Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля




планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля

Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в 4 этапа, три из которых обязательны, четвер­тый, дополнительный этап, рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.

1. Ориентировочно-обучающий этап.

Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, его знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий.

2. Этап освоения правил.

Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игро­вых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в пространственной ориентировке ребенка, испыты­ваемые им трудности в выполнении действий как в умствен­ном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия.

Этап продвинутого освоения игры проводится после специ­ального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется " линия роста" в качестве планирую-

щей и контрольных функций: ребенок видит перспективу ос­воения действий и фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры.

На примере игры " Поиск клада"

3. Этап совместных форм деятельности.

Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми.

Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиле­ние планирующего контроля), осуществляет коррекцию выпол­нении действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).

4. Контрольно-итоговый этап.

Здесь фиксируется сформированность выполнения всего на­бора игровых действий: уровень их самостоятельного модели­рования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции — субъекта присвоения учеб­но-игрового опыта.

Упражнение № 62. Игра " Офицер — солдат"

На первом этапе игры (" Подготовка к службе" ) взрослый вместе с ребенком определял пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ,


 правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрос­лый вместе с ребенком определяет и обозначает пространствен­ные признаки листа.

Собственно игра начинается на втором этапе (" Служба сол­дата" ). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределя­ет роли (взрослый — " офицер", ребенок — " солдат" ), знако­мит ребенка с игровыми правилами (выполнение команд " офи­цера" ), вводит игровое употребление предметов (лист бума­ги — карта). Взрослый предлагает ребенку выполнить подоб­ное задание из 2-3 ходов, где выявляется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем два-три задания с различным количеством ходов в зави­симости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех слу­чаях ребенок " докладывал офицеру" о выполнении каждого хода.

Обычно первые задания обнаруживают необходимость вве­дения дополнительного обучающего упражнения " Молчали­вая карта заговорила". После него предлагаются более слож­ные, например выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения.

На третьем этапе (" Присвоение звания" ) происходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составлял зада­ния для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоя­тельно организовывает обучение в игровом процессе.

На четвертом этапе (" Трудные задания" ) взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже вы­полняет письменные команды взрослого — " офицера", после | чего, приняв роль " офицера", составляет свое письмо для | взрослого — " солдата".                                 |

Таким образом, смысл игры для ребенка состоит в правиль- j ном выполнении команд " офицера" в пределах условно выде- | ленного периода (например, начиная с третьего задания), при­обретении умения давать словесный отчет о выполняемых дей­ствиях, принятии роли " офицера" и умении управлять игро­вой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового, опыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...