Упражнение № 42. "Запоминание текста"
Упражнение № 42. " Запоминание текста" Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как в устной форме, так и в письменной (изложении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание. 1. Определите основную идею содержания текста. Выявите главное — о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок. 2. Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения. 3. Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль. 4. Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя. 5. Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом. 6. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них. 7. Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.
8. В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти. Упражнение № 43. " Запоминание чисел" Запоминание чисел — важная проблема, с которой сталкиваются учителя, например, при изучении таблиц сложения или умножения. Предлагаемый вариант запоминания требует серьезной и продолжительной работы с детьми, особого творчества учителя, поэтому может быть использован учителями по желанию. Система основана на использовании визуальных образов и их элементов — контуров, форм, геометрических фигур, цветов и оттенков. Каждой цифре присваивается свой визуальный код, напри. мер: НОЛЬ — ОДИН - два — три — четыре пять — шесть -семь — восемь девять десять — круг (или овал) — столб (кол, свеча) близнецы (пара ботинок) треугольник (трехколесный велосипед) — квадрат (4 лапы животного) — звезда (пятиугольник) — навесной замок открытый коса (Белоснежка и семь гномов) — песочные часы (очки) — улитка — пальцы двух рук Нетрудно связать такие образы в цепочку, соответствующую ряду цифр, который нужно запомнить, например: 2х2=4 " Близнецы, стоящие в квадратном окне" или " Пара ботинок папы и пара ботинок мамы стоят на квадратном коврике". Другой пример: 4+5=9 " В квадрате нарисованазвезда, и по рисунку ползет улитка". Можно воображать любые, самые несуразные сценки. 174 Упражнение для использования визуального кода Упражнение № 44. Воспользовавшись визуальным кодом, попробуйте вместе с детьми найти ассоциации для запоминания числа указанных ниже предметов. Например, одна корова — корова, привязанная к колышку или столбу. Эти картинки помогут вспомнить школьникам о цифре 1 и слове " корова".
Одна корова Две автомашины Три рубашки Четыре зеркала Пять солдат Шесть карандашей Семь шариков Восемь стульев Девять колец Десять стаканов Упражнение № 45. Теперь предложите им по памяти записать число приведенных предметов в следующем (уже измененном) порядке: рубашка солдаты карандаши шарики коровы кольца машины зеркала стулья стаканы В заключение хотелось бы остановиться на традиционном методе запоминания — повторении. Без повторения невозможно продолжительное сохранение информации, т. к., хранясь в памяти, она подвергается постоянным изменениям: искажается при каждом повторном вспоминании. Вот почему повторение не только не устарело как метод фиксации материала, но и просто необходимо в работе памяти. Существуют особые секреты использования этого вида работы. Применяя их на заня- тиях со школьниками, он может принести гораздо больщи успехи, чем раньше. е Упражнение № 46. " Особый путь зубрежки" 1. Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя. 2. Подождать 1 секунду и повторить снова. 3. Подождать 2 секунды и повторить снова. 4. Подождать 4 секунды и повторить снова. Ожидание — это эмоционально загруженное состояние. Удержание информации в этом состоянии не дает ей выскочить, она бьется и взбивает связи с другими понятиями. 5. Повторите через 10 минут (необходимо для запечатления). 6. Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2-3 часа. 7. При необходимости через 1-2 месяца; через 1 год. ^зкии уровень развития мышления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|