Вопросы для обсуждения. Темы индивидуальных творческих работ. Практикум. Литература. Тема 13. Методы, организационные формы и средства обучения
Вопросы для обсуждения 1. Основные исторические и современные тенденции развития содержания образования. 2. Анализ основных образовательных документов: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. 3. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия. 4. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся. 5. Принципы формирования содержания образования: а) основообразующий и системообразующий характер учебного материала; б) преемственность и непрерывность образовательного материала; в) интегративность, междисциплинарность изучаемых курсов; г) связь учебного материала с практикой; д) общеобразовательный характер учебного материала.
Темы индивидуальных творческих работ 1. Содержание «Школы жизни» Ш. Амонашвили. 2. Содержание трех «О» Е. Н. Ильина: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. 3. Диагностика обучаемости и обученности. Практикум В подшефной школе (на примере одной дисциплины) сделайте анализ следующих документов: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Отметьте соответствие и выполнение основных принципов формирования содержания образования. Оформите отчет. Литература 1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Сост. С. Ф. Егоров. – М., 1986. 2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. 3. Ильясов И. И. Структура процессов учения. – М., 1986. 4. Леднев В. С. Содержание образования. – М., 1989. 5. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. 6. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. 7. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
8. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
Тема 13. Методы, организационные формы и средства обучения Основные положения лекции Методы обучения, как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т. е. дидактических задач. Классификация методов обучения на основе выделения источников передачи содержания образования. Словесные методы – источником знания является устное или печатное слово, эти методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Наглядные методы – источником знаний является наблюдаемые предметы, явления наглядные пособия, эти методы подразделяются на метод иллюстраций и метод демонстраций. Практические методы – источником знаний и умений являются практические действия, это: упражнения, лабораторные, практические работы. Педагогическая форма как устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Формы организации обучения: 1. Урок, лекция, зачет, консультация, практика и др.; 2. Формы индивидуальной, групповой и коллективной организации деятельности обучаемых; 3. Формы индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы; 4. Другие формы организации обучения: учебные экскурсии, факультативные занятия; 5. Формы внеклассной учебной работы (предметные кружки и научные общества, олимпиады, конкурсы, выставки технического творчества). Представление о педагогических средствах как материальных объектах, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса в виде: учебно-лабораторного оборудования, учебно-производственного оборудования, учебно-наглядных пособий, дидактической техники, компьютерных классов; организационно-педагогических средств (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и др. ).
Семинарское занятие №7 1. Предложите разнообразные приемы педагогической работы, систему методов обучения и активизации познавательной деятельности обучаемых; подберите нетрадиционные формы обучения, организационные системы и средства обучения. 2. Аттестационная работа №1.
Темы индивидуальных творческих работ 1. Методы самостоятельной работы. 2. Методы проверки и оценки знаний. 3. Нестандартные, инновационные формы работы. 4. Современные средства обучения, их применение на практике.
Практикум Сделайте анализ и сравните: какое количество времени Вам необходимо затрачивать на свою внеаудиторную учебную работу с точки зрения всех изученных правил и требований к ее организации в течение недели. Составьте подробную хронологию реального количества времени, которое уходит у Вас на самоподготовку? (для справки: обязательные занятия в библиотеке должны составлять не менее 2 часов в неделю). Литература 1. Аванесов В. С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989. 2. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980. 3. Бабанский Ю. К. Оптимизация обучения. – М., 1960. 4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. 5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 6. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.. 7. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. 8. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. 9. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990. 10. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983. 11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1998. 12. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985. 13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|