Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение № 37. "Конкретизация абстрактного"




Упражнение № 37. " Конкретизация абстрактного"

" Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, напри­мер, любовь/сердце и т. д. "

Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой.

Зима

Смерть

Свобода

Танец

Справедливость

Нежность

Время

Жара

Обед

Энергия

Скорость

Виновность

Бедность

Терпение

Болезнь

Скука

Надежда

Счастье

Все эти упражнения направлены на формирование умения устанавливать логичные ассоциации, т. е. развивают логичес­кий вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения мы предлагаем следующие упражнения.

Книга    Цветок

Сосиска

Мыло

Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришед­шие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их вообра­жению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выра­ботать у детей устойчивый навык.

Упражнение № 39. " Нелогичные" парные ассоциации слов"

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т. е. не связанные между собой естественными ассоциациями.

" Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А те­перь мысленно объедините оба предмета в одной четкой кар­тинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению. Пусть, например, даны слова " волосы" и " вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют? Поста­райтесь нарисовать как можно более яркую картинку".

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Ковер - кофе Кольцо - лампа Ноготь - книга Жук - кресло

Солнце - палец Двор - ножницы Котлета - песок Обезьяна - пальто Зубной врач — туалет


 Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары — они должны вспомнить и записать второе. Об­ратите их внимание на полученный результат.

Упражнение № 40. " Запоминание слов"

Теперь можно попробовать научить детей запоминать не­сколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, на­пример:

дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ:

" Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него на -чинает расти в сторону доска, из доски вниз опускает -ся ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламывае -те один край — получается РАСЧЕСКА. Вы. берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торча -щие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно и вы. берете РЕ -ЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдержива -ет и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы откры -ваете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".

Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составлен­ный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (ис­пользуются другие слова) и делясь им друг с другом. На заклю­чительном этапе — вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

Постепенно количество слов, предназначенных для запоми­нания, увеличивается,

Задача учителя во всей этой работе — привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в ус­тойчивый навык работы с информацией.

Теперь остановимся непосредственно на запоминании мате­риала, часто используемого в школьной программе.

Упражнение № 41. " Запоминание стихов"

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

В огороде чучело Шляпу нахлобучило Рукавами машет — И как будто пляшет! Это чучело — оно Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали, Чтоб горошек не клевали. Вот какое чучело Шляпу нахлобучило, Синий шарф на палке — Пусть боятся галки!

(И. Михайлова) 171


 а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.

б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе со­держание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картин­ку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.

в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.

У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

г) " Теперь, — говорите вы детям, — попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".

д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотво­рение еще раз внимательно. Исправьте также последователь­ность, в которой эти образы у вас возникают.

е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...