Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум. Литература. Тема 16. Коллектив и личность в воспитательном процессе. Вопросы для обсуждения. Темы индивидуальных творческих работ




Практикум

Разработайте план проведения внеучебного мероприятия в своей учебной группе.

1. Тема и форма мероприятия.

2. Цели и задачи проведения.

3. Место и время.

4. Оборудование и оформление (если необходимо).

5. Количество участников, распределение поручений.

6. Ход проведения мероприятия.

7. Подведение итогов.

Литература

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.

2. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 1982.

3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.

4. Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса. – М., 1993.

5. Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – М., 1989.

6. Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. / Под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов-н/Д, 1993.

7. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

8. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-н/Д, 1993.

9. Янковская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.

Тема 16. Коллектив и личность в воспитательном процессе

Основные положения лекции

Теоретические основы коллективного воспитания; структура и основные стадии его развития. Социализирующее и воспитательное воздействие на личность через коллектив. Специфика роли коллектива за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти. Одновременный рост возможностей каждой личности оказывать свое ответное влияние на группу. Индивидуальные особенности преподавателя (психосоциотип) и его влияние на характер взаимоотношений в коллективе, на самофункционирование ученического (студенческого) коллектива.

Характеристика особенностей студенческой группы (возрастная однородность, вид деятельности) как факторы обуславливающие сплоченность коллектива.

Социально-психологические явления, наблюдаемые в группе «коллективные переживания и настроения», «коллективные мнения», явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования.

Развитие студенческих групп от типа «ассоциация» к уровню «коллектив» или к типу «корпорация», их характеристики.

Структура и этапы формирования учебного коллектива.

Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе. Социометрическая методика (Дж. Морено).

Вопросы для обсуждения

1. Важнейшие методические основы и средства воспитания ученического коллектива.

2. Необходимые педагогические условия воспитания личности в коллективе и через коллектив.

3. Воспитательные функции коллектива (оптимизм и бодрость, достоинство и гордость за коллектив, чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости, чувство защищенности каждого члена коллектива).

4. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся.

 

Темы индивидуальных творческих работ

1. Педагогика «параллельного действия» по А. С. Макаренко.

2. Традиции в многонациональном учебном заведении, как наиважнейший залог адаптации и крепости коллектива.

Практикум

Подготовьте отчет, в исследуемой школе о коллективных традициях, постарайтесь принять в них личное участие.

Литература

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.

2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.

3. Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

4. Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – М., 1989.

5. Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. / Под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов-н/Д, 1993.

6. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

7. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-н/Д, 1993.

8. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

9. Янковская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.

10. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

Тема 17. Основы теории и технологии семейного воспитания

Основные положения лекции

Положение ребенка в обществе. Исторические измерения понятия «детство». Права ребенка в современном обществе. «Декларация прав ребенка» (от 20. 11. 1959 г. ), «Конвенция о защите прав ребенка» (от 20. 11. 1989 г. ), характеристика основных статей и положений.

Роль семьи в воспитании и формировании личности ребенка. Мотивы появления ребенка и пренатального влияния. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье. Отношение супругов и психологический климат в семье. Методы и средства семейного воспитания. Основные типы неправильного воспитания в семье. Нарушения поведения ребенка в семье. Формы зависимого поведения ребенка в семье. Показатели родительского поведения. Причины неправильного родительского воспитания. Проблема «отцов и детей», конфликт поколений. Ребенок – субъект, а не объект воспитания. Воспитательный потенциал семьи.

 

Семинарское занятие №9

1. Авторские воспитательные системы: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. Н. Иванов, Б. П. Никитин.

2. Аттестационная работа №2.

Темы индивидуальных творческих работ

1. Неформальные (стихийные) движущие силы: неформальные объединения; самостоятельные самоорганизующиеся организации; клубы по интересам и др., обеспечивающие реализацию потенциала ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...