3. Установление общего смысла.
3. Установление общего смысла. " Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется? " 4. Рассматривание с точки зрения композиции. " Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т. д. " Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта. 5. Анализ деталей. Теперь вы должны найти с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубитесь в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые должны запомнить дети. 6. Синтез. " Закроите глаза и попробуйте мысленно представить себе (исследованный объект). Скажите, что вы четко видите на : яоей картинке? Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте: ак вы- его запомнили". В заключение можно сравнить полученные рисунки. Для упражнений в приведенном выше анализе используются предметы, доступные в ваших условиях: — фрукты или овощи; начните с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких одного и того же семейства; — цветы и растения; — деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды или сережки (если имеются); — животные (например, кошки, собаки, птицы); — близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т. д. ); — люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей. Упражнение № 32. Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.
Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать. Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо " ушко" или " ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия. Вот почему предыдущая деятельность должна быть проведена особенно тщательно. Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала Упражнение № 33. " Двойная стимуляция памяти" Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д. ). Ребенку говорят: " Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону'. Затем читается первое слово. После того, как ученик отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы. Примерный набор слов: " пожар", " завод", " корова", " стул", " вода", " отец", " кисель", " сидеть", " ошибка", " доброта" и т. д. Упражнение № 34. Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
Медведь Тележка Пчела Колокольчик Ромашка Воздух Ваза Кот Солнце Вода Упражнение № 35. " Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены. названия животных. Вообразите себе этих животных в тестах, где помещены, их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой". Затем рисунок закрывается и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах. Упражнение № 36. Упражнение № 38. " Нелогичные ассоциации' Цель этого упражнения — побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд — горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д. В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|