). Практикум Исследователи позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: отрицательное, безразличное (или нейтральное), положительное-1 (аморфное, нерасчлененное), положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное) и положительное-3 (личностное, ответственное, действенное).
При подготовке к показательному уроку в школе: а). на протяжении некоторого времени понаблюдайте за ёотношением школьников к учению; б). сделайте анализ, распределив всех обучаемых по ступеням включенности в процесс учения; в). постарайтесь использовать нужные принципы педагогики с целью найти нестандартные способы, максимально мобилизовать силы обучаемых и перейти к творческой деятельности.
Литература 1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. 2. Ильясов И. И. Структура процессов учения. – М., 1986. 3. Леднев В. С. Содержание образования. – М., 1989. 4. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. 5. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. 6. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. 7. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990. 8. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.
Тема 10. Виды обучения
Основные положения лекции Понятие вида как особенное, специфическое, характеризующееся своей системой и организацией. Понятие типа как образцовое, наиболее характерное для определенного вида. Характеристика типичных (устоявшихся) видов педагогических систем: - архаическая (первобытная); - древняя (шумерийская, египетская, китайская); - греческая (эллинская, римско-греческая, римская); - средневековая (догматическая, схоластическая), - новые (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютеризованного обучения); - новые зарубежные (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютерного обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т. п. ). Используемые в современной школе три обособленных видов обучения: 1. объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, конвекционное); 2. проблемное; 3. программированное и компьютерное. Элементы средневековых видов обучения, используемых в современной школе, догматического и схоластического. Потребности населения к различным образовательным услугам. дополнительное образование, дифференцированное обучение, дистанционное обучение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|