Тема 14. Педагогические технологии учебного процесса
Тема 14. Педагогические технологии учебного процесса Основные положения лекции Зарождение понятия «педагогические технологии» на Западе и в России. Технология как совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (от греч. «техне» – искусство, ремесло, наука + «логос» – понятие, учение). Характеристика традиционных и инновационных технологий обучения. Информационно – объяснительное, проблемное, программированное обучение. Программированное обучение линейное, разветвленное и адаптированное (по Б. Ф. Скиннеру и Н. Краудеру); компьютерное обучение. Основные принципы и достоинства программированного обучения. Проблемное обучение и современные технологии. Особенности проблемного обучения. Контекстное обучение и игровые технологии. Характеристика игровых технологий на опыте обучения и воспитания по Б. Н. Никитину и Е. А. Никитиной. Суггестивное обучение и коммуникативные технологии, болгарский опыт (Г. Лозанова) и его последователей (Е. И. Пассова, Г. А. Китайгородской и др. ) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов). Вопросы для обсуждения Характеристика наследия Я. А. Коменского, его идеи и нововведения: а) классно-урочная система; б) отсутствие врожденных идей («чистая доска»); в) природосообразность воспитания; г) воспитание в коллективе и через коллектив. Темы индивидуальных творческих работ Педагогические технологии в активных методах обучения: 1. Развивающие игры Никитиных. 2. Технология развивающего обучения по Л. В. Занкову. 3. Технология творческого труда И. П. Волкова.
4. Перспективно – опережающее обучение при комментируемом управлении С. Н. Лысенковой. 5. Вальдорфская педагогика Р. Штейнера в российской школе. 6. Технология саморазвития М. Монтессори в школах России. Практикум 1. Проанализируйте взаимосвязь педагогики (в широком смысле) со сферой вашей будущей профессиональной деятельности. Какие педагогические умения и навыки понадобятся в вашей работе (организаторские, коммуникативные, оценочные и т. п. )? 2. Попробуйте представить, какой будет школа в середине XXI века. Что в ней останется от современной организации обучения и воспитания, взаимодействия учеников, учителей, родителей, общества. Какие появятся новые тенденции? Обобщите своё мнение в проекте «Школа будущего», который можно проиллюстрировать рисунками, схемами, таблицами и т. п. Литература 1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984. 2. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. 3. Пряникова В. Г., Рывкин З. И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995. 4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981. 6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988. 7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. – М., 1981. 8. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. – М., 1986.
Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания Тема 15. Основные проблемы теории воспитания
Основные положения лекции Воспитание в контексте культуры, когда личность педагога, его общая и профессиональная культура являются опережающими по сравнению с другими членами общества. Этимология русского слова «воспитатель», корень «питать», «питатель». Слова синонимы «воспитывать» и «вскармливать». Цели и содержание воспитания личности. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. Содержание воспитательного процесса. Умственное, нравственное, трудовое, экономическое, правовое, экологическое, эстетическое, физическое воспитание как процессы, связанные с приобщением развивающейся личности к различным сторонам общечеловеческой культуры. Общие методы и средства воспитания. Организация воспитательной работы в школе и вузе. Проблемы самовоспитания. Подготовка и проведение внеаудиторного воспитательного мероприятия. Современные концепции воспитания. Проблемы гражданского воспитания. Ученический коллектив как субъект воспитания. Самовоспитание, самообразование, саморазвитие личности.
Семинарское занятие №8 Студенческая конференция на тему «Российское образование и воспитание в контексте глобализации».
Темы индивидуальных творческих работ 1. Нужна ли воспитательная работа в вузе? Аргументируйте свое мнение. 2. Актуальные проблемы воспитания (по выбору): а) экономического; б) правового; в) экологического; г) эстетического; д) гражданского и др. 3. В одном социологическом исследовании будущим педагогам было предложено символически изобразить процесс воспитания. Наиболее типичный рисунок: человек поливающий цветы. В чем вы видите основной недостаток отраженного в рисунке взгляда на воспитание? Предложите свои вариант символа для понятия «воспитание» и дайте ему необходимые пояснения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|