Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в данном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем следующие упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления. Упражнение № 53. " Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов" " Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе " транспорт". Увидев незнакомую машину (на -пример, автокран), спрашивают: что это? Почему? " Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т. д. Упражнение № 54. " Формирование искусственных понятий" (по Л. С. Выготскому — Л. С. Сахарову) Материал: Три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трех степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором — белого, в третьем — серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв (для первого набора — пак, для второго — бро, для третьего — вил). Учитель делит карточки на группы и предлагает детям угадать задуманную комбинацию фигур. Признаки, объединяющие фигуры в группу, ученик должен выявить, иногда пользуясь бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно подвести детей к тому, чтобы они как можно реже заглядывали на оборотную сторону карточки. Таким образом, перед детьми стоит задача — образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность учащихся, другой ряд — функцию знаков, организующих их деятельность.
Упражнение № 55. " Формирование умения отделять форму понятия от его содержания" " Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче. — Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему? — Кот или кит? Какое больше? Почему? — Удав или червячок? Какое длиннее? Почему? —Хвост или хвостик? Какое короче? Почему? " Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше. Упражнение № 56. " Формирование умения устанавливать связи между понятиями" Приведенное ниже упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно учителем и детьми. Задача учителя — подвести ребят к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, учитель может переходить к заданиям для самостоятельной работы.
Примерные виды заданий:
Упражнение № 57. " Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач" Учитель говорит детям: " Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не. главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему? " Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. Примерные задания: а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены) д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево) е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|