Вопросы для обсуждения. Темы индивидуальных творческих работ. Практикум. Литература. Тема 11. Цели обучения. Семинарское занятие №7.
Вопросы для обсуждения 1. Преемственность дидактических систем – общая закономерность развития теории и практики обучения. 2. Характерные особенности различных видов обучения. 3. Сущность объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, компьютерного обучения. Темы индивидуальных творческих работ 1. Вальдорфская педагогика Р. Штейнера; 2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова; 3. «Школа диалога культур» В. С. Библера, С. Ю. Курганова; 4. Школа свободного труда и мастерских С. Френе; 5. Технология саморазвития М. Монтессори; 6. «Педагогика сотрудничества».
Практикум Оформить педагогический процесс в школе в виде замкнутого цикла, показав учебный, воспитательный процесс, внешкольную работу в виде оболочек целостного, взаимоувязанного, непрерывного процесса с горизонтальными, вертикальными и диагональными связями. Все элементы педагогического процесса обозначить в виде сносок. Литература 1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984. 2. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. 3. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981. 5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988. 6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. – М., 1981. 7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. – М., 1986.
Тема 11. Цели обучения Основные положения лекции Цель как один из основных показателей учебного процесса. Два уровня анализа целей обучения: 1) на макроуровне, где цель обучения определяется общественно-историческими, экономическими условиями; конкретными возможностями учащегося; 2) на микроуровне, где цель должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познавательной деятельности.
Виды педагогических целей, глобальная (генеральная цель), как отражение заказа общества к уровню образования и воспитания учащегося. Предметные цели: общие, предметно-специфические и частные. Характеристика нормативных (государственных), общественных, инициативных целей обучения. Условия постановки организационных и методически целей.
Семинарское занятие №7. 1. Условия единства и совмещения общих и индивидуальных целей. 2. Цели образования и воспитания в современной российской школе. 3. Цели образования и воспитания в зарубежной педагогике. 4. Гармоничность воспитания и образования в единстве поставленных целей. 5. Идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости в произведениях детских писателей (по выбору). Темы индивидуальных творческих работ 1. Адаптивная школа Е. А. Ямбурга № 109 Москва; 2. Школа самосовершенствования личности Г. К. Селевко; 3. Агрошкола А. А. Католикова; 4. Школа-интернат в г. Сыктывкар, Р. Коми; 5. Учебно-воспитательный комплекс «Веселый остров» на Сахалине и др. Практикум Разработайте свой проект содержания образования для средней общеобразовательной школы. Укажите, какие предметы и в каком объеме часов должны изучаться в каждом классе. Предусматриваете ли вы возможность дифференцированного изучения отдельных предметов? Если да, то каких именно, с какого класса и на каких условиях? Сравните преимущества и недостатки традиционной и рейтинговой системы оценки успеваемости учащихся. Какая из них, по вашему мнению, наиболее приемлема в вузе и почему? Подготовьтесь к проведению некоторых фрагментов занятия в реальном времени: мысленно «проиграйте» способы организации взаимодействия с аудиторией, ораторские приемы, средства привлечения и поддержания внимания, активизации мыслительной деятельности учащихся, решения воспитательных задач и т. п.
Литература 1. Леднев В. С. Содержание образования. – М., 1989. 2. Аванесов В. С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989. 3. Ильясов И. И. Структура процессов учения. – М., 1986. 4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М., 1990. 5. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980. 6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. 7. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983. 8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985. 9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. 10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1998. 11. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. 12. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. 13. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. 14. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. 15. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.
Тема 12. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования Основные положения лекции Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Сущность «содержание образования» – содержательная сторона образования в единстве с процессуальной стороной. Источники содержания образования – культура или социальный опыт: - опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – знаний; - опыт репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – умений и навыков; - опыт творческой деятельности, в форме проблемных ситуаций; - опыт эмоционально-ценностных отношений. Документы, определяющие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия. Три составных компонента государственного образовательного стандарта: федеральный, национально-региональный и локальный (местный).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|