Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления




Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

Само понятие образного мышления подразумевает опериро­вание образами, проведение различных операций (мыслитель­ных) с опорой на представления. Поэтому усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в коррекционной программе развития памя­ти (см. " Низкий уровень развития памяти" ). Не будем повто­ряться, и дополним их другими.

Упражнение № 47. Игра типа " На что это похоже"?


Упражнение № 48. Игра типа " Дополни до.

Упражнение № 49. Игра типа " Догадайся, кто нарисован

Упражнение № 50. Задание типа " Заполни пробел"

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному опе­рированию образами, т. е. к решению простейших мыслитель­ных задач с опорой на представления.

Упражнение № 51. Игра " Кубики"

Материал состоит из 27 обычных кубиков, склеенных между собой так, что получается 7 элементов:


 Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап — рассматривание элементов игры и нахожде­ние сходства их с предметами и формами. Например, элемент 1 — буква Т, 2 — буква Г, элемент 3 — уголок, 4 — зигзаг молнии, 5 — вышка со ступеньками, 6 и 7 — крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучше и эффективнее.

Второй этап — освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап — складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предло­жить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап — складывание объемных фигур по пред­ставлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Ре­зультат работы сравнивается с образцом.

СТЕНКА

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение № 52. " Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек"

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

" Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".

" Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 па­лочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

'Составить два разных квадрата из 7 палочек".


 Задачи, решение которых состоит

в перекладывании палочек

с целью видоизменения фигуры.

" -В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы, получилось 4 равных треугольника".

" В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палоч­ки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

" Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 па­лочки так, чтобы получился флажок".

" Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

" Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, " смотрела в другую сторону".


 " Какое наименьшее количество палочек нужно перело­жить, чтобы убрать мусор из совочка? "

Очень хорошим упражнением на развитие наглядно-образ­ного мышления является лабиринт. Имеется в виду методика исследования наглядно-образного мышления " Лабиринт" (см. Психодиагностические методики). На основе материала мето­дики учитель может составить собственные лабиринты и ис­пользовать их на коррекционных занятиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...