Лицензирование и аккредитация
Один из первых консультантов в области паблик рилейшенз Эдвард Л. Бернейс (Edward L. Bernays) был ярым сторонником лицензирования. В 1953 г. он писал: "В истории всех профессий критерии и стандарты лицензирования и, в конечном счете, кодексы этики в общественном поведении были необходимы для того,... чтобы исключить тех, кто не соответствует этим критериям и стандартам".28 Неутомимый Бернейс продолжал отстаивать ту же точку зрения и спустя 50 лет: "Мы должны узаконивать занятия паблик рилейшенз с помощью лицензирования и регистрации соответствующих специалистов точно так же, как это происходит в случае юристов, врачей и других профессионалов. Сегодня термин паблик рилейшенз входит в сферу общественных интересов, и практически любой желающий - зачастую без соответствующей подготовки, образования и моральных устоев - может использовать его для описания того, чем он занимается".29 Тем не менее, специалисты в Соединенных Штатах продолжают делиться на сторонников и противников лицензирования.
Юридические аспекты
Вопрос получения лицензии на право заниматься той или иной деятельностью связан с тремя основополагающими проблемами: (1) правом на свободу выражения, (2) правом государства регулировать деятельность граждан и (3) правом гражданина заниматься той или иной деятельностью без неоправданного вмешательства со стороны государства. Лицензирование должно быть оправдано тем, что оно обеспечивает благосостояние и безопасность общества. В связи с лицензированием возникают две серьезные конституционные проблемы. Одной из них является проблема демонстрации принуждающего государственного интереса, а другой — защита свободы самовыражения специалиста. Право государства регулировать деятельность граждан основывается на Десятой поправке к Конституции США, которая оставляет за штатами (или народом) все полномочия, не делегированные явно федеральному правительству. Разумеется, Десятая поправка защищает свободу слова.
В последние годы суды подняли нижние пределы того, что называется "соблюдением государственных интересов". Две важнейшие причины, чаще всего заставляющие поднимать вопрос лицензирования PR - защита общества и профессионализация специалистов, - необходимо как можно внимательнее рассмотреть именно с точки зрения этого "соблюдения государственных интересов". Первая из этих причин (и самая веская из них — хотя и не с точки зрения судов) заключается в том, что PR могут нанести вред обществу "путем нарушения общественных каналов коммуникации". Хотя паблик рилейшенз обладают немалым потенциалом для некорректного их использования, их результаты вряд ли могут быть более опасными для общества в целом, чем вред, который может быть нанесен непосредственной деятельностью той организации, в интересах которой действует специалист в области паблик рилейшенз. Аргумент, будто лицензирование способно защитить общество, прямо опровергается юристами. Суды неизменно приходили к выводу, что даже некорректные коммуникации заслуживают защиты в соответствии с Первой поправкой к Конституции США. Вторая из этих причин, заключающаяся в том, что лицензирование служит дальнейшей профессионализации практики паблик рилейшенз, также подвергается сомнению юристами. Эта причина действительно может быть мощным профессиональным аргументом, но у нее нет никакой юридической основы. Еще никогда судьи не утверждали, что поскольку лицензирование обладает определенными преимуществами, его применение оправданно с юридической точки зрения. Лицензирование нельзя применять лишь к выгоде тех, кто уже принадлежит к данной профессиональной группе, — ни для того, чтобы поднимать профессиональные стандарты, ни для того, чтобы отгораживаться от возможной конкуренции.
Невозможно также отмахнуться и от проблемы нарушения свободы самовыражения. Если государство действительно собирается лицензировать специалистов, точная мера нарушения права специалиста на самовыражение, скорее всего, окажется минимальной. Реальная проблема здесь заключается в праве носить титул "сертифицированного консультанта в области PR". Верховный суд США в деле Тайм против Хилла, пришел к выводу, что конституционные гарантии свободы слова и прессы предусмотрены к выгоде не столько тех, кого они касаются непосредственно, "сколько к выгоде граждан в целом". Вырабатывая меру пригодности, которая в данном случае связана с компетентностью в области коммуникаций, государство должно признать разницу в компетентности отдельных специалистов. Тем не менее, право на свободу самовыражения предоставлено всем - в отличие от привилегии заниматься медицинской практикой, которая не гарантирована в Конституции. Защитники идеи лицензирования возражают, что лицензирование будет добровольным и, следовательно, конфликты с конституционно защищаемыми правами граждан возникать не должны. Соответственно, организации не будут принуждаться к пользованию услугами только лицензированных специалистов. Напротив, государственное лицензирование будет ограничивать лишь использование титула "лицензированный специалист в области PR" или аналогичного ему титула, в котором будет фигурировать определение "лицензированный", но не право самовыражения. Защитники идеи лицензирования указывают также на то, что работодатели и клиенты вскоре осознают преимущества использования лицензированных специалистов. Они также утверждают, что штаты могли бы выработать взаимные соглашения, в соответствии с которыми лицензии, выдаваемые в одном штате, признавались бы другими штатами, что предполагает наличие одинаковых экзаменов и критериев. Билль, предусматривающий "выдачу лицензий консультантам в области PR", в конце 1991 г. был представлен на рассмотрение законодательного собрания штата Массачусетс в честь столетия со дня рождения покойного Эдварда Бернейса. Если бы этот билль был принят, в штате был бы учрежден совет по лицензированию; в числе требований для лицензирования предусматривались "хороший характер, образование и сдача экзаменов"; лицам, не получившим лицензию, запрещалось использовать в своих титулах слова паблик рилейшенз, "коммуникации" и "корпоративные коммуникации"; кроме того, билль санкционировал использование в целях лицензирования действующих аккредитационных экзаменов. Слушания по этому законопроекту, состоявшиеся в 1992 г., заставили сделать вывод, что он скорее представлял собой дань уважения Бернейсу, чем отражал консенсус по этим проблемам в сообществе специалистов по паблик рилейшенз. В целом же нам представляется, что лицензирование еще не скоро окажется тем средством, которое действительно обеспечит подъем на новый уровень и стандартизацию образования, этики и компетенции специалистов в области PR.
Аккредитация
В отсутствие государственного лицензирования PRSA, IABC, ассоциации ряда штатов и несколько специализированных ассоциаций выработали собственные программы для сертификации специалистов в области связей с общественностью. Подобные аккредитационные программы, как правило, требуют сдачи письменного экзамена и "устной защиты" перед комиссией, состоящей из квалифицированных специалистов. Начиная с 1991 г. PRSA приступила к выполнению программы аккредитации. В число требований этой программы входило непрерывное образование и общественная деятельность каждого аккредитованного специалиста. Чтобы подтвердить свое право называться "аккредитованным в паблик рилейшенз" (или право указывать после своей фамилии аббревиатуру APR [Accredited Public Relations]), аккредитованные члены PRSA должны каждые три года зарабатывать 10 баллов путем получения непрерывного образования, профессионального совершенствования и активной общественной деятельности. Требования к подтверждению квалификации PRSA предъявила в 1996 г. ко всем своим членам, которые получили титул APR до 1991 г. Аккредитационная программа IABC — Аккредитованный бизнес- коммуникатор (Accredited Business Communicator [ABC]), — помимо сдачи соответствующих письменных и устных экзаменов, предъявляет требование так называемой "презентации портфеля". В соответствии с документацией IABC, "указание аббревиатуры 'ABC' после вашей фамилии является признаком определенных профессиональных достижений и обязательств", что свидетельствует о "переходе специалиста с уровня освоения паблик рилейшенз как ремесла на уровень управления коммуникациями".
Аккредитованным является примерно один из каждых пяти "дипломированных" (т.е. имеющих стаж практической работы не менее пяти лет) членов PRSA, что составляет около 4 тыс. человек. Аккредитационные экзамены IABC сдало еще меньшее число членов этой организации — около 600 человек, что составляет менее 5% от общего количества членов IABC. В течение почти двух десятилетий защитники идеи аккредитации предлагают объединить множество различных программ аккредитации, выработав единую программу сертификации. Одно из таких предложений сводилось к образованию некоего "совета по PR", который выполнял бы роль единого аккредитационного органа, и попытаться воздействовать суммарным авторитетом множества ассоциаций и обществ на тех специалистов, которые постоянно нарушают этические кодексы и основы профессионального поведения. Такой совет мог бы устанавливать и поддерживать высокие профессиональные и коммерческие стандарты, а также выступать в роли арбитра в случае нареканий на поведение отдельных специалистов, отделов или фирм. К сожалению, предложения по поводу выработки единой аккредитацион- ной программы обычно оказывались мертворожденными — прежде всего из- за взаимной подозрительности и отсутствия реальной заинтересованности различных профессиональных организаций. Когда, например, Североамериканский совет паблик рилейшенз выдвинул в 1998 г. идею так называемой "универсальной аккредитации" (UA), Совет по связям в сельском хозяйстве, Ассоциация паблик рилейшенз штата Флорида, Майнский совет по паблик рилейшенз, Общество стратегии и развития рынка в области здравоохранения, Южная федерация паблик рилейшенз и Техасская ассоциация паблик рилейшенз объединились с PRSA, чтобы выработать новый стандартизованный процесс аккредитации. В то же время IABC решила придерживаться собственной программы аккредитации. Председатель Совета по аккредитации при IABC заявил, что UA "не отвечает высшим интересам наших членов по всему миру", поскольку
программа IABC включает в качестве составной части процесса "оценочный сегмент" (портфель), а в UA ничего подобного нет; (2) программа IABC создавалась и модернизировалась специалистами на исключительно равноправной основе, чего нельзя сказать про UA; (3) программа IABC носит глобальный характер, а программа UA в настоящий момент охватывает только Северную Америку. Из сказанного можно прийти к заключению, что для перевода PR на более профессиональный уровень требуется единая, хорошо разрекламированная и настойчиво внедряемая в жизнь программа аккредитации. Современная практика PR по- прежнему регулируется весьма слабыми, волюнтаристскими кодексами и разобщенными усилиями множества ассоциаций и обществ, не предусматривая государственного лицензирования. Такая ситуация лишь ослабляет требования профессионализма и соблюдения высоких этических стандартов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|