планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля
планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в 4 этапа, три из которых обязательны, четвертый, дополнительный этап, рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов. 1. Ориентировочно-обучающий этап. Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, его знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий. 2. Этап освоения правил. Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игровых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в пространственной ориентировке ребенка, испытываемые им трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия. Этап продвинутого освоения игры проводится после специального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется " линия роста" в качестве планирую- щей и контрольных функций: ребенок видит перспективу освоения действий и фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры. На примере игры " Поиск клада" 3. Этап совместных форм деятельности. Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми. Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиление планирующего контроля), осуществляет коррекцию выполнении действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль). 4. Контрольно-итоговый этап.
Здесь фиксируется сформированность выполнения всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции — субъекта присвоения учебно-игрового опыта. Упражнение № 62. Игра " Офицер — солдат" На первом этапе игры (" Подготовка к службе" ) взрослый вместе с ребенком определял пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрослый вместе с ребенком определяет и обозначает пространственные признаки листа. Собственно игра начинается на втором этапе (" Служба солдата" ). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределяет роли (взрослый — " офицер", ребенок — " солдат" ), знакомит ребенка с игровыми правилами (выполнение команд " офицера" ), вводит игровое употребление предметов (лист бумаги — карта). Взрослый предлагает ребенку выполнить подобное задание из 2-3 ходов, где выявляется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем два-три задания с различным количеством ходов в зависимости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех случаях ребенок " докладывал офицеру" о выполнении каждого хода. Обычно первые задания обнаруживают необходимость введения дополнительного обучающего упражнения " Молчаливая карта заговорила". После него предлагаются более сложные, например выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения. На третьем этапе (" Присвоение звания" ) происходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составлял задания для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоятельно организовывает обучение в игровом процессе.
На четвертом этапе (" Трудные задания" ) взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже выполняет письменные команды взрослого — " офицера", после | чего, приняв роль " офицера", составляет свое письмо для | взрослого — " солдата". | Таким образом, смысл игры для ребенка состоит в правиль- j ном выполнении команд " офицера" в пределах условно выде- | ленного периода (например, начиная с третьего задания), приобретении умения давать словесный отчет о выполняемых действиях, принятии роли " офицера" и умении управлять игровой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового, опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|