Практикум. Литература. Тема 16. Коллектив и личность в воспитательном процессе. Вопросы для обсуждения. Темы индивидуальных творческих работ
Практикум Разработайте план проведения внеучебного мероприятия в своей учебной группе. 1. Тема и форма мероприятия. 2. Цели и задачи проведения. 3. Место и время. 4. Оборудование и оформление (если необходимо). 5. Количество участников, распределение поручений. 6. Ход проведения мероприятия. 7. Подведение итогов. Литература 1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986. 2. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 1982. 3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. 4. Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса. – М., 1993. 5. Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – М., 1989. 6. Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. / Под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов-н/Д, 1993. 7. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991. 8. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-н/Д, 1993. 9. Янковская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986. Тема 16. Коллектив и личность в воспитательном процессе Основные положения лекции Теоретические основы коллективного воспитания; структура и основные стадии его развития. Социализирующее и воспитательное воздействие на личность через коллектив. Специфика роли коллектива за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти. Одновременный рост возможностей каждой личности оказывать свое ответное влияние на группу. Индивидуальные особенности преподавателя (психосоциотип) и его влияние на характер взаимоотношений в коллективе, на самофункционирование ученического (студенческого) коллектива.
Характеристика особенностей студенческой группы (возрастная однородность, вид деятельности) как факторы обуславливающие сплоченность коллектива. Социально-психологические явления, наблюдаемые в группе «коллективные переживания и настроения», «коллективные мнения», явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования. Развитие студенческих групп от типа «ассоциация» к уровню «коллектив» или к типу «корпорация», их характеристики. Структура и этапы формирования учебного коллектива. Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе. Социометрическая методика (Дж. Морено). Вопросы для обсуждения 1. Важнейшие методические основы и средства воспитания ученического коллектива. 2. Необходимые педагогические условия воспитания личности в коллективе и через коллектив. 3. Воспитательные функции коллектива (оптимизм и бодрость, достоинство и гордость за коллектив, чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости, чувство защищенности каждого члена коллектива). 4. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся.
Темы индивидуальных творческих работ 1. Педагогика «параллельного действия» по А. С. Макаренко. 2. Традиции в многонациональном учебном заведении, как наиважнейший залог адаптации и крепости коллектива. Практикум Подготовьте отчет, в исследуемой школе о коллективных традициях, постарайтесь принять в них личное участие. Литература 1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986. 2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. 3. Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.
4. Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – М., 1989. 5. Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. / Под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов-н/Д, 1993. 6. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991. 7. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-н/Д, 1993. 8. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981. 9. Янковская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986. 10. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981. Тема 17. Основы теории и технологии семейного воспитания Основные положения лекции Положение ребенка в обществе. Исторические измерения понятия «детство». Права ребенка в современном обществе. «Декларация прав ребенка» (от 20. 11. 1959 г. ), «Конвенция о защите прав ребенка» (от 20. 11. 1989 г. ), характеристика основных статей и положений. Роль семьи в воспитании и формировании личности ребенка. Мотивы появления ребенка и пренатального влияния. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье. Отношение супругов и психологический климат в семье. Методы и средства семейного воспитания. Основные типы неправильного воспитания в семье. Нарушения поведения ребенка в семье. Формы зависимого поведения ребенка в семье. Показатели родительского поведения. Причины неправильного родительского воспитания. Проблема «отцов и детей», конфликт поколений. Ребенок – субъект, а не объект воспитания. Воспитательный потенциал семьи.
Семинарское занятие №9 1. Авторские воспитательные системы: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. Н. Иванов, Б. П. Никитин. 2. Аттестационная работа №2. Темы индивидуальных творческих работ 1. Неформальные (стихийные) движущие силы: неформальные объединения; самостоятельные самоорганизующиеся организации; клубы по интересам и др., обеспечивающие реализацию потенциала ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|