Пантеон даосизма. Организация и структура даосского жречества
Даосизм немыслим без чрезвычайно многочисленного пантеона божеств и бессмертных. Иерархия божеств отражает космологические представлений даосов, а бессмертные являются воплощенным обетованием и живым приме- ром достижения истины. Они глубоко вошли в повседневную жизнь каждого китайца. Выходя за ворота, трудясь в поле, готовя пищу, он постоянно об- щался с незримой реальностью. В то же время даосская мифология мало из- вестна в научных кругах. Одна из первых попыток ее классификации была предпринята Дао Хунцзином в «Чжэнь лин вэй е ту», который подразделил более 500 божеств и бессмертных на 7 рангов. Современный исследователь даосизма Фань Эньцзюнь представил следующую классификацию.
ЛЕКЦИЯ 6. ДАОСИЗМ 3. Астральные культы, астрология, жертвоприношения. Пантеон даосизма. Организация и структура даосского жречества
1. Божества Небес (тяньшэнь). К ним относятся: три чистейших (сань- цин), четыре императора (сыюй), тридцать два Небесных Владыки, три чи- новника (саныуань), Лэй Гун, Дянь My и др. У каждого из них – строго опре- деленный небесный уровень обитания, соответствующий религиозному по- ниманию процесса эволюции Дао и ступеням созерцательной практики. 2. Земные достопочтенные (дичжи). К ним относятся божества опреде- ленных местностей, городов, гор, лесов, рек, морей. Кроме того, в эту группу входят божества земли (тушэнь), ворот (мэньшэнь), домашнего очага (цзао- шэнь), колодца (цзиншэнь), отхожих мест (цэшэнь) и др. Многие из них пер- воначально имели человеческую природу, став впоследствии божественными людьми (шэньжэнь). Именно в эту группу вошло большинство божеств, ко-
торые даосизм впитал из локальных народных культов и религиозных тради- ций. 3. Божественные призраки (жэьгуй чжи шэнь) – божественные предки (включая семейных), покровители ремесел и школ, полулегендарные герои. Среди них – Кун Цзы, Мэн Цзы, Гуаньгун (Гуань Юй), У Ди, Юэ Фэй, Лу Бань и др. 4. Божества человеческого организма (жэньти чжи шэнь). Согласно даос- ским представлениям тело человека вмещает около 36 000 божеств. Их меди- тативная визуализация и созерцание являются важнейшими составляющими даосских обрядов и повседневных психотехнических занятий. Не все божест- ва благорасположены к человеку. Так, «три червя» (саньшишэнь), вопло- щающие сребролюбие, чревоугодие и любострастие, препятствуют достиже- нию адептом бессмертия. Считается, что ежегодно в день рождения человека они поднимаются на Небо и докладывают обо всех его прегрешениях. Даос, идущий по пути самосовершенствования, должен «запереть» их в своем теле, не смыкая глаз в течение 24 часов, усердно читая канонические тексты и произнося соответствующие заклинания. При постоянстве такой практики можно достичь полной их нейтрализации. 5. Божества преисподней (дифу шэньлин). Китайская традиция связывает представления о существовании двух загробных миров с горами Тайшань пров. Шаньдун и Фэндушань пров. Сычуань. Великий владыка восточного пика Тайшань (Тайшань дунюе Дади) определяет срок жизни и посмертную судьбу души, а Великий владыка Фэнду (Фэнду Дади) ведает духами и при- зраками умерших. Подобно Небу, преисподняя насчитывает 36 уровней, ка- ждому из которых соответствуют определенные божества. 6. Бессмертные. Общепризнанная типология бессмертных представлена в трактате Гэ Хуна «Баопу цзы» (III–IV вв.): а) небесные бессмертные (тяньсянь), занявшие место среди небесных бо- жеств; б) земные бессмертные (дисянь), обретающиеся на «знаменитых горах»
или в «пещерных чертогах»; в) бессмертные, освободившиеся от трупа (шицзесянь), обретшие бес- смертие через смерть и воскресение [137, с.6].
ЛЕКЦИЯ 6. ДАОСИЗМ 3. Астральные культы, астрология, жертвоприношения. Пантеон даосизма. Организация и структура даосского жречества
Несколько иная типология фигурирует в трактате даоса-исследователя династии Тан Сыма Чэнчжэня «Тянь инь цзы»: а) бессмертные люди (жэньсянь), пребывающие среди людей; б) небесные бессмертные (тяньсянь); в) земные бессмертные (дисянь); г) бессмертные Вод (шуйсянь); д) божественные бессмертные (шэньсянь), обладающие вездесущностью. 7. Истинные люди (чжэнь жэнь), постигнувшие истину – Дао, но не стре- мившиеся к телесному бессмертию. Даосские мифы и легенды, пользуясь терминологией К. Г. Юнга, входят в основы коллективного бессознательного китайского этноса и продолжают участвовать в формировании культурной сферы современного общества. Од- ним из ярких примеров является влияние даосских мифов и легенд на разви- тие китайского языка. В наши дни в разговорной речи китайцев повсеместно бытуют пословицы и фразеологизмы, связанные с именами даосских святых и бессмертных. Так, взаимоотношения бессмертного Люй Дунбиня со своим другом Гоу Яо отражены в устойчивом выражении – «Гоу Но и Люй Дун- бинь не различают добросердечность», имеющем значение «пустая обида». Чудесные качества упоминавшегося Лин Гуаня сохранены фразеологизмом «Трехокий Ма Ванъе», употребляемым как синоним дальновидности и про- зорливости. Отношение простого народа к даосизму и буддизму отражено в пословице «Не страшен красноликий Гуань Е, а страшен улыбающийся Буд- да». Создание и обожествление идолов восходит к архаичным культам Древ- него Китая – одному из важнейших источников всей даосской традиции, ко- торая связана с обожествлением сил природы и легендарных героев в про- цессе религиозного освоения мира. Поклонение даосским божествам и бес- смертным как в монастырях и кумирнях, так и в миру предусматривает их зримое изображение. Наибольшим уважением и значением в ритуальной практике даосов поль- зуются кумиры. Они изготавливаются из дерева, глины, камня и других ма- териалов. Так, камфарное дерево, благодаря своей распространенности, большой плотности древесины и устойчивости ее к гниению, является из-
любленным материалом мастеров провинции. Сычуань. Размеры идолов раз- личны – от комнатных, в несколько сантиметров, до монументальных. На- пример, статуя Лао Цзы на вершине гор Цинчэншань достигает 16 м. Ряд скульптурных композиций божеств даосского пантеона являет собой непре- взойденные образцы национального искусства Китая. Сотворение статуи непременно сопровождается соответствующими рели- гиозными обрядами. В один из благополучных дней перед началом работы проводят обряды поклонения бессмертным. Затем по верхней части заготов- ки наносят три или семь легких ударов топором, символизируя этим привне- сение в дерево трех душ хунь или семи душ по. Когда работа практически за- вершена, совершается обряд «вложения органов» в специально приготовлен-
ЛЕКЦИЯ 6. ДАОСИЗМ 3. Астральные культы, астрология, жертвоприношения. Пантеон даосизма. Организация и структура даосского жречества
ную на спине идола четырехугольную нишу. Чаще всего туда помещают сле- дующие предметы: – канонические тексты, отражающие разум и духовность; – зеркало, символизирующее способность бессмертного безошибочно оп- ределять добро и зло; – календарь – для охраны благоприятной погоды; – пять злаков – для увеличения плодородия земели; – алойное дерево, киноварь и сандарак – для защиты от злых духов; – пятицветные нити, отражающие полноту пяти первоэлементов; – золото, серебро или другие драгоценности как залог достатка и благо- получия; – даосские амулеты и пепел курительных палочек, символизирующие способность кумира сотворять чудеса. По окончании работы проводится обряд «открытия и просветления глаз», во время которого Высокий достопочтенный сбрасывает со статуи красное полотно, отирает лик, а затем новой кистью наносит киноварь или кровь пе- туха на зрачки, рот и уши. Другой служитель культа, находясь вне зала, на-
правляет зеркалом солнечный луч в глаза статуи. По представлениям даосов, именно в этот момент вновь сотворенный кумир обретает всевидящее око. Индивидуальность изображения божеств выражается во многом языком символов. Так, у каждого из восьми бессмертных имеются свои атрибуты, по которым легко определить их владельцев. Например, бамбуковый барабан- чик у Чжан Голао, нефритовая свирель у Хань Сянцзы, «железный» посох и тыква-горлянка – Ли Тегуая, волшебный меч – Люй Дунбиня и т. д. Лао Цзы очень часто изображается восседающим на буйволе, Яо Ван – на тигре, а Тай И, бессмертный спасения от бед, – на девятиглавом льве. Бессмертный Лин Гуань, как правило, запечатлен с устрашающим темно-красным лицом и тре- мя глазами. Поднятая правая рука его сжимает золотой бянь, в то время как кисть левой руки сложена в магическое заклинание. Облаченный в золотые латы, он с невероятной скоростью мчится на огненно-ветряных колесах Внешность Нефритового императора символизирует власть, степенность и силу; взгляд его направлен вниз, облачение императорское, парадно- ритуальное. Кумиры воспринимаются верующими как воплощение сверхъестествен- ных сил. К ним относятся почтительно, даже благоговейно. Китайцы никогда не употребляют слово «купить» в отношении божества. Вместо этого в языке существует устойчивое выражение «пригласить духа» (циншэнь). В монастырях и кумирнях перед даосскими божествами находятся посто- янные подношения: курительные палочки, свечи, цветы, фрукты, вино. Во время служб к этому добавляются чай, различная еда, драгоценности, одеж- да. «Культурная революция» принесла огромные бедствия стране и ее наро- ду. Идеологический фанатизм, жажда наживы и бесчинства экзальтирован- ной толпы привели к безвозвратным потерям произведений искусства, куль- товых предметов, построек, значительная часть которых имела многовеко-
ЛЕКЦИЯ 6. ДАОСИЗМ 3. Астральные культы, астрология, жертвоприношения. Пантеон даосизма. Организация и структура даосского жречества
вую историю. Огромное количество монастырей и кумирен было разрушено и разграблено, даосские скульптуры уничтожались бесчисленно. Часть куль- турного достояния даосов удалось спасти только благодаря мужеству, пре- данности и находчивости служителей культа и отдельных мирян. Так, из- вестная во всем мире мраморная статуя Лао Цзы династии Тан была спасена монахами, которые на время скрыли ее в земле. Ныне она находится в сто- личном монастыре Байюньгуань. А на горах Цинчэншань толпы хунвэйбинов были остановлены плакатами с цитатами Мао Цзэдуна, которыми даосы за- крыли большие статуи кумиров.
В современном Китае повсеместно набирает силу обратный процесс – восстановление утраченных культурных ценностей. Многое приходится соз- давать заново. Так, 9 сентября 1999 г. в горах Тайшань с большой торжест- венностью был проведен обряд «открытия и просветления глаз» вновь сотво- ренным даосским кумирам. На церемонии были представлены 990 замеча- тельных позолоченых статуй ручной работы. В июле 2000 г. в горах Цин- чэншань авторы наблюдали работу группы скульпторов из пригорода Чэнду, изготавливающих храмовые статуи Трех чистейших для одноименного зала в монастыре Шанцингун. Мастера работают артелью. Подобные заказы, по их словам, поступают из разных мест провинции постоянно. Наиболее распространенными кумирами в домах современных китайцев являются Цай Шэнь, Гуаньин, Лао Цзы. Изображения их продаются в Китае повсеместно. Ярки и красочны модернизированные алтари с божеством Бо- гатства: Цай Шэнь с золотыми лянами и фруктами освещен разноцветными электрическими лампочками, зрительное впечатление усиливается музы- кальным сопровождением. Такие алтари, размером от нескольких сантимет- ров до одного метра, можно увидеть в ресторанах, магазинах, гостиницах, кафе и т. д. Дома статуи кумиров часто покрывают красным полотном, перед ними ставят свечи и курительные папочки, а подношениями служат фрукты, конфеты, цветы. Выйдя за рамки узкокультового обихода, изображения бо- жеств даосского пантеона остаются очень популярными в народной среде. Организация даосского жречества может быть раскрыта на примере дао- сизма на Тайване. Все верующие даосы на Тайване могут быть разделены на три категории: 1) миряне, содержащие и обслуживающие храмы; 2) низшее духовенство – «наставники закона» (фаши), в чьи функции вхо- дят малые обряды: изгнание демонов, контроль над храмовыми медиумами, представления в традиционном религиозном театре марионеток и отправле- ние культов «обычных божеств» (шэнь), т.е. тех, кто якобы некогда были людьми, возвысившимися впоследствии до ранга божеств (Ма-цзу, Гуань Гун и др.). По цвету их головных уборов «наставников закона» обычно назы- вают «красноголовыми» (хун тоу); 3) ортодоксальные священнослужители (даоши, или черноголовые,– у тоу), совершающие общинные литургии, направленные на обновление общи- ны и сил в космосе и необходимые для освящения храмов (этот тип литургии называется «цзяо»).
ЛЕКЦИЯ 6. ДАОСИЗМ 3. Астральные культы, астрология, жертвоприношения. Пантеон даосизма. Организация и структура даосского жречества
Высокопоставленные даоши имеют соответствующие удостоверения с печатью «Небесного наставника». Обладатели подобных удостоверений ти- тулуются «возвышенный достопочтенный» (гао гун), или «виночерпий» (цэи цзю), в соответствии с древнекитайским названием. Гао гун играет особую роль в литургии. Он не совершает большинства обрядов, отправляемых низ- шими даоши, к которым он относится как учитель и наставник («как Лао-цзы к императору Хуан-ди»). Считается, что гао гун («деревянный священнослу- житель») при помощи заклинаний («мантр») и медитации интериоризирует ритуальные акты, совершаемые даоши («движущимися священнослужителя- ми»), и затем «объективирует» божественные духи своего тела, направляя их на небеса. Даосы верят, что только через посредничество гао гуна возможно обще- ние с Дао и его эманациями. Гао гун должен вступить в брак (здесь следует отметить, что до XIII в. часть монастырей принадлежала «Небесным настав- никам», но позднее все они отошли к «цюань чжэнь» в связи с монополиза- цией института монашества этой школой), и его должность является по тра- диции наследственной. Объектами поклонения гао гуна и даоши являются божества, никогда не бывшие людьми. Это персонифицированные ипостаси Дао – «небесные превосходные» (тянь цзунь). По своей магической силе даоши считаются превосходящими низших Бо- гов, которым поклоняются «красноголовые». Даоши в глазах населения яв- ляются высшими религиозными авторитетами, с которыми часто советуются по самым различным поводам. Даосской литургии приписывается сакраль- ный магический смысл: считается, что после великой литургии (цзяо) в об- щине не будет смертей в течение года, так как «цзяо» обновляет не только единство общины как единотелесного организма, но и самое жизнь общины. Разделение духовенства на «фаши» и «даоши» (кстати, указывающее и на теоретическую подчиненность категории закона «фа» принципу Пути-Дао) имеет ряд интересных черт, раскрывающих некоторые особенности истори- ческого развития даосизма. Даже костюмы двух классов духовенства указывают на иерархизованную взаимодополняемость: «фаши» всегда полуобнажены и босоноги; их одежда имитирует военный костюм; «даоши» одеты и обуты, и их одежда имитирует костюм гражданского чиновника. «Фаши» совершают Богослужение на разговорном языке, а «даоши» – на литературном, причем должен присутствовать и записанный текст литургии. «Даоши» может заменять «фаши», видоизменяя в подобном случае свой кос- тюм, но обратное невозможно. «Даоши» как бы олицетворяет собой Лао-цзы, воплощенное Дао, а «фаши» – его ученика Сюй Цзя, как бы тень или марио- нетку Лао-цзы. Сказанное приобретает особый интерес, если отметить, что в литургике «красноголового фаши» шаманский субстрат даосизма выступает в своем чистом виде (ритуал точно воспроизводит камлание и производится по ана- логичным поводам; используются «армии» подчиненных «фаши» духов, с помощью которых тот изгоняет демонов, общается с душами умерших и
ЛЕКЦИЯ 6. ДАОСИЗМ 3. Астральные культы, астрология, жертвоприношения. Пантеон даосизма. Организация и структура даосского жречества
т.п.), тогда как в литургии «даоши» («черноголового») этот субстрат высту- пает в сильно преобразованном и усложненном виде, а объектами литургии становятся небесные ипостаси Дао. Можно предположить, что обряды «фаши» (и сам данный тип священно- служителя) фиксируют первоначальный этап «даосизирования» шаманизма, тогда как «даоши» как таковые – позднюю ступень, собственно даосизм. Не подвергшиеся же даосизации шаманские культы были объявлены «непри- стойными» (инь) и подвергнуты преследованиям.
Даосизм и буддизм
Значение идейных контактов буддизма и собственно китайских философ- ских и религиозных систем для становления цивилизации Китая отмечают практически все историки китайской культуры. Особая роль в этих контактах принадлежала даосизму. Взаимодействие двух религиозно-философских сис- тем не могло не привести к кардинальным изменениям в их строе, способах и формах функционирования. Даосские концепции оказали наибольшее влия- ние на трансформацию индийской мысли в Китае, а буддизм во многом спо- собствовал становлению доктринальных и институциональных форм средне- векового даосизма. Актуальность исследования проблемы даосско- буддийского взаимодействия обусловлена, прежде всего, его важностью для понимания процесса формирования китайской и вообще дальневосточных форм буддизма их роли и места в идеологии, религии, искусстве и филосо- фии стран Восточной Азии. Следует также учесть, что, как показывают современные события, потен- циал воздействия идей буддизма и даосизма на китайскую и мировую куль- туру далеко не исчерпан, поэтому изучение взаимовлияния этих идей небес- полезно и для оценки их роли в текущих культурных процессах. В отечественной синологии работ, специально исследующих данные про- блемы, крайне мало. Соответствующая проблематика лишь кратко затраги- валась в трудах более общего характера, в которых рассматривались главным образом социально-исторические аспекты взаимодействия буддизма и китай- ской культуры, тогда как философские и идеологические проблемы этого взаимодействия еще не становились предметом специального рассмотрения. Из того, что уже сделано в этой области, можно назвать исследование клас- сика отечественного китаеведения В.П. Васильева (1818 – 1900), в котором он предложил «панбуддийское» решение данной проблемы. О.О. Розенберг (1888 – 1919) придерживался противоположной точки зрения. Он был скло- нен скорее умалять силу воздействия буддизма на собственно китайскую ду- ховную традицию. Едва ли не единственной отечественной научной публи- кацией, специально посвященной проблеме даосско-буддийского взаимодей- ствия, остается статья Е.А. Торчинова, однако она представляет собой лишь методологическое пособие для дальнейшего исследования.
ЛЕКЦИЯ 6. ДАОСИЗМ 4. Даосизм и буддизм
В китайской историографии тема доктринального взаимодействия буд- дизма и даосизма тоже затрагивается эпизодически, главным образом в тру- дах по истории буддизма в Китае, а также китайских синкретических сект. Более подробно данная проблематика рассматривается в западном китаеве- дении. Здесь можно назвать целый ряд исследователей, занимающихся во- просами проникновения буддизма в Китай и его последующей трансформа- ции в процессе адаптации к китайскому менталитету: А. Райт, Э. Цюрхер, Х. Уэлч, У. Пачов и др. Целостная картина взаимодействия буддизма с авто- хтонными китайскими философско-религиозными системами пока отсутст- вует, а без этого попытки решения каких-либо конкретных вопросов такого взаимодействия представляются малопродуктивными. Если подойти к реше- нию проблемы даосско-буддийского взаимодействия комплексно, используя метод системного анализа, то первым шагом в этом направлении очевидно, должна быть систематизация информации по данному вопросу, накопленной отечественными и зарубежными исследователями. Одним из условий такой работы является определение периодизации процесса взаимодействия двух философских систем. Деление всего периода взаимодействия на относитель- но небольшие отрезки должно облегчить изучение указанного процесса, а так-же помочь осознать логику его развития. Существует только одна схема периодизации взаимодействия буддизма с китайской социальной и культурной средой, предложеная американским си- нологом А. Райтом. За основу своей схемы А. Райт взял место и роль буд- дизма в китайском обществе. Данная схема описывает процесс взаимодейст- вия буддизма с китайской культурой в целом. А. Райт, стараясь охватить все стороны данного процесса, уделял основное внимание социально- политическим аспектам принятия и укоренения буддизма в Китае. При этом не вполне учитывался ряд особенностей взаимодействия буддизма именно с даосизмом, в частности тех, что связаны с взаимовлиянием и взаимопроник- новением идей. Если поставить во главу угла идейное взаимодействие дао- сизма и буддизма, то схема А. Райта потребует существенной коррекции. Не- обходимо принять во внимание общие характеристики указанного процесса в целом. Тогда существенные изменения параметров этих характеристик в те или иные длительные отрезки времени могут служить основанием для пе- риодизации данного процесса. Для процесса даосско-буддийского взаимодействия характерны следую- щие особенности: двунаправленный процесс взаимодействия; элитарный и простонародный уровень взаимодействия; непосредственное и опосредован- ное влияние (народная культура, сюаньсюэ и неоконфуцианство как опо- средствующие субстраты). Основываясь на приведенных соображениях можно предложить следую- щую периодизацию идейного взаимодействия даосизма и буддизма: 1. Пери- од идейно-мировоззренческой адаптации буддизма в Китае (II – V вв.). 2. Пе- риод активного взаимодействия буддизма и даосизма в области идеологии и религиозной практики (V – XI вв.). 3. Период даосско-буддийского взаимо- влияния в ситуации культурно-религиозного синкретизма (XI – XIX вв.). 4.
ЛЕКЦИЯ 6. ДАОСИЗМ 4. Даосизм и буддизм
Период идейного взаимодействия даосизма и буддизма в условиях проник- новения в Китай западной культуры (вторая половина XIX в. – наши дни). Вначале буддизм перенимает даосскую терминологию, стараясь не заим- ствовать даосские идеи, хотя это и было весьма трудно, учитывая широкое терминологическое заимствование, вполне логично, что ряд даосских идей, привнесенных с терминологией, не замедлил появиться в учениях уже пер- вых китайских буддистов. На втором этапе буддизм постепенно отказывается от даосских подпорок, создает собственную терминологию. Возникает целый ряд чисто китайских школ буддизма. Буддизм начинает обращаться к искон- но даосским темам, а даосизм использует буддийские термины и концепции. Во время третьего этапа происходит формирование религиозного синкретиз- ма, основы которого были заложены еще на первом этапе. В этот период соз- даются религиозные секты, в учениях которых смешиваются буддийские и даосские доктрины. На четвертом этапе буддизм окончательно вживляется в ткань китайской культуры. Под угрозой западного идейного вторжения буд- дизм активно впитывает все китайское. Происходит размывание границ меж- ду школами классического китайского буддизма. К началу XX в. буддизм воспринимается как нечто истинно китайское. Одновременно данное взаимодействие сопровождалось повышением «массо- вости» этого процесса, при одновременном снижении уровня дискурса. В со- временном мире идейное взаимодействие происходит главным образом в массовом сознании, способном воспринимать и с легкостью смешивать по- рой несовместимые доктрины и концепции. В дальнейшем необходимо ре- шить ряд вопросов, которые могут помочь расширить знания об идейном взаимодействии буддизма и даосизма в Китае. К таким вопросам относятся заимствование даосских понятий первыми буддийскими переводчиками, ис- токи и использование даосской «внутренней» алхимии в буддийских медита- тивных практиках школ Тяньтай и Чань, влияние буддизма и даосизма на трансформацию государственнической мысли и законов в эпоху Тан, осо- бенности соотношения даосских и буддийских концепций в учениях синкре- тических школ.
ЛЕКЦИЯ7. КОНФУЦИАНСТВО
План лекции
1. Возникновение и эволюция конфуцианства.
2. Конфуцианская литература.
3. Культ Конфуция. Социальные идеалы. Культ предков и нормы «сяо». Об- ряды. Закон «жэнь». Освящение власти императора.
4. Космогонические и космологические представления.
5. Конфуцианская система образования и воспитания.
6. Неоконфуцианство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|