Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение № 58. "Формирование способности оперирования смыслом"




правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать,

слово) и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья,

солдаты)

Это упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень аб­страгирования.

Работа учителя по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные от­ношения подготавливают благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений, как более высокой сту­пени в развитии абстрактно-логического мышления. Целена­правленность суждений, степень их глубины зависит от умения ребенка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы учитель может использовать различный лите­ратурный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста.

Упражнение № 58. " Формирование способности оперирования смыслом"

" Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал


 Правильный выбор здесь — " Прежде чем сделать, надо хо­рошо подумать", а ножницы или продавец — лишь частности и не отражают основного смысла".

Примерные задания: 1. Лучше меньше, да лучше а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных < -/
2. Поспешишь — людей насме­шишь а) Клоун смешит людей б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать в) Торопливость может привести к нелепым результатам
3. Куй железо, пока горячо а) Кузнец кует горячее железо. б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится

 

i. Нечего на зер­кало пенять, коли рожа кри­вая а) Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла в) Зеркало висит криво
5. Не красна изба углами, а крас­на пирогами а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб б) 0 деле судят по результатам в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных
6. Сделал дело -гуляй смело а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть б) Мальчик вышел на прогулку
7. Умелые руки не знают скуки а) Петр Иванович никогда не скучает б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться
8. Не в свои сани не садись а) Если не знаешь дела, не берись за него б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге в) Езди только на своих санях

 


 9. Не все золото, что блестит

а) Медный браслет блестел как золотой

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо

'есформированностъ приемов учебной деятельности

Формирование учебных умений происходит в ходе правиль­но организованных занятий. Эти умения можно рассматривать как элементы учебной деятельности, которые развиваются и совершенствуются на последних этапах обучения.

Упражнение № 59. " Формирование умения принять учебную задачу"

Формирование данного умения происходит путем выполне­ния действий на основе данного учебного материала:

1. Преобразование условий задачи с целью обнаружения все­общего отношения изучаемого объекта.

2. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме.

В качестве материала можно использовать 3 пересекающих­ся класса геометрических фигур, составленные по 3 призна­кам: цвету, форме и размеру (методика поэтапного формирова­ния умственных действий П. Я. Гальперина). Действие органи­зуется последовательно в предметном, графическом и вербаль­ном планах.


  Первый этап. Формирование условно-динамической позиции

Перед ребенком выкладываются все геометрические фигуры. В экспериментальную ситуацию вводятся условные лица (куклы).

Задание следующее: распределить между куклами фигурки так, чтобы каждой из них принадлежал какой-нибудь при­знак. В данной ситуации ребенок последовательно занимает позицию каждого условного лица, и, уже исходя из новой по­зиции, определяет, кому принадлежат выбранные фигуры. Дальше игра продолжается: куклы должны построить дом, а для того, чтобы взять нужный кирпич, необходимо найти его хозяина и спросить разрешение. Ребенка спрашивают: " Если ты сейчас Миша, какие тебе нужны кирпичи? Чьи они? " И обрат­ный вопрос: " Ты — Миша, какие кирпичи общие у Андрюши с Петей? У тебя с Петей? У тебя с Андрюшей? " Определение общих классов опосредуется их принадлежностью условным лицам.

Второй этап. Графическое действие

Вводятся условные обозначения: " хозяева" изображаются разноцветными кружками, классы принадлежащих им предме­тов обозначаются символическими рисунками. В этой серии дети обучаются определять целый класс фигур по его пересече­ниям с другими классами, по подклассу и дополнительным классам. В отличие от первой серии в данной ребенок не знает, кому принадлежит класс фигур. Требуется определить, какой класс принадлежит лицу, чью роль он принимал, если известно, к кому относятся два подкласса этого класса или пересечение двух классов. Ребенок производит операции над классами, устанавливая их принадлежность условным лицам, чьи позиции он последовательно занимал.

Затем действия производятся на вербальном уровне — ре­бенку называют свойства фигур, а он указывает их " хозяев", и наоборот, упоминались " хозяева", а учащийся описывал при­надлежащие им фигуры, т. е. в данной серии у ребенка форми­руется умение ориентироваться при классификации не на от­дельные признаки предметов, а на их соотношение и на этом

основании причислять предметы к тому или иному классу. Для формирования данных умений можно использовать и дру­гое упражнение, в котором действия производятся на матери­альном уровне: ребенку даются коробочки разных цветов, в каждой из которых лежит кубик. По цвету кубик либо совпа­дает, либо не совпадает с коробочкой. По признаку цвета — совпадению или несовпадению окраски коробочки и кубика — можно составить 2 класса коробок. В ситуацию вводятся куклы, каждая из которых выстурает " хозяином" какого-либо одного класса. Сначала ребенок последовательно занимает ус­ловные позиции и определяет, кому принадлежат подклассы и классы фигур. После этого учитель, а затем ученик перемеща­ют кубики в коробочки так, чтобы соотношение цветов стало иным. Новое соотношение признаков в предмете изменяет его принадлежность тому или иному классу (лицу), что и опреде­ляет ребенок.

На графическом этапе вводятся условные обозначения для коробок и лежащих в них кубиков. Кроме того, детям предла­гается система стрелок, которыми обозначается переход пред­мета в другой класс при изменении соотношения признаков. Система стрелок и условные обозначения представляют собой знаки, которые вырабатываются по ходу обучения совместно ребенком и учителем. Знаки выступают средством как опери­рования классами, так и общения ученика с учителем (точнее, их совместной работой). Это обеспечивает возможность перехо­да к вербальному этапу обучения.

Критерием сформированное™ действия является умение ре­бенка занять позицию учителя и самостоятельно вести игру между собой. Подобный обмен ролями возможен лишь при осознании ребенком структуры задачи и средств ее решения. Переходя на позицию учителя, ребенок принимает на себя все его функции — постановку задачи и контроль за его выполне­нием.

Формирование умения принять учебную задачу тесно связа­но с такой мыслительной операцией, как анализ и переход к теоретическому обобщению, следствием которого является про­стейшее умозаключение. В связи с этим можно использовать следующее упражнение.


 Учебный материал составляют геометрические тела, различ­ные по форме (цилиндры и граненые фигуры), по высоте (10 и 15 см), и по цвету — о цветов.

1 группа: низкие граненые (8 фигур). Их название бик.

2 группа: высокие граненые (7 фигур). Их название гур.

3 группа: низкие цилиндры (3 фигуры). Их название цев.

4 группа: высокие цилиндры (3 фигуры). Их название лаг.

Учитель ставит перед ребенком учебную задачу: " Перед тобой расположены фигуры. У каждой есть свое название. Причем одно и то же название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая белая шестигранная призма) называется бик. Повтори, пожалуйста, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твое­му, могут называться бик".

На следующих этапах аналогично дети учатся отбирать фи­гуры гур, цев и затем лаг. На первых этапах необходимо научить детей отбирать фигуры хотя бы по одному признаку, выделяя его совместно с ребенком. При этом необходимо до­биваться, чтобы, выполняя задание, дети давали словесный отчет, почему он отнес фигурку к данной группе. Следующим этапом, при полном усвоении первого, может служить выде­ление одновременно двух признаков, которые учитель также пытается выявить совместно с ребенком. Теперь, отбирая об­разцы выделенного класса, дети должны обосновать свой

выбор двумя признаками. Учебная задача может считаться принятой, если ребенок в состоянии один разделить предъяв­ленные фигуры на группы, называет их и дает общее опреде­ление принципа объединения фигур в каждой группе, а именно — сходство по высоте и форме. Данное задание может быть модифицировано использованием другого дидак­тического материала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...