Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и эволюция конфуцианства




 

 

Конфуцианство (Кит.: жу [цзя/цзяо] – «(учение) школы ученых- интеллектуалов») – древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Вос- тока, возникло в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. В оригинальном наимено- вании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя – Кон- фуция, что соответствует исходной установке последнего – «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». Свое качественно новое эти- ко-философское учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн1) правителей полумифиче- ской древности, выраженной главным образом в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из которых – восходящие к концу II – первой половине I тысячелетия до н.э. каноны Шу цзин и Ши цзин. Эта изначальная ориентация сделала опираю- щуюся на исторический прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI-III вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые- интеллектуалы, специализировавшиеся в»культурной» (вэнь) деятельности, т.е.хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, главным образом астрономо-астрологических (семантика «культу- ры» – вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические яв- ления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (со- временная провинция Шаньдун) и, возможно, являлись потомками правив- шей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в XII- XI вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившемся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологическом значении термина «жу» – «слабый». Конфуций счел эту

 

 

 
История религии. Конспект лекций -173-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

1. Возникновение и эволюция конфуцианства

 

социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной си- лой и выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианст- во отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной («небесной») власти в семейно- родственных категориях; «государство – одна семья», государь – Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, социальные связи – с межличностными, основа которых усмат- ривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений ме- жду отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства, отец считался «Небом» в той же мере, в какой Небо – отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо1) в специально посвященном ей каноническом трактате Сяо цзин была возведена в ранг «корня благодати/добродетели (дэ)».

Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, кон- фуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врож- денной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное,

«судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) са- кральную и онтолого-космологическую проблематику Конфуций рассматри- вал с точки зрения значимости для человека и общества. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутренних» импульсов человече- ской натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнь), и»внешних» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (ли). Нормативный тип человека, по Конфуцию, – «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «пре- допределение» (мин) и»гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно- моральные качества с правом на высокий социальный статус.

Соблюдение этико-ритуальной нормы ли Конфуций сделал также выс-

шим гносеопраксиологическим принципом: «Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли»; «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений». Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее уни- версального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в»золотое правило» морали (шу – «взаимность»), во втором – в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин – «выправ- ление имен»). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, – утвер- ждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этического по-

 

 
История религии. Конспект лекций -174-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

1. Возникновение и эволюция конфуцианства

 

рядка – «Пути» (дао), важнейшие проявления которого суть «гуманность»,

«должная справедливость» (и), «взаимность», «разумность» (чжи), «мужест- во» (юн), «[уважительная] осторожность» (цзин), «сыновняя почтительность» (сяо), «братская любовь» (ди, ти), собственное достоинство, верность (чжун),

«милостивость» и другие. Конкретным воплощением дао в каждом отдель- ном существе и явлении выступает «благодать/добродетель» (дэ). Иерархи- зированная гармония всех индивидуальных дэ образует вселенское дао.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к III в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-

социальные (Да сюэ, Сяо цзин, комментарий к Чунь цю), и имплицитные он- толого-космологические (Чжун юн, Си цы чжуань) представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии при-

знанные ортодоксальной и неортодоксальной соответственно интерпретации конфуцианства в IV-III вв. до н.э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из них выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син1), которой «гуманность», «должная справедливость», «благопристой- ность» и»разумность» присущи так же, как человеку – четыре конечности. Согласно второму человеческая природа изначально зла, т.е.от рождения

стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие ка- чества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соот- ветствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологической, а Сюнь-цзы – социальной и гносео-праксиологической стороны человеческого существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулиро- вал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать пороч- ного государя, Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ – с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с легизмом.

Во II в. до н.э., в эпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социаль-

но-политической теории – легизм, в то же время интегрировало ряд его кар- динальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико- ритуальных норм (ли2) и административно-юридических законов (фа). Кон- фуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям

«Конфуция эпохи Хань» – Дун Чжуншу, который, использовав соответст- вующие концепции даосизма и школы инь-ян цзя, детально разработал онто- лого-космологическую доктрину конфуцианства и придал ему некоторые ре- лигиозные функции (учение о»духе» и»воле Неба»), необходимые для офи- циальной идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (ко- нец III в. до н.э. – начало III в. н.э.) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение которого – систематизация идей, рожденных «золотым веком» китайской философии (V-III вв. до н.э.), и текстолого-

 

 
История религии. Конспект лекций -175-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

1. Возникновение и эволюция конфуцианства

 

комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной клас- сики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века нашей эры и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конфуцианский синтез в»учении о таинственном (сокровенном)» (сюань сюэ). Постепенное нарас- тание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (конец VI – начало VII в.), Хань Юй и Ли Ао (VIII-IX вв.).

Возникшее в XI в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства

и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологиче- ской методологии комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу

Дуньи (XI в.), идеи которого через столетие получили всесторонне разверну- тую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в XIV в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе го-

сударственных экзаменов вплоть до начала XX в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах – Корее, Япо- нии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления

династии Мин (XIV-XVII вв.) составила Лу [Цзюаня] – Ван [Янмина] школа, идейно господствовавшая в Китае в XVI-XVII вв. и также получившая рас- пространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоре-

тическом уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экс- тернализма (Сюнь-цзы – Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн- цзы) и интернализма (Мэн-цзы – Ван Янмин), в неоконфуцианстве офор-

мившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внешний мир или внутреннюю природу человека как источник постижения «принци- пов» (ли1) всего сущего, в том числе и моральных норм.

В XVII-XIX вв. оба ведущих учения – Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирического направления (пу сюэ – «учение о естестве», или «конкретная философия»), основанного Гу Яньу и возглавленного с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном иссле-

довании природы и научно-критическом изучении конфуцианской классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название «ханьское учение» (хань сюэ).

С конца XIX в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции западных идей и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии

к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В первой половине XX в. особенно в противостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили внутриконфуцианская оппозиция экстернализма

и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретиче- ском уровне, сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийские катего- рии со знанием европейской и индийской философии, что позволяет иссле-

 

 
История религии. Конспект лекций -176-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

1. Возникновение и эволюция конфуцианства

 

дователям говорить о возникновении в это время новой, исторически четвер- той (после изначальной, ханьской и неоконфуцианской) формы конфуциан- ства – постконфуцианства, а точнее, постнеоконфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы, на ассимиляции инородных и даже инокуль- турных идей. Современные конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и другие), в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего «моральную метафизику» неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуци- анство было официальной идеологией до 1912 г. и духовно доминировало до 1949 г., ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1960-е годы (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») ныне оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожи- дающей востребования национальной идеи.

 

 

2. Конфуцианская литература

 

 

Конфуцианская литература – это канонические книги, У-цзин. У-цзин [Пятикнижие] – общее название для следующих пяти конфуцианских кано- нических книг: И-цзин (Книга перемен, излагающая особую систему гадания, дополненная впоследствии комментариями в виде так называемых «10 крыльев», дающих космогоническую систему древних китайцев); Ши-цзин (Книга гимнов и песен); Шу-цзин (Книга записанных преданий – эпическое произведение, излагающее ритмической прозой легенды об образовании ки- тайского народа и о древней его истории); Ли-цзи («Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов» – регламентирующие общественные отношения, религиозные обряды и т. п. и заключающие в себе сведения об идеальной, с конфуцианской точки зрения, системе правления древних ца- рей, о древнем календаре и т. д.); Чунь-цю – летопись княжества Лу, напи- санная, по преданию, самим Конфуцием, хотя последние записи в этой лето- писи трактуют и о событиях, имевших место после его смерти. Чунь-цю дает нам не столько изложение самих событий, сколько крайне лаконическую оценку их с точки зрения конфуцианской политической морали. У-цзин яв- ляется древнейшим китайским литературным памятником и содержит весьма ценные сведения по древней истории китайского народа. Однако этим сведе- ниям нельзя вполне доверять. Ученые, восстанавливавшие древние книги (в основном составленные в VI-V в. до н. э.) при династии Хань, стремились приспособить их к политическому строю своей эпохи и поэтому прибегали либо к окружению древнего текста соответствующим комментарием, либо к интерполяциям и даже к прямой фальсификации текста. У-цзин дошла до нас в столь ненадежной ханьской редакции, что требует еще большой филологи- ческой работы для отделения древнего текста от позднейших наслоений.

Сам Конфуций, как Пифагор и Сократ, не оставил письменного изложе-

ния своего учения, но друзья и последователи мудреца записали его выска-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -177-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

2. Конфуцианская литература

 

зывания в книге «Лунь юй» – «Суждения и беседы». Она состоит главным образом из собранных без всякой системы отдельных афоризмов, которые начинаются словами: «Учитель сказал...» Иногда в ней сообщаются факты из биографии Конфуция, иногда попадаются живые эпизоды, показывающие учителя в непринужденной беседе с друзьями. И хотя предание приписывает Конфуцию составление чуть ли не всей священной письменности Китая,

«Лунь юй» остается почти единственным надежным свидетельством о муд-

реце и его учении.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...