Словарь терминов
Адаптация – приспособление индивида к изменившейся среде с помощью различных средств воздействия. Адекватный – равный, тождественный, вполне соответствующий. Авторитарный – основанный на слепом подчинении власти, стремящийся утвердить свой авторитет; властный. Альтернативная школа – учебно-воспитательное учреждение, действующее или взамен существующим и обеспечивающее образование, альтернативное по содержанию, методам или формам работы с учащимися. Воспитание – взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитуемых в целях формирования и развития личности. Воспитательная система – структура, ключевым элементом которой является воспитательная концепция, объединяющая другие структурные единицы: цель, деятельность по ее реализации, отношения, в которые вступают участники этой деятельности, управляющие действия воспитателей и воспитанников, освоение ближайшей воспитательной среды. Воспитательная работа – процесс активного целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, обеспечивающего развитие и самореализацию ближайшей социальной среды. Воспитательный коллектив – группа педагогов и воспитанников, объединенных общей целью, деятельностью по ее реализации, групповым опытом отношений и поведения, психологической коммуникативностью и социально значимым воспитательным результатом. Воспитательное мероприятие – форма совместной деятельности воспитателя и воспитанников, в которой первый выступает в роли руководителя и организатора. Возрастной кризис – ситуация перехода от одного возрастного этапа к другому, сопровождающаяся конфликтами с окружающимися, эмоциональной неустойчивостью, внутренним разладом.
Гносеология – теория познания. Государственный стандарт образования – документ, включающий описание содержания образования на каждой из его ступеней, необходимый уровень требований к подготовке обучающихся в рамках указанного объема содержания, допустимую нагрузку по годам обучения. Гуманный – человечный, человеколюбивый. Девиантное поведение – поведение, отличающееся от нормы. Дидактика – наука о свойствах и закономерностях процесса обучения. Задачи дидактики: исследовать связи и зависимости в области обучения, объяснять учебный процесс и условия его реализации, разрабатывать новые дидактические системы. Дидактические системы – структура, ключевым элементом которой является дидактическая концепция, объединяющая другие структурные единицы: содержательно-целевой, операционно-деятельностный, коммуникативно-обеспечивающий, стимулирующе- мотивационный, контрольно-регулирующий и оценочно-результативный компоненты учебного процесса. Дидактические принципы – исходные положения, вытекающие из закономерностей обучения и определяющие все его стороны. Диагностика – анализ состояния объектов и процессов. Зона ближайшего развития – расхождение между достигнутым уровнем развития личности и уровнем потенциального развития. Индивидуальность – своеобразие человека, неповторимая совокупность только ему присущих особенностей. История педагогики – наука, изучающая закономерности историко-педагогического процесса, включая историю педагогической мысли, педагогической практики и педагогического обычая. Коллективное воспитательное дело – форма совместной деятельности воспитателя и воспитанников, в которой первый выступает в роли руководителя и воспитателя. Контекстное обучение – обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, когда формой организации познавательных действий учащихся становится профессиональная задача.
Когнитивный – познавательный. Личность – человек или субъект общественной деятельности и социальных отношений, носитель социально – значимых свойств. Методология педагогики – часть педагогики, которая изучает методы научной деятельности и общие подходы к предмету педагогических исследований. Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленные на достижение образовательных целей. Методы воспитательной работы – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, с помощью которых формируются ценностные ориентации, осуществляется общение, регулируются отношения и поведение, оценивается достигнутый уровень социальной зрелости личности. Народная педагогика – воспитательный опыт народа, существующий преимущественно в устной традиции (слово, действие), способствующий национальной идентификации и формированию национального характера. Образование – целенаправленное формирование личности в процессе обучения и воспитательной работы. Образовательная политика – разработка руководящих идей, определяющих отношение государства к образованию, и постановлений, обеспечивающих функционирование и развитие образовательных систем. Объект педагогических исследований – воспитательный процесс, состоящий из динамичных, изменчивых воспитательных явлений. Зафиксированное воспитательное явление становится педагогическим фактом. Обученность и воспитанность – степень соответствия личностного развития обучающихся поставленным образовательным и воспитательным целям. Общение – взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками, а также результатами деятельности. Организационные формы обучения – способы организации преподавателя и учащихся, придающие ей форму, упорядоченную по времени, месту, количеству участников и способу их взаимодействия. Организационные формы воспитательной работы – способы организации воспитательного процесса по времени, месту, количеству участников и способу их взаимодействия.
Педагогика – наука о закономерностях воспитания и образования как теоретической основе для разработки и внедрения эффективных моделей воспитательного процесса. Предмет педагогических исследований – закономерности функционирования и развития образовательных систем, воспитательного процесса, педагогической деятельности и управления. Педагогические закономерности – повторяющиеся, устойчивые, объективные связи и зависимости в области воспитания, образования и управления. Педагогические инновации – теоретические и практические разработки новых образовательных структур, программ, эффективных методов, средств, форм учебной и воспитательной работы. Педагогический идеал – образ, отразивший сложившееся в обществе представление о желаемом результате воспитания и образования. Педагогическая парадигма – теоретическая или практическая модель, отразившая особенности воспитательного процесса и образовательных систем определенного исторического периода. Педагогическая запущенность – изъяны в нравственном сознании, эмоциональная напряженность и отклоняющееся поведение, вызванные отрицательным влиянием окружающей среды и ошибками воспитателей. Преподавание – профессиональная деятельность обучающих, которая осуществляется в непосредственном или опосредованном взаимодействии с учащимися. Принципы воспитательной работы – исходные положения, вытекающие из закономерности воспитательного процесса и определяющие все его стороны. Проблемное обучение – вид обучения, где формой организации познавательной деятельности учащихся становится учебная проблема (проблемная задача или проблемный вопрос), создается ситуация затруднения, которая разрешается усилиями учащихся при дозированной помощи преподавателя. Программированное обучение – обучение, в которой формой организации познавательной деятельности учащихся является обучающая программа, создается ситуация управления с помощью компьютерных средств, обеспечивающих полное усвоение учебного материала и алгоритма действий при индивидуальном темпе работы.
Развитие личности – количественные и качественные изменения в личности, определяющие переход на новый уровень социальной зрелости. Репрезентативный – статистически представительный. Содержание образования – совокупность знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности, общие интеллектуальные и практические умения и навыки, опыт творческой и исполнительской деятельности, ценностное отношение к миру, обществу и самому себе. Содержание воспитательной работы – совокупность ценностных ориентаций, опыта межличностных отношений, общения и поведения, соответствующих возрастному уровню социальной зрелости личности. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые используются преподавателями и учащимися для повышения эффективности обучения. Средства воспитательной работы – предметы духовной и материальной культуры, которые используются при решении воспитательных задач. Суггестия – внушение. Социальный педагог – специалист с педагогическим образованием, психологической подготовкой и организаторскими способностями, организующий работу с детьми в различных социальных средах. Теория воспитания – наука о свойствах и закономерностях воспитательного процесса. Задачи теории воспитания: исследовать связи и зависимости в области воспитательной работы, описывать и объяснять воспитательный процесс, разрабатывать новые воспитательные системы. Традиционное обучение – сообщающее, объяснительно-иллюстративное обучение, в которой формой познавательной деятельности учащихся выступает дидактическая задача (восприятие новых знаний, осмысление и закрепление, овладение умениями и навыками, применение знаний, навыков и умений), создается ситуация усвоения, которое происходит под руководством учителя. Учение – деятельность обучающихся в непосредственном или опосредованном взаимодействии с обучающими для достижения образовательных целей. Формирование личности – двусторонний процесс, включающий педагогически организованное влияние на развитие личности воспитуемых и обретение ими в процессе развития устойчивых свойств и форм поведения, свидетельствующих о достигнутом уровне социальной зрелости. Цель обучения – идеальное представление о результатах обучающей, развивающей, воспитывающей деятельности преподавателя. Цель воспитательной работы – идеальное представление о результате воспитательной деятельности.
Эмпатия – чувствование, непосредственный эмоциональный отклик на чужие переживания. Эргономика – группа наук, изучающих человека в производственной деятельности и занимающаяся оптимизацией средств и условий труда. Я–концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая или неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|