Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение № 42. "Запоминание текста"




Упражнение № 42. " Запоминание текста"

Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как в устной форме, так и в письменной (изло­жении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

1. Определите основную идею содержания текста. Выявите глав­ное — о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло про­смотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

2. Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь поста­райтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основы­ваясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им

возможность найти на них ответы. Это позволит детям просле­дить развитие главной идеи произведения.

3. Составьте с детьми план текста, выявляющий его структур­ную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

4. Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

5. Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, поряд­ке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, под­крепляющие основную мысль.

При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

6. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выяви­те вместе с детьми самые существенные из них.

7. Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к глав­ным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перей­дите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно опи­сать, что им нравится, а что нет.

8. В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.

Упражнение № 43. " Запоминание чисел"

Запоминание чисел — важная проблема, с которой сталкива­ются учителя, например, при изучении таблиц сложения или умножения. Предлагаемый вариант запоминания требует серьез­ной и продолжительной работы с детьми, особого творчества учи­теля, поэтому может быть использован учителями по желанию.

Система основана на использовании визуальных образов и их элементов — контуров, форм, геометрических фигур, цве­тов и оттенков.


 Каждой цифре присваивается свой визуальный код, напри. мер:

НОЛЬ — ОДИН -

два — три — четыре пять — шесть -семь — восемь девять десять

— круг (или овал)

— столб (кол, свеча)

близнецы (пара ботинок)

треугольник (трехколесный велосипед)

— квадрат (4 лапы животного)

— звезда (пятиугольник)

— навесной замок открытый коса (Белоснежка и семь гномов)

— песочные часы (очки)

— улитка

— пальцы двух рук

Нетрудно связать такие образы в цепочку, соответствующую ряду цифр, который нужно запомнить, например:

2х2=4

" Близнецы, стоящие в квадратном окне" или " Пара ботинок папы и пара ботинок мамы стоят на квадратном коврике".

Другой пример:

4+5=9

" В квадрате нарисованазвезда, и по рисунку ползет улитка".

Можно воображать любые, самые несуразные сценки. 174

Упражнение для использования визуального кода

Упражнение № 44.

Воспользовавшись визуальным кодом, попробуйте вместе с детьми найти ассоциации для запоминания числа указанных ниже предметов. Например, одна корова — корова, привязан­ная к колышку или столбу. Эти картинки помогут вспомнить школьникам о цифре 1 и слове " корова".

Одна корова Две автомашины Три рубашки Четыре зеркала Пять солдат

Шесть карандашей Семь шариков Восемь стульев Девять колец Десять стаканов

Упражнение № 45.

Теперь предложите им по памяти записать число приведен­ных предметов в следующем (уже измененном) порядке:

рубашка солдаты карандаши шарики коровы кольца машины зеркала стулья стаканы

В заключение хотелось бы остановиться на традиционном методе запоминания — повторении. Без повторения невозмож­но продолжительное сохранение информации, т. к., хранясь в памяти, она подвергается постоянным изменениям: искажает­ся при каждом повторном вспоминании. Вот почему повторе­ние не только не устарело как метод фиксации материала, но и просто необходимо в работе памяти. Существуют особые сек­реты использования этого вида работы. Применяя их на заня-


 тиях со школьниками, он может принести гораздо больщи успехи, чем раньше.                                 е

Упражнение № 46. " Особый путь зубрежки"

1. Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя.

2. Подождать 1 секунду и повторить снова.

3. Подождать 2 секунды и повторить снова.

4. Подождать 4 секунды и повторить снова.

Ожидание — это эмоционально загруженное состояние. Удержание информации в этом состоянии не дает ей выско­чить, она бьется и взбивает связи с другими понятиями.

5. Повторите через 10 минут (необходимо для запечатления).

6. Для уверенного перевода в долговременную память повто­рить через 2-3 часа.

7. При необходимости через 1-2 месяца; через 1 год.

^зкии уровень развития мышления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...