Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения. Темы индивидуальных творческих работ. Практикум. Литература. Тема 11. Цели обучения. Семинарское занятие №7.




Вопросы для обсуждения

1. Преемственность дидактических систем – общая закономерность развития теории и практики обучения.

2. Характерные особенности различных видов обучения.

3. Сущность объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, компьютерного обучения.

Темы индивидуальных творческих работ

1. Вальдорфская педагогика Р. Штейнера;

2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;

3. «Школа диалога культур» В. С. Библера, С. Ю. Курганова;

4. Школа свободного труда и мастерских С. Френе;

5. Технология саморазвития М. Монтессори;

6. «Педагогика сотрудничества».

 

Практикум

Оформить педагогический процесс в школе в виде замкнутого цикла, показав учебный, воспитательный процесс, внешкольную работу в виде оболочек целостного, взаимоувязанного, непрерывного процесса с горизонтальными, вертикальными и диагональными связями. Все элементы педагогического процесса обозначить в виде сносок.

Литература

1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984.

2. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.

3. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981.

5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988.

6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. – М., 1981.

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. – М., 1986.

 

Тема 11. Цели обучения

Основные положения лекции

Цель как один из основных показателей учебного процесса.

Два уровня анализа целей обучения: 1) на макроуровне, где цель обучения определяется общественно-историческими, экономическими условиями; конкретными возможностями учащегося; 2) на микроуровне, где цель должна быть доведена до указания конкретных видов учебно-познавательной деятельности.

Виды педагогических целей, глобальная (генеральная цель), как отражение заказа общества к уровню образования и воспитания учащегося.

Предметные цели: общие, предметно-специфические и частные.

Характеристика нормативных (государственных), общественных, инициативных целей обучения. Условия постановки организационных и методически целей.

 

Семинарское занятие №7.

1. Условия единства и совмещения общих и индивидуальных целей.

2. Цели образования и воспитания в современной российской школе.

3. Цели образования и воспитания в зарубежной педагогике.

4. Гармоничность воспитания и образования в единстве поставленных целей.

5. Идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости в произведениях детских писателей (по выбору).

Темы индивидуальных творческих работ

1. Адаптивная школа Е. А. Ямбурга № 109 Москва;

2. Школа самосовершенствования личности Г. К. Селевко;

3. Агрошкола А. А. Католикова;

4. Школа-интернат в г. Сыктывкар, Р. Коми;

5. Учебно-воспитательный комплекс «Веселый остров» на Сахалине и др.  

Практикум

Разработайте свой проект содержания образования для средней общеобразовательной школы. Укажите, какие предметы и в каком объеме часов должны изучаться в каждом классе. Предусматриваете ли вы возможность дифференцированного изучения отдельных предметов? Если да, то каких именно, с какого класса и на каких условиях?

Сравните преимущества и недостатки традиционной и рейтинговой системы оценки успеваемости учащихся. Какая из них, по вашему мнению, наиболее приемлема в вузе и почему?

Подготовьтесь к проведению некоторых фрагментов занятия в реальном времени: мысленно «проиграйте» способы организации взаимодействия с аудиторией, ораторские приемы, средства привлечения и поддержания внимания, активизации мыслительной деятельности учащихся, решения воспитательных задач и т. п.

Литература

1. Леднев В. С. Содержание образования. – М., 1989.

2. Аванесов В. С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989.

3. Ильясов И. И. Структура процессов учения. – М., 1986.

4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

5. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.

6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

7. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.

9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1998.

11. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

12. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

13. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.

14. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

15. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.

 

Тема 12. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования

Основные положения лекции

Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ.

Исторические и современные тенденции развития содержания образования.

Сущность «содержание образования» – содержательная сторона образования в единстве с процессуальной стороной.

Источники содержания образования – культура или социальный опыт:

- опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – знаний;

- опыт репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – умений и навыков;

- опыт творческой деятельности, в форме проблемных ситуаций;

- опыт эмоционально-ценностных отношений.

Документы, определяющие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия.

Три составных компонента государственного образовательного стандарта: федеральный, национально-региональный и локальный (местный).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...